Женский казачий костюм выкройка


Костюм казачки – это целый мир. Главное, чтобы костюмчик сидел.

Каждое войско, каждая станица и даже каждый казачий род имели особый наряд. Знатность рода, семейное положение количество детей — все это отражалось в казачьем костюме. К сожалению, сегодня эта традиция по известным причинам во многом утрачена. Но и те наряды, что сохранились в старых сундуках, могут рассказать нам много интересного о своей истории. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки. Носили также юбку-плахту, мужского покроя сорочку и кафтан — казакин или чапан. Голову покрывали несколькими платками или замысловатыми головными уборами: рогатыми кичками, тюрбанами, «корабликами». Поверх платков надевалась казачья соболья шапка. Близость к восточным традициям просматривается даже в деталях. Например, «знуздалка», или «замуздка», — платок, которым прикрывали часть лица. «Не ох я разнуздавши пошла, ни взнуздалась», — скажет, бывало, казачка. Концы шали уже поверх надетой знуздалки обертывались, прикрывая нижнюю часть лица и рот, вокруг шеи и повязывались спереди узлом. «Ушам тяпло», — мотивировались эти старинные способы повязывания платков.

Со временем костюм верхнедонских казачек стал сильно отличаться от костюма нижнедонских. Вероятно, причиной тому был приход большого числа новопоселенцев, в частности, украинских крестьян. На Верхнем Дону появляется белая домотканая одежда с большим количеством вышивки. Костюм замужних женщин состоял из белой холщовой рубахи, поневы (вид набедренной одежды) и передника-завески. Рубаха холстовая — домотканая, белая, с прямым воротом, невысоким стоячим воротником. Ворот застегивался на медных пуговицах или завязывался тесемками. Рукава, узкие от плеча, расширялись к концу и по краю обшивались в два ряда цветными лентами. Рукава, воротник и подол рубахи были «перетканы рядами, цвятками, как кому нравится». Перетканый холст часто заменялся цветным ситцем, обычно красным. Из ситца шились рукава и от плеча иногда украшались шитьем. Воротник обычно красный, выстроченный цветными нитками, назывался ажарёлок. Подпоясывались рубахи красным шерстяным поясом, плетенным особым образом на пальцах. Девки носили такие холстовые рубахи в качестве верхней одежды «до венца». Замужние надевали поверх нее сарафан — сукман, или кубелек.

Кубелёк — распашное платье из крашеного холста, шелка, парчи, тафты. Кубелёк шили с отрезным приталенным лифом. К лифу пришивалась широкая присборенная юбка. Платье застегивалось до талии на дорогие пуговицы и петли из золотного или серебряного шнура. Кубелёк обязательно подпоясывали бархатным поясом с золотной или жемчужной вышивкой или серебряным узором. Костюм нередко дополняли широкие штаны из тонкой ткани. В станицах низовья Дона в ранние времена такой костюм носили с девичьими перевязками и рогатыми кичками или собольими шапками с бархатной тульей, украшенными по нижнему краю поднизями из речного жемчуга. С кички свисали над ушами до самых плеч чикилики — длинные нити, унизанные жемчугом, а на лоб — металлические украшения. По воспоминаниям казаков, записанным в 80-х годах XIX века, простые казачки в старину делали кички из белого или синего холста, который складывали четырехугольником, прошивали густыми рядами суровыми нитками. Потом долго варили в молоке, чтобы кичка затвердела. На рожки наматывали миткалевый рушник, концы которого сначала проводили поверх кички, затем под подбородком и, наконец, подтыкали сзади за ухом. Спереди на кичку нашивали лабок, унизанный жемчугом или блестками по бархатному полю. Сзади привязывали на шнурке подзатылин (подзатыльник), расшитый узорами.

Портрет казачки в зеленом кубелеке. Неизвестный художник начала XIX века. Ростовский областной музей краеведения. Находился в Новочеркасском атаманском дворце, Донском музее. Неизвестная женщина — донская казачка, участница Отечественной войны 1812 го­да. Зимой носили знаменитые донские шубы. Шуба шилась длиной до пят в виде «колокола». Шитая мехом вовнутрь, она покрывалась дорогой тканью и по краям обшивалась мехом выдры или ондатры. Стоившая очень дорого, к концу XIX века шуба стала обязательным предметом прида¬ного донской казачки.

