Золотое шитье торжок
Торжокское золотое шитьё
Торжокское золотое шитьё - вид русской вышивки, народный художественный промысел, известный в Торжке с XIII века и получивший развитие в XVIII веке. Традиционные изделия - вышивка золотыми и серебряными нитями по сафьяну (обувь), бархату, сукну (костюм, церковное облачение). Для торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блестками.
Город Торжок находится в Тверской области. Город этот древний, его в 12 веке основали новгородские купцы. Место было удобным, на пересечении торговых путей. Никто мимо не проезжал, всякий путник в этих краях останавливался. Купить что-то, продать или договориться о покупке тут всегда можно было. И никто не уезжал отсюда без чудесного золотого шитья. Ведь промысел этот появился чуть ли не раньше самого города. В Торжке золотом вышивали все, даже боярыни, дочки купцов и знатных людей. Золотое шитьё считалось настоящим искусством. Изо всех сил боярские дворы состязались в золотом шитье. Открывали собственные мастерские, переманивали лучших мастериц. А потом хвастались друг перед другом у кого изделие богаче расшито.
Однажды в Торжок решила приехать сама Екатерина II. Местные мастерицы не стали ломать голову чем удивит царицу. Конечно золотым шитьём. Решили они сшить ей платье из голубого атласа, а на нём вышить золотые лилии. Екатерине платье так понравилось, что мастерицу, которая сделала такое чудо, она увезла с собой в Петербург. Злые языки утверждали, что талантливая мастерица была очень дурна собой. Поэтому уже в Петербурге Екатерина отобрала 12 самых красивых девушек, послала их в Торжок учиться мастерству. Сказала, что красивые вещи должны создаваться только красивыми людьми.
А золотое шитьё удивляло многих. Им ещё поэт А.С. Пушкин восхищался. Сам он раз 20 бывал в Торжке. Конечно, великолепные вышивки не оставались без его внимания. Искусство здешних мастериц вдохновляло поэта. С письмами некоторым своим девушкам он посылал златотканые пояса.
Время прошло, но слава Торжка не угасла. Сюда приезжают, чтобы приобрести удивительные вещи, расшитые золотом: охотничьи фляги, кошельки, сумочки, картины и многое-многое другое.
В Торжке вышивались костюмы для фильма «Война и мир» и «Анна Каренина». А современные модницы, как и в Пушкинские времена, заказывают себе вышитые золотом пояса.
Торжок – красивейший город Тверской губернии. На восьми холмах развернулись улицы и площади древнего города, прекрасные церкви, памятники и ярмарка, где можно купить знаменитые золотые вышивки.
Торжокское золотое шитьё , один из видов русской вышивки, художественный промысел, известный в Торжке с 13 века и получивший широкое развитие в 18 веке. Традиционные изделия — вышивка золотыми и серебряными нитями (главным образом «кованым» швом и швом «в прикреп» по настилу) по сафьяну (обувь, рукавицы и пр.), бархату, сукну и др. материалам (различные детали народного праздничного костюма, предметы церковного обихода, пояса, кошельки и др.).
Для Торжокского золотого шитья наиболее характерен растительный орнамент с мотивом ветки розы; основной узор украшался завитками, усиками, блёстками, которые смягчали переход от рельефного орнамента к фону.
В 1928 мастерицы объединились в Торжокскую золотошвейную артель им.
8 Марта, в 1960 реорганизованную в одноимённую фабрику — филиал производственного объединения строчевышитых и золотошвейных уборов «Калининские узоры», выпускающую преимущественно знаки различия для армии, эмблемы, а также платья, панно и т.д.
Лит.: Хилевская К. В., Золотой узор. Рассказ о торжокских золотошвеях, М., 1959.
www.hnh.ru
Золотое шитье Торжка - День вдохновения
Торжок – старинный город Руси, в котором зародилось золотое шитьё, и по сей день остаётся, можно сказать, единственным местом, где живёт — бытует это мастерство. Умелые руки мастериц создают уникальные изделия, отличающиеся высокой техникой исполнения и красотой.
На фабрике «Торжокские золотошвеи» ассортимент продукции значительно увеличился и периодически обновляется. Здесь вышивают диванные подушки, скатерти, украшения (серьги, брошки, кулоны, заколки для волос), выполняются и индивидуальные заказы.
Золотые руки мастериц вышивают золотыми нитями и современную одежду, и аксессуары, предметы интерьера и записные книжки, шкатулочки и различные эмблемы, и всё это прекрасно вписывается в современный образ жизни.
Мастерицами золотошвейной фабрики Торжка оформлены Георгиевский зал в Кремле, Андреевский зал Большого Кремлевского дворца, Константиновский дворец. Для Норильского кадетского корпуса изготовлено знамя с Российским гербом.
Руское золотое шитьё отличается совершенством композиций, все узоры соразмерны друг с другом, в них чувствуется определённый внутренний ритм, движение и даже поверхность, свободная от шитья узорная.
Что представляет собой золотное шитье? Так называется одна из сложнейших вышивок золотой и серебряной нитью по бархату, сафьяну, коже, сукну, кисее.
Шитье выполняется прядильными нитями из тонкой позолоченной или серебряной ленточки, накрученной на льняную или шелковую основу — нитку.
Часто используется бить — узкая тонкая полоска драгоценного металла, иногда используется канитель — тонкая проволочка, свитая в спираль, кроме того, применяется тонкий золотой шнур.
Бытует множество видов шитья. Всего известно более 100 разновидностей швов: литой шов, чеканный, кованый и другие.
В зависимости от прикрепа узоры могут быть самыми разнообразными и именовались в народном духе: 'городки', 'перышки', 'ключики', 'ягодки', 'ягодки с черенком'. Трудоемкий кованый шов все чаще сочетался с легкими сетками, звездочками, воздушными петлями и другими несложными разделками. И еще шитье золотом.
inspirationday.ru
Торжок. Золотное шитье
?Александра Смолич (amsmolich) wrote, 2016-06-09 17:54:00 Александра Смолич amsmolich 2016-06-09 17:54:00 В 2014 году в корпусе Бенуа была выставка «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (женский народный костюм в России XVIII-XX веков). Представлена была нарядная одежда зажиточных горожанок и крестьянок XIX. Особое место на этой выставке занимали изделия новоторских мастериц, выполненные в первой половине XIX века. Выставка произвела неизгладимое впечатление. И это была одна из причин, почему хотелось посетить Торжок. Посмотреть, что же это за сказочный город такой, по которому расхаживали красавицы разодетые словно принцессы. И еще очень хотелось узнать, почему только у жительниц Торжка правый рукав шугая был длиннее левого, чего никогда не было в других городах России.Пишут, что искусство золотошвейного и сафьянного дела зародилось в Торжке еще в XIII веке. Золотошвейное искусство принесло городу широкую известность и славу. Заказы на вышивку поступали отовсюду, приезжали помещики, готовящие приданое своим дочерям. Кисейные платья с золо́тной ниткой, кружевные накидки, оборки, платки, скатерти, сапожки, расшитые золотом и серебром – всё пользовалось спросом.
У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:

Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут» , платок.
Но ведь девушки как-то носили укрут, который как-то держался на голове и не сваливался. Как им это удавалось? После вопроса про рукава, спросить про укрут постеснялась. «Предметом особой заботливости всех, носивших богатый новоторжский наряд, были белые кисейные рукава для сарафанов и кисейные же фартуки. Для них золота не жалели и буквально заливали так называемой «битью» всю верхнюю часть рукавов и низ фартуков» (Давыдова, 1914).Летом тоже носили укрут, только вместо платков надевали фату:Мы тщательно выбирали подарки. Купили для Лены К. бархатную косметичку с голубицей, вышитой золотными и серебряными нитями, что символизирует достаток в доме, чистосердечие, золотой характер, отсутствие ума и доброту Карпуни. Сколько стоит не скажу, потому что она изредка читает мою писанину.
Каталог 2016 года:Посмотрите сколько туров предлагают в какой-то там Борго (Порвоо), как рекламируют этот городишко, в котором из достопримечательностей всего-то один собор и веер какой-то дуры. Даже сравнивать нельзя с Торжком. Я не противопоставляю, надо ездить и в Борго, тем более, что это тоже наша история , но и свои города не надо забывать.
Можно сказать, что Торжок выглядит обшарпанным, дороги разбиты, что сюда надо вкладывать деньги. Но я думаю, что сначала мы сами должны ездить, смотреть, интересоваться своей историей, тратить деньги на музеи, экскурсии, путеводители, сувениры, кафе, такси, гостиницы. Увидев спрос, турфирмы увеличат количество туров, число туристов возрастет. А тогда и чиновники начнут выделять деньги, появятся дороги, начнут восстанавливать усадьбы. Всё зависит только от нас, от нашего интереса и любви к своей земле.---------------------------------------------------------------------
Все записи о поездке в Торжок 19-21 апреля 2016 года:Лихославль
Знаменское-Раек Пятница-Плот Арпачево Никольское (Черенчицы) Василево. Музей деревянного зодчества Усадьбы Василёво и Митино Музей в Борисоглебском монастыре. «Да будет в моем отечестве вкус Палладиев» Исторический музей Музей Пушкина «Без пояса, что без креста…» Усадьба Грузины Монастыри и храмы Торжок Золотное шитье О пожарских котлетах и не только Тверь Tags: Выставка, Тверь, Экскурсияamsmolich.livejournal.com
Торжокское золотное шитьё. Ремёсла — Путеводитель по русским ремёслам
Вконтакте
Google+
Торжокское золотное шитьё — русский народный художественный промысел, распространённый в городе Торжок Тверской области.
Промысел известен с XIII века. Наибольшее развитие получил во второй половине XVIII — первой половине XIX веков. Тогда торжокские мастерицы вышивали головные уборы, кисейные рукава, передники, пояса, сафьяновую обувь, кошельки, детали народного костюма и предметы церковного обихода. Поступали заказы от императорского двора.
«Ремеслом этим владели не только простые девушки, но и знатные барышни, купеческие дочки и боярыни. Императрице Екатерине II во время ее визита в Торжок было подарено голубое атласное платье с вышитыми на нем золотыми лилиями, которое было сделано одной из местных мастериц.»

