Золотое сечение в шитье


Золотое сечение – формула кроя

Золотое сечение нам знакомо еще со школьной скамьи. Проходили мы его вскользь, хотя в жизни сталкиваемся с ним повсеместно. В частности, правильные пропорции в одежде обеспечивает именно золотое сечение.

Говорят, что понятие золотого сечения отрезков представил науке Пифагор,

который, как предполагают, почерпнул эти знания у древних мастеров Египта и Вавилона. Пропорции античных пирамид, дворцов и гробниц этих древних цивилизаций говорят о том, что эта тема была им знакома.

Золотое сечение в нашей жизни

Сложно назвать сферу, в которой визуальная гармония достигается без золотого сечения. Причем, совершенно разные жизненные сферы базируются именно на этом чудесном явлении.

Золотое сечение. Деление отрезков

Так что же такое Золотое деление отрезков?

Это разрез, полученный в результате разделения любого отрезка на два участка так, что отношение большего участка к величине всего отрезка равно отношению меньшего участка к большему.

Назвал его так Леонардо да Винчи, который проповедовал законы красоты, отталкиваясь от Высшей гармонии мира.

В любой сфере, где человек чувствует гармонию – в музыке, в искусстве, в архитектуре, – везде имеется это божественное соотношение. Даже когда Вы садитесь на свободную скамейку, Вы не усаживаетесь с краю, или строго по середине, а интуитивно выбираете место, которое примерно делит скамью в пропорции 0,38 : 0,62. Такая гармония присутствует как в рукотворных продуктах человеческого гения (в античных памятниках древних цивилизаций), так и в природе.

Золотое сечение. Ряд Фибоначчи

В XVII веке математик Леонардо Фибоначчи сумел вывести чудесный числовой ряд, названный его именем.

Особенность этой последовательности в том, что каждое ее число, начиная с третьего, равно сумме 2-х предшествующих (к примеру: 55 = 34 + 21; 89 = 55 + 34; 144 = 89 + 55 ). При этом соотношение любой пары смежных чисел приближается к этой дивной пропорции деления: 55 : 89 = 0,62; 89 : 144 = 0,62.

Ряд Фибоначчи мог бы быть только математическим курьезом, если бы все, кто исследовал тему пропорционального деления в природе и разных сферах человеческой деятельности, не приходили неизменно к этому ряду чисел как к арифметическому проявлению закона золотого деления.

Еще художники эпохи Возрождения определили, что любая картина содержит некоторые точки, притягивающие наше внимание. Их всего четыре, и они делят расстояние между сторонами прямоугольника примерно на 3 и 5 частей соответственно (заметьте, эти величины, а также их сумма, равная 8 – это часть ряда Фибоначчи).

Проявление этого закона Вы можете увидеть в разных сферах: в живописи и архитектуре, в скульптуре, в быту и в природе.

И человек в этом списке – не исключение: количественное членение человеческого тела соответствует ряду Фибоначчи.

Мы воспринимаем гармонию вещей, считая их красивыми, когда в них наблюдаются пропорции этого божественного порядка.

Золотое сечение в методике кроя

Так вот. Рассказывая Вам о различных методиках кроя, я отмечала, что большинство из них базируется на эмпирических (полученных опытным путём) соотношениях в результате замеров типовых фигур. При этом, перед построением выкроек, я каждый раз делала предварительные расчеты, также пользуясь формулами.

Так в чем же разница?

Все дело в том, что каждая методика опирается на свои собственные эмпирические расчеты, но у всех объектом исследования были типовые фигуры, которыми в реальности обладает очень небольшой процент людей (до 5%).

Основанием для расчетов, приведенных мною, послужил закон гармонии мироздания, золотое сечение, присутствующее во всех сферах нашей жизни, и являющееся каноном красоты независимо от времени и места. Это формула Природы, а с ней не поспоришь!

Вот почему пропорция красоты, которую нам дарит сама Природа, является канонической формулой для наших расчетов.

До встречи!

kroycad.ru

Определение гармоничной длины при помощи золотого сечения (часть 2)

Здравствуйте, друзья!

После предыдущей публикации про определение гармоничной длины платья с использованием золотого сечения, мне пришло несколько писем  с вопросами от  читательниц по определению длины с помощью золотого сечения.