Характерно и обилие кружев. Кружева же, как и вышивка, штука магическая. В древности это были знаки, которые защищали грудь, руки и голову. Магические знаки — оберег от злых духов. Поэтому, когда одежда изнашивалась, кружева срезали и хранили отдельно. Поскольку они имели особую ценность, их часто пришивали на новую. У казаков и сейчас кружева «заплетают на судьбу», по кружевам гадают. Конечно, древний смысл кружев большей частью утрачен. Но если сегодня и не верят в их охранительную силу, носить тем не менее продолжают с удовольствием. В некоторых станицах в середине XIX века получили распространение женские костюмы, состоящие из белой рубахи с узором, сарафана с небольшой грудкой, передника и сукмана — плечевой одежды с прямым разрезом ворота и короткими рукавами, сшитой из ткани темных цветов. Головным убором в таком наряде была шлычка — сшитая из ткани шапочка с очельем, покрываемая сзади платком. К началу XX века почти повсеместно в моду стал входить костюм-парочка, состоящий из юбки и кофты, украшенных кружевами и лентами. Праздничные наряды шили из дорогих покупных тканей: кашемира, шелка, атласа, батиста, поплина. Наибольшее распространение на Дону получили блузы «кирасы» на подкладе, с баской по нижнему краю, с воротником стойкой и густо собранной головкой рукава, плотно облегающие и подчеркивающие таким образом природ¬ную стать казачки. Вторым излюбленным фасоном были кофточки «матинэ», на кокетке спереди и с пышными сборками на груди с длинным «об руку» рукавом с приподнятой головкой. Костюм-парочка, сшитый из светлой однотонной ткани, стал свадебным нарядом казачки.

Особенностью казачьего женского костюма были головные накидки. Замужние женщины носили «повойник». Головной убор в виде мягкой шапочки, который полностью закрывал волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две. Косы укладывались высоко на голове и закрывались повойником. Повойник не позволял женщине выставить напоказ одно из ее основных украшений — волосы. Увидеть ее простоволосой мог только супруг. Девушка же покрывала голову и обязательно заплетала одну косу с лентой. Казачки также носили кружевные платки, а в XIX веке – «колпаки», «файшонки» (от немецкого слова — прекрасный), «наколки и ток». Носились они в полном соответствии с семейным положением — замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки или наколки. Молодая казачка с праздничным нарядом надевала на прическу файшонку. Это шелковая черная кружевная косынка коклюшной работы, связанная по форме узла волос с концами, которые завязывались сзади бантом, очень украшала женщину. Файшонка состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) — «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файшонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Донце.

Что касается украшений, бывших у девиц и женщин, главнейшие из них назывались чикилики и перлы (коробчак). Кроме того, носили ещё бизилики (базилики, белезики, безелика) — плоские серебряные, золотые или металлические браслеты с орнаментом (А Ригельман: «На руках, при самой ручной кисти, кольца нарочитой толщины золотые и серебряные».); серьги из жемчуга и драгоценных каменьев и золотые, серебряные перстни и кольца. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». На правой — просватана. Кольцо с бирюзой — жених служит (бирюза—камень тоски). Золотое кольцо на правой руке — замужняя, на левой—разведенная. Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали.Любили казачки в праздники надевать ожерелья (борок), монисто. Первые изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки, вторые из золотых и серебряных монет. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Бусы из жемчуга носили более состоятельные казачки.

Вообще, жемчуг (зеньчуг (дон.)) был любимым украшением донских женщин. На протяжении почти всей нашей истории тяжело складывалась жизнь казачки на широком Диком Поле. Много страданий пришлось на долю матерей и жен. И не без основания воспел их святые слезы трогательный древний казачий сказ: «Это случилось давно, братья соколы, еще в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда души погибших реяли в туманах над речными мелями, над болотистыми лиманами, когда горькие причитания по павшим неслись с каждого хутора, как шум воды на порогах. Однажды, спустилась на землю Пречистая Дева, наша Небесная Мати. Вместе со святым Николаем, в лучшей своей жемчужной короне, тихо скользила Она вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. И, когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Ее и нечем было их освежить. Никто на хуторах не отвечал на их стук, никто не подходил к дверям и только громче еще раздавались за ними горькие рыдания. Тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ее струям Пречистая Мати, как упала корона с Ее головы, упала и скрылась глубоко под водой. — Ах, сказала Она, пропали мои прекрасные жемчуга. Никогда больше не будет у меня таких красивых. Но когда возвратились они в свой Небесный Дом, то увидели на Ее золотом троне такие же сияющие зерна драгоценного жемчуга. — Как же они попали сюда? — воскликнула Она,— ведь я их потеряла. Наверное, их нашли казаки и передали для Меня. — Нет, Матушка,— сказал Ей Сын,— это не жемчуг, а слезы казачьих матерей, Ангелы собрали их и принесли к Твоему престолу. Вот почему в казачьей земле жемчуга и до сих пор связаны со слезами». Были и другие украшения, нашивавшиеся на одежду, декоративные пуговицы из полудрагоценных камней.