Инструменты для вышивки
Для вышивки нужна ткань, пяльца, иглы и нитки. Ткань - это сафьян, шёлк, шерсть, кожа, замша. Но главный материал – это высококачественный бархат тончайшей выделки. Ткань закрепляется на пяльцах. Наносится рисунок, под ткань подкладывается специальная подложка. В старинных руководствах пишут так:
«Золотное шитьё выполняют по настилу – из картона, бумаги, кожи, других нитей или бересты».
Нитки
Раньше, вышивали металлической нитью, настоящей, золотой. Потом стали имитировать эффект золота, и поэтому шитьё стало называться не «золотое», а «золотное». Такая нить называлась «канитель» (содержание золота – 1,5-5%, толщина 1-3мк). Сейчас используются современные технологии изготовления нитей, но они по прежнему с позолотой.

Орнамент
Наносится на ткань двумя способами: «на проем» - нужен стол со стеклянной столешницей и лампа, или «в прикреп» - требуется копировальная бумага и маленькое шильце, чтобы прокалывать настил.Иголкой уже потом прикрепляют кусочки золотых нитей к ткани.

Золотная нить – только на лицевой стороне, с изнанки уже обычная. Золотную нить прикрепляют на ткань, подобрав по цвету и по оттенкам. Это очень сложно.
«Основной эффект золотного шитья заключается в светотеневой игре металлических нитей».
Торжокское золотное шитьё это в основном цветочная миниатюра, т.е. растительный узор. Любимый узор – ветка розы с цветами, бутонами и листьями, обязательны завитки, усики, блёстки, бисер и даже жемчуг.

В Торжке шьют иконы, церковное облачение и утварь. Все это великолепие можно увидеть в Московском Кремле (Патриарших палатах), Троице-Сергиевой Лавре (ризница), Новодевичьем монастыре (Девичья башня) и в разных монастырских музеях.
ru.russianarts.online