Цитирую один из вопросов:

» Елена, добрый день! Формула золотого сечения подходит только для стройных и молодых. В 56 лет эту формулу не применить. А как для такого возраста найти правильную длину?». Светлана

Другие письма в целом со схожими вопросами — как определить нужную длину? как пользоваться золотым сечением? и т.п

Благодарю за вопросы! Раз они появились, значит тема может быть интересна широкому кругу читательниц.

Предлагаю рассмотреть применение золотого сечения подробнее, останавливаясь на разных вариантах.

Сразу оговорюсь, что рассмотренная схема  нахождения длин,  довольно относительна.

Для красивого, грамотного построения образа в целом, нужно учитывать разные нюансы — силуэт фигуры, осанку, рост, пропорцию, полноту, возраст , статус и предпочтения человека, выбирая комплексный подход.

ПРИМЕЧАНИЕ: Про силуэт  читайте здесь , здесь и вот здесь; Пропорции фигуры рассматриваются в этой публикации; Типы телосложения тут; Как определить осанку читайте на этой странице (кликайте по ссылкам, для перехода на нужную статью).

Но, для ориентирования при подборе длины и создания собственного образа, принцип золотого сечения будет хорошим дополнением и подспорьем особам сомневающимся и любителям точных цифр.

Не буду повторять данные из предыдущей статьи (её можно найти здесь), напомню лишь, что означает золотое сечение.

«Золотое сечение» — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, целая часть  делится на две неравные  так,  чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если применить это утверждение к фигуре человека  тогда выходит, что наиболее гармонично  сложенная фигура будет иметь отношение верхней части ( от темени до талии) и нижней части  (от талии до пола), как 3:5.

Почему именно такая пропорция? 

Пропорции выступают в виде различных математических отношений. Самой гармоничной пропорцией считается «золотое сечение».

Напомню факт из прошлой публикации:

Профессор Цейзинг  пришёл к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Относительно этого закона,  голова человека составляет 1/8 длины тела, а линия талии делит его как 5/8.

Соответственно, если брать за единицу модуль, длиной равной длине головы, получается та самая пропорция, а среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6.

Отсюда получаем нужный коэффициент для женской фигуры. Кстати, мужская фигура с пропорцией 13 : 8 = 1,625,  несколько ближе подходят к золотому сечению…

Вернемся к гармонии и определению гармоничной длины при помощи золотого сечения…

Возьмем, для примера,  фигуру с ростом 167 см.

Применяя закон золотого сечения,  делим 167 на 1.618 (коэффициент золотого сечения)

167 : 1.618 = 103.2 см.

Соответственно, наиболее гармоничное соотношение для данной фигуры, рассчитаем так:

167 — 103.2 = 63.8 см.

Таким образом пропорция 3:5 исполнена как  63.8 : 103.2 = длина от темени до талии : длина от талии до пола;

Для наглядности, приведу изображение:

Это идеальные пропорции для нашей «примерной» фигуры с ростом 167 см.. Вы можете измерить свой рост, рассчитать «идеальные» цифры, сравнить со своими и корректировать фигуру в соответствии с расчетами.

Например, если выяснится, что  торс относительно ног удлинен, лучше выбирать одежду. зрительно удлиняющую ноги  — завышенная линия талии юбок и брюк, платья в стиле ампир, широкие пояса и т.д .

Правда, удобный закон?

А теперь, давайте порассуждаем.

Зная закон золотого сечения (который не ограничивается данным утверждением, рассматриваемые в нем утверждения, гораздо шире — цель данной статьи  не в этом…) можно определить нужную длину делением выбранного целого участка на коэффициент золотого сечения.

Продолжу на примере для фигуры с ростом 167 см.

Итак, нужно определить оптимальную длину юбки, для этого:

  • Измеряем  длину от талии до пола сбоку  (не забудьте повязать резинку/поясок на талию);
  • Делим получившееся значение на 1.618.

Допустим, длина от талии до пола равна 103.5 см.,

103.5 см. : 1.618 = 63.96 ( примерно 64 см.)

Это значит, наиболее гармонично  на фигуре с длиной нижней части тела 103.5 см.,  будет смотреться юбка длиной 64 см.