Пояс так же был одним из украшений. Выше талии кубелёк подпоясывался шитым бисером шелковым или металлическим узорным узким поясом с пряжкой. Были также пояса из цветного бархата, расшитого жемчугом. А еще по вечерам казачки ткали пояса. Ткали их для своей семьи из шерстяных ниток, голубых, синих, красных, черных, белых. Такой пояс носили поверх рубахи, юбки. Длина пояса была 1,5–2 метра и ширина 3–4 сантиметра. На концах пояса делалась бахрома из оставленных ниток. Одежда гребеничек Лучший наряд молодой гребенички-девушки составляет канаусовая кpaсная рубашка, атласный бешмет или фуфайка и «ширинка» (шёлковый цветной большой платок), да янтари с припайками — вот её идеал, к которому она стремится с малолетства. Мать, пережившая уже в своё время эти стремленья, понимает их хорошо и старается по мерe возможности удовлетворить своё милое дитя. И вот, в один из праздничных дней, она подводит дочку к разукрашенному сундуку, открывает его и достаёт свою былую гордость: сатиновый бешмет (атласный), канаусовую рубашку, ширинку и припайки с янтарями, и всё это примеряет на дочку, сама полная восторга, как и дочь. Что в пору и идёт к лицу, то сейчас же и даётся дочери, а что не в пору, то нетрудно где нужно поушить (убавить) и т.п.

Вообще же гребенички носят: кафтан (он же называется бешметом), фуфайку, которая отличается от бешмета тем, что рукава её делаются только по локоть, бешмет же имеет рукава длинные, по кисть, с отворотами. Дорогие бешметы (атласные и другие шёлковых материй) обшиваются узким галуном и серебряным с чёрными нитками снурком; ситцевые же носят без того и другого. На дорогих бешметах и фуфайках пришиваются вместо застёжек серебряные с чернью азиатские петли от 6 до 10 пар, которые бывают разной величины и формы. Петли нашиваются на бархат, плис или на красный козловый сафьян, обшитый кругом серебряным галуном. Цвет бешмета и фуфайки предпочитается ради прочности чёрный, но носят также голубого, коричневого и иногда зелёного цвета. Казачка ст. Червленой(слева)

Шуба носится зимою и вообще в холодное время. Меха шубы преимущественно бельчатые и кошачьи, а также бараньих лапок (называемые лапчатыми), верх шубы атласный или шерстя-ной. Шуба опушается вокруг груди, подола и по рукавам мехом речной выдры шириною в полтора вершка. На шубах также носят серебряные петли. Вся верхняя одежда кроится в талию. Рубашки шьются длинные, по самые щиколки с весьма широкими рукавами: будничные — ситцевые, а праздничные из персидского канауса, цвета кpаcногo, малинового или жёлтого. Чулки зимою предпочитаются шерстяные, синие с красными стрелками, а в прочее время — белые нитяные; черевики и ботинки носят местной работы из сафьяна, носят и привозные из Москвы прюнелевые. Для украшенья головы женщины заплетают две косы, которые на темени свертываются в кружок, а на него накладывается «подкосок» (род кренделя, набитого ватой); на него надевается канаусовая или ситцевая «сорочка» (род чепца); на сорочку повязывают «стягаш» (шёлковый или ситцевый небольшой платок), концы которого завязываются на затылке. Затем на всё это сверху навязывается ширинка или большой батистовый платок с загибом на середине (загибка делается зубами или утюгом по середине свернутого угол на угол платка). Девушки голову убирают гораздо проще: они плетут одну косу, которая спускается к талии, голову увязывают стягишником прямо на волосы, сверх которого повязывают ширинку или платок, как и женщины. На стягишник больше употребляют красный шёлковый платок. Сверх бешмета или фуфайки девушки носят серебряный галунный пояс. На шею вешают палевые янтари, крупные и мелкие, a также коралловые и другие бусы с припайкою к ним серебряных монет; носят также цепочки серебряные, старинные с большим восьмиконечным крестом. В ушах носят серьги тоже старинные, большие серебряные с чернью, а также и более новой европейской работы. Фуфаек и бешметов бывает у каждой казачки шёлковых два, а ситцевых и других два и четыре, рубашек канаусовых одна, шуба всегда одна праздничная и одна рабочая, последняя овчинная. Вообще гребенички любят одеваться, но зато и берегут свою одежду. Нередко можно встретить гребеничку, одетую в прабабушкину фуфайку, бешмет или шубу; разумеется, каждая успевает и сама выработать деньги на атласную фуфайку. Гребеничка желает нравиться, любит чистоплотность и хороший наряд, но это нисколько ей не мешает работать за двоих. Вот почему гребенички несравнимы с другими русскими рабочими женщинами — ни по развитию умственному, ни по своему труду. Гребенская казачка. Конец XIX в.