Также можно рассчитать любое гармоничное сочетание длин — длину рукава, длину блузы, платья, жакета и т.д.  — нужно взять целую часть за исходную и  разделить на 1.618.

Помните?  Целая часть  делится на две неравные  так,  чтобы меньшая её часть относилась к большей, как большая относится к целой части.

Если упростить,  тогда получится, что от целой части нужно найти примерно  2/3 — это и будет гармоничная пропорция.

Кстати, есть определенные таблицы пропорций соотношения длин одежды, можете воспользоваться ими. Эстетически целесообразные варианты пропорциональных отношений одежды по высоте разработаны Т.А.Кравцовой (таблички увеличиваются по клику):

Исходным параметром для расчета является проекционное расстояние между точкой основания шеи и уровнем высоты талии.

ВАЖНО! Тема пропорций фигуры человека достаточно обширна, именно поэтому, при определении длины  с помощью коэффициента золотого сечения, не нужно слепо доверять цифрам.

Оценивайте весь образ в целом,  с учетом пропорций, силуэтных линий, полноты и возраста, доверяя своему вкусу.

А метод определения гармоничной длины при помощи золотого сечения,  оставьте в своей швейно-рукодельной копилке для проверки ваших сомнений и предположений.

С пожеланиями удачи и верой в Ваш успех, Елена Красовская

shjem-krasivo.ru

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ В ОДЕЖДЕ | sibac.info

Шевченко Марина

группа 203 ГБОУ СПО СО «Первоуральский политехникум», Г. Первоуральск

Ногина Наталья Александровна

научный руководитель, преподаватель математики высшей категории ГБОУ СПО СО «Первоуральский политехникум» г. Первоуральск

Выбор данной темы определялся моей профессией. Я хотела проследить и уточнить непосредственное участие математики в моей профессии. Мне посчастливилось учиться по профессии «Закройщик», это очень значимая профессия в нашей современной жизни и она пересекает все сферы жизни, как и математика, поэтому не мудрено, что у моей профессии, столь же древней, как и точная наука математика есть много общего.

Целью моей работы является выяснить возможности применения «золотого сечения» в швейных изделиях.

Перед собой я поставила следующие задачи:

1.Провести опрос, который, по моему мнению, должен показать, что «золотое сечение» влияет на гармонию предметов и их восприятие человеком.

2.Познакомиться с понятием «золотое сечение», рассмотреть пропорции тела человека.

3.Подобрать модели одежды, в которых реализовано «золотое сечение».

1.  Опрос и его результаты

Экспресс-опрос состоял из задания в каждом ряду указать наиболее гармоничный объект — прямоугольник, букет, модель (рис. 1). 78 женщин в возрасте от 20 до 53 лет приняли участие в данном опросе. Результат приведен в таблице 1. Как показывает процентное соотношение полученных ответов, большинство респондентов выбрали прямоугольник, в котором соотношение сторон 3:5, букет, в котором высота вазы к высоте цветов относится как 3 к 5. Наибольшее число голосов из моделей получили те, в которых соотношение длины лифа к длине юбки приближено к такому же отношению 3 : 5. Получается, что объекты воспринимаются наиболее гармонично, если в них присутствуют определенные пропорции, которые соответствуют так называемому «золотому сечению». Так что же это такое «золотое сечение»?

Рисунок 1. Материал для опроса

Таблица 1.

Результаты экспресс-опроса

а

б

в

г

Прямоугольник

4 (5 %)

11 (14 %)

57 (73 %)

7 (8 %)

Букет

10 (13 %)

18 (23 %)

42 (54 %)

8 (10 %)

Модель

29 (37 %)

9                   (12 %)

8 (10 %)

32 (41 %)

2.  Понятие «золотого сечения»

Гармония (от др. — гр. harmonia) — стройная согласованность частей одного целого. Ключ к гармонии тревожил умы ученых и художников разных времен, они связывали гармонию с числовыми соотношениями и геометрическими параметрами.

Впервые выразил эту закономерность в виде ряда чисел живший в XIII в. итальянский математик Леонардо Пизанский (Фибоначчи) [4]. В своей «Книге о счете» он назвал ряд чисел, в котором каждый последующий член равен сумме двух предыдущих (1,2,3,5, 8, 13, 21, 34 и т. д.) т. е. 1:2, 2:3, 3:5, 5:8, 8:13 и т. д.