Костюм терской казачки

Рассказ о костюме казачек был бы неполным без описания одежды некрасовских казачек. В «Живой старине» за 1896 год есть подробное описание старинного некрасовского костюма: «…наряд был поистине оригинальным: на голове высокая кичка о двух рогах золотой парчи под желтым шелковым прозрачным покрывалом, накинутым поверх рогов , с кички около ушей спускаются подвески из серебряных цепочек , на шее мониста, борта ватной кофты с корот¬кими рукавами обшиты тонкими серебряными монетами, с большими дутыми пуговицами посередине. Из-под коротких рукавов ватной кофты спадают непомерно длинные рукава нижней одежды, расширяющиеся на концах».

Рогатая кичка – свадебный головной убор казачки-некрасовки, начало 19 в Костюмы, привезенные некрасовскими казачками в Россию в 1962 году, состояли из рубахи, балахона, завески и головного убора из нескольких элементов, в том числе урумовского платка, украшенного по краям кисточками из разноцветных нитей. Чаще всего платок украшали, прикалывая бисерные подвески булавочки. Прямые туникообразные рубахи были составными: верх рубахи назывался «шефлик» и делался из простой хлопчатобумажной ткани, так как был не виден под балахоном, надевавшимся сверху. Подол всегда шили из ярких тканей. Праздничные рубахи делали с шелковыми подолами и рукавами, низ будничной рубашки завершала кайма из красной хлопчатобумажной ткани.

Точно так же и уральские казаки долгое время сохраняли стиль одежд времен Ивана Грозного, что видно было, прежде всего, по женскому платью.

Казачки Уральского, Оренбургского и Сибирского войск носили вплоть до XX века старинные костюмы, состоящие из рубахи и сарафана, характерные для русских северных и центральных губерний России. Необыкновенной красоты были уральские праздничные наряды. Рубахи делали из кисейной, шелковой, атласной, полупарчовой ткани с широкими рукавами, которые украшали позументом, золотной вышивкой, металлическими блестками, фольгой. Косоклинные сарафаны шили из штофа, тафты (виды шелковых тканей), бархата, различных жаккардовых тканей. По центру переда вдоль застежки с металлически¬ми филигранными пуговицами пришивали широкие дорогие позументы. До середины XIX века уральские казачки носили круглые объемные кокошники, затем им на смену пришли платки и косынки с золотной вышивкой. Завершали наряд пояса из тесьмы с металлической нитью с длинными, вплоть до подола сарафана, концами, заканчивающимися тяжелыми кистями из золотных и шелковых нитей.

Костюм уральской казачки праздничный: сарафан, «рукава», пояс, косынка. Уральск.Конец 19 — начало 20 вв.

Атлас, шелк, миткаль, галун, золоченая нить, бить, хрусталь, серебро, серебряная нить; вышивка.

Цитата Любили казачки в праздники надевать и украшения: монисты, ожерелья. Они изготавливались из бисера, жемчуга, разноцветных круглых, продолговатых, граненых бус, нанизанных на льняные нитки. Носили их женщины и девушки, по 3–7–12 ниток. Из жемчуга бусы носили более состоятельные казачки. Цитата Серебряное колечко на левой руке — девушка на выданье, «хваленка». Серебряное колечко на правой руке — просватана. Серебряный перстенек с бирюзой (камнем тоски и памяти) на правой руке — значит, суженый на службе. Золотое кольцо на правой руке — замужем, на левой — разведенная (развод — «талах» у казаков существовал всегда). Два золотых кольца на одном пальце левой руки — вдова. Второе кольцо — умершего или погибшего мужа. С золотом в гроб не клали. И казак, получивший кольцо при венчании, на руке его не носил — носил в ладанке. Кольцо привозили домой вместе с фуражкой или папахой, когда казак погибал в чужих краях. Были и другие символы, которые особенно не демонстрировались в женском костюме, но присутствовали. Таким символом, например, были ключи. Та, которая владела ключами от погребов, была полновластной хозяйкой в доме. Именно ее звали САМА. Как правило, «Сама» была свекровь — мать сына. Как положено вдове (если она была вдовой), носила черный платок, но казачки могли при черном платке носить и цветные шали. «Сама» держала в кулаке и сыновей, и дочерей, и зятьев, и снох. Причем у казаков возраст был старше чина. Авторитет же матери, «Самой», был выше царского. Ключи же, а может быть, только один, поскольку на хуторах казаки не знали замков, «Сама» на смертном одре передавала той, кого считала способной возглавить дом. И это могла быть не обязательно старшая дочь или сноха, могла быть и та из снох, с которой «Сама» не ладила. Получив ключи, иногда совсем молодая женщина привязывала их к поясу и становилась «Самой». И с этой минуты ей подчинялись все, в том числе и мужчины, если речь шла о домашних делах.

Цитата … после наполеоновских войн, казаки принесли на Дон, Кубань и Яик европейский женский костюм, который буквально завоевал казачьи края. Исчезли шаровары, потеряла смысл «запаска» — юбка из двух полотнищ ткани, которые «запахивались» (отсюда и название, а не от «запаса»)…

… женщины следовали последним веяниям моды и, как правило, старались одеваться по-городскому.

businka.org

Одежда донских казачек: стереотипы и реальность

Эта статья мало удивит заядлых реконструкторов и специалистов по казачьей одежде, но большинству многая информация будет к удивлению. К сожалению, область народного костюма полна разного рода мифов и стереотипов. Я часто встречаю такие заявления как «казачки никогда не носили шаровар», «все казачки одеваются одинаково», «одежда казачки — это парочка». Большинство представляет себе костюм казачки как кофту с юбкой в кондитерском или флористическом стиле...

По своим наблюдениям я составила топ 10 стереотипов об одежде казачек:

1. Костюм казачки — это приталенная кофта с баской и юбка.

2. У казачек не было традиционной одежды, они надевали одежду той местности, откуда их украли.

3. До парочек казачки носили одежду турчанок.

4. Казачки никогда не носили шаровар.

5. Казачки носили шаровары: на Нижнем Дону и на Кавказе — широкие, на Среднем, Верхнем Дону и на Яике — узкие, похожие на брюки-дудочки.

6. Казачки носили кафтан — казакин или чапан, а на голове тюрбан.

7. Все казачки одевались одинаково. (Все казачки носили кубелек / парочку.)

8. Головной убор казачки — шлычка.

9. Казачки носили кофты «казачок», полусапожки «казаки», а в холода «казакин».

10. Казачки одевались как казаки — в чекмени, гимнастерки и папахи.

Действительность, конечно же, далека от буйной фантазии авторов таких костюмов. И даже привычная всем парочка казачки — это всего лишь городская мода, в которой щеголяли женщины по всей России. И, конечно же, казачки не называли свою одежду казакинами, казаками и казачками. Действительно народный казачий костюм был совсем иным и индивидуальным для каждой местности, где жили казачки.

В исторических и этнографических документах донских казаков принято разделять на низовых и верховых, что обусловлено разностью образа жизни и занятий: казаки низовых станиц были склонны к легким видам промыслов, а верховцы занимались тяжелым изнурительным трудом, что сказалось и на характерах, быте и культуре одежды. Низовцы одевались изысканнее и щеголеватее верховцев, для которых свойственны практичность и сдержанность.

Казачки нижнего Дона. 