Леонардо да Винчи в XV веке ввел выражение «золотое сечение». Леонардо да Винчи масштаб пропорций связал с квадратом, сторона которого была определена ростом человека (рис. 2.). Размеры фигуры человека можно было определить через систему делений квадрата в определенных отношениях, что Леонардо да Винчи выразил в виде квадратуры круга.

Рисунок 2. «Золотое сечение» в представлении Леонардо да Винчи

В золотом сечении проявляется феномен структурной гармонизации объектов. Мы видим его в самых различных сферах: пропорции тела и отдельных органов, строении растений и их частей, строении почвенного слоя, биоритмах головного мозга человека, системах планет, энергетическом взаимодействии на уровне элементарных частиц.

Применяя золотое сечение в создаваемых человеком объектах и системах, мы воспроизводим ситуацию равновесия и баланса.

Ряд чисел Фибоначчи можно построить геометрически в виде ряда отрезков (рис. 3), если на прямой произвольной длины, отложить отрезок m, рядом откладываем отрезок M, далее m + M; M + (m + M) и т. д. Построение можно производить как в сторону увеличения (возрастающий ряд), так и в сторону уменьшения (нисходящий ряд).

Рисунок 3. Геометрический ряд чисел Фибоначчи

Не случайно идеальные фигуры притягивают взгляд. В пропорционально правильной фигуре присутствует золотое сечение и проявляется оно как по отношению ко всей фигуре, так и отдельных ее органов. В пропорциональной фигуре верхняя часть, от головы до талии, относится к нижней, как 3 : 5 и если это отношение нарушено, то его можно скорректировать с помощью одежды.

От замысла художника-модельера до готового изделия модель проходит определенные этапы и начинается все с задумки или идеи будущего творения, которая воплощается в виде зарисовки и эскизного проектирования модели по фигуре человека. На всех эскизах, модель одежды рисуется на пропорциональной, гармоничной фигуре человека. Грамотно можно нарисовать фигуру можно, если точно знаешь все анатомические особенности организма человека пропорции его тела.

Условно фигура человека делится основными горизонтальными линиями на восемь частей (рис. 4.). В качестве горизонтальных делений рассматриваются линии плеч, груди, талии, бедер, середина бедра, коленей, середина голени, стоп. Получается, что на уровне бедер фигура делится ровно пополам [3]. Ясно, что такая пропорциональность является общепринятой идеальной фигурой, но фигуры людей не идеальны. Отталкиваясь от правила «золотого сечения» модельер имеет возможность скрывать недостатки фигуры человека, используя различные приемы в одежде с помощью подборки фасонов, обуви и причесок.

Рисунок 4. Условное деление фигуры человека на части

Если условно считать рост человека равным 100 %, то, согласно золотому сечению, части целого будут составлять 62 % и 38 %. Это относится как ко всей фигуре человека, так и к отдельным его частям: рукам, лицу, частям лица и т. д. (рис. 5.). Этот «секрет» лежит в основе правильного эскиза любой модели.

Рисунок 5. Соотношение частей тела человека постоянно

3.  Модели одежды, в которых реализовано «золотое сечение»

Предлагаю ряд моделей, в которых выдержано золотое сечение [1; 2].

    

 

Рисунок 6.

4.  Заключение

Считаю, что достигла цели работы и научилась находить золотое сечение в одежде, что поможет мне стать хорошим модельером-конструктором. С помощью правильных пропорций можно получать гармоничные образы, скорректировать недостатки фигуры, а это важно в профессии закройщика.

Список литературы:

1.Журнал мод. Вязание. № 2 — 2011 (548)

2.Журнал мод. Рукоделие. № 3 — 2011 (459)

3.Злачевская Г.М. — Особенности конструирования и моделирования швейных изделий Лучшие модели на любую фигуру без примерок и подгонок. — Издательство Цетрполиграф, 2010 г.

4.Математическая энциклопедия. — М.: «Советская энциклопедия», 1977.

sibac.info


Смотрите также

Оставить комментарий