«... В залу вошла женщина, одетая в традиционную одежду казачек ХVIII века. На ней был парчовый кубелек (вид распашной одежды, платье), шелковая рубаха и шаровары, на голове была парчовая шапка, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Перед их взором открылась живописная картина: женщины, одетые в кубелечные костюмы и шелковые шаровары, сидели на широких диванах, поджав ноги по-азиатски, перед ними стоял огромный стол с конфетами, фруктами и вином. Когда мужчины вошли, все женщины встали и поклонились». (Тучков С.А. Черкасск. 1800) 

Кубелек — традиционное распашное платье казачек Нижнего Дона. Происхождение этого слова имеет татарские корни («кубэлэк») и переводится как «бабочка». Первоначально кубелек представлял собой кафтан длиной немного ниже колен с короткими до локтей рукавами, из-под которых выпускались широкие рукава рубахи, которые и создавали эффект крыльев бабочки. Впоследствии кубелек удлинялся и к 19 веку же походил больше на длинное платье.

Застегивался кубелек только до пояса на воздушные петли и пуговицы или крючки. А по правому борту лифа пришивался второй ряд пуговиц, которые служили исключительно для декора, имели форму капли или сливы и именовались вислыми.

Отдельное внимание стоит уделить и поясам, которые кроме прямого назначения, имели и декоративную функцию. Низовые казачки употребляли в гардеробе два типа поясов — металлические татауры, состоящие из различных звеньев и бархатные, вышитые жемчугом в технике сажение по бели.

Головные уборы и прическа заслуживают отдельного внимания, потому как именно они играли функцию демонстрации статуса женщины или девушки. Так, незамужние девицы обязательно заплетали волосы в одну косу и надевали платок таркич или праздничную шапочку челоуч (челоух), которая была похожа на скуфью, шилась из бархата и украшалась жемчугом и каменьями. Из-под головного убора девицы всегда была видна коса как символ девичьего положения. Коса также не обходилась без украшения. На нее вешали лопастник и махор (треугольная металлическая пластина с монетками на цепочках).

После замужества женщина делала бабью прическу из двух кос, которые укладывались на голове и полностью были скрыты под головным убором. Повседневным головным убором низовых казачек был повойник — высокий (около 30 см) головной убор в виде шапочки, сужающейся к верху. Изготавливался на вате из парчи, держался на голове при помощи платка, завязанного у основания. В праздники женщины одевали кички в форме большой треугольной лопаты, которую покрывали кисейною или флеровой фатой — салником. Зимой носили шапки с меховым околышем и парчевым или бархатным верхом квадратной формы.

Подобные головные уборы были достаточно тяжелыми и дорогими, поэтому к 19 веку уже вышли из употребления (кроме таркича и зимней шапки) и сменились колпаками — трикотажными мелко связанными мешочками с красной кисточкой у вершины. Он одевался сверху на пучок волос (волосы убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), широкий край загибался внизу обшлагом и за этот обшлаг закладывался верхний конец. При выходе на улицу поверх колпака надевали платок, который в помещении снимали, оставаясь в колпаке. На голове он имел вид облегающей повязки.

На ногах казачки кожаные чулки без жесткой подошвы, называемые «ичитки» (ичики или ичиги), предпочтительно желтые, выстроченные узорчато серебром или золотом. Ичиги служили и комнатной обувью, а вместе с туфлями и уличной. Сафьяновые преимущественно красные остроносые туфли надевали сверху ичигов. Эта мода, как и само слово «ичиги» имеет татарские корни.

Казачки верхнего Дона. 

Костюм верховых казачек более схож с южнорусской одеждой. Они носили «с двумя рожками посредственные и малые кички, с сороками, шитыми шелками и красною бумажною пряжею, так точно как в Русии деревенские бабы, и также в панёвах и в мужниных кафтанах, лаптях, портнях и сапогах, а летом босиком».

В начале 19 века распространенной одеждой женщин на Верхнем Дону в верховьях реки Бузулука являются сукман и сарафаны с высоким цельным нагрудником, узкими проймами, соединявшимися на спине.

Сукман по своей природе является родом туники с короткими узкими рукавами; спереди от ворота короткий прямой разрез на медных пуговицах, называемый пазька, обшитый широкой шелковой лентой по краям. Петли создает цветной шнур по одному из краев пазуки. Ленты и пуговицы бывали иногда и «скрозные до подла». Вдоль подола сукман украшали широкой шелковой лентой, обычно красной или синей, а пониже, по самому краю, узеньким, обыкновенно красным шерстяным гърусском, — род тесьмы, плетеной, особым образом на пальцах или на «рашках» (ст. Сергиевская — деревянная рогулька). Подпоясывался сукман широким плетеным шерстяным кушаком, обычно красного или синего цвета. Девушки же до венца ходили в одних длинных рубахах.

Важной частью верхнедонского женского костюмного комплекса является запонили завеска.

Завеска — это женский передник (фартук) без нагрудника. «Завеска — хвартук биз нагруднай части» (ст. Манычская).

За´пон (или запо´н) — род короткого фартука из холста с пришитой небольшой грудинкой и небольшими сборками по шву на талии. Завязывался запон тесемками вокруг талии узлом впереди и вокруг шеи. Запоны были праздничные и расхожие (будничные). Праздничные украшались ткаными узорами — переткаными запонинами («весь чиста ф перетыках»). Подол запонана ½ вершка обшивался синей китайкой или кумачом. Будничный запон был белым, а по низу украшен узорами или менее широкой полосой.

В старину в общем употреблении верховых казаков были лапти и кожаные поршни; ноги обертывались онучами, которые упутывали ремешками или веревкой.

Праздничной обувью считались чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, носимые на шерстяных чулках как казачками, так и казаками. Грубые белые бумажные или шерстяные чулки молодые казачки носили без подвязок, особым щегольством считались толстые складки на узкой части ноги над щиколоткой. Назывались чулки карпетками или чулапками.

На волосы замужние казачки одевали шлычку — особого кроя колпачок, который удерживал прическу под головным убором, а поверх нее разного рода платки: колотовочку, казимирку, зануздалку. Помимо упомянутой выше кички с малыми рожками, верховые казачки носили кички с плоским верхом невысоким околышем высотой с вершок. И если кичка с малыми рожками изображена на казачках, занятых полевыми работами, кичка с плоским верхом была праздничной, поскольку шилась из дорогой ткани и украшалась золотным шитьем.

Отдельно следует выделить костюм казачек Верхне-Курмоярской, Есауловской и других станиц Второго Донского округа Области Войска Донского, располагавшихся чуть выше Цимлянской (средний Дон). Несмотря на то, что эти станицы относят к верховым, культура народного костюма этих станиц похожа на нечто среднее между вышеописанными комплексами одежды казачек и нижнего и верхнего Дона.

Как и низовые, серединные казачки носили кубелеки с вислыми пуговицами и татаурами, однако кичка замужних казачек заслуживает отдельного внимания, поскольку они были с высокими рогами. На кичку надевали сороку, высаженную япраками. В районе лба — круг, называемый прямок, вокруг лба до ушей «рогатые висюльки», а с тыла — подзатыльник, вышитый золотом или серебром. К кичке цеплялись нитки, унизанные разноцветным бисером с серебрянными копейками на конце. На висках висят такие же нитки, называемые чикилики. Кичка накрывается сырцовым сальником, свисающим с рог по спине ниже пояса.

Девушки этой станицы повязывали по лбу широкую ленту, называвшуюся повязкою, которая была «вдвое или втрое раскрашена разными цветами, обвешена корольками, бисером, малою Российскою серебряною монетою, медными копейками, свинцовою наподобие старинных серебряных копеек сделанною монетою, и другими разными, по возможности каждого, украшениями. По обеим сторонам повязки пущены лопасти, на которых висят такие же прикрасы, как на самой повязке. От ходьбы приходят они в движение, и происходящий от того звук показывает в нарочитом отдалении приближение молодой девки.» (Гмелин Самуил Готлиб. 1768-1769).

В итоге хочу сказать, что «в полную голову стереотипов тяжело вложить новые мысли», однако надеюсь, что мне удалось дать вам что-то новое. ;)

Автор — Алена Яблокова. 

(при копировании статьи прошу указывать активную ссылку на эту страницу).

Источники:

Иллюстрации из электронной книги «Казачья старина», авторы — Е.Малкина, А. Яблокова. 2016 г.

Литература:

1. Сухоруков В.Д. Статистическое описание Земли Донских казаков, составленное в 1822-32 годах. Издание Областного Правления войска Донского. Новочеркасск, 1891 г.

2. В.Броневский «История Донского войска. Описание Донской земли», 1834 год.

3. Е.Кательников «Историческое сведение Войска Донского о Верхне-Кумоярской станице. 31.12.1818 г.», изданной в 1886 году.

4. А.И. Ригельман. История о донских казаках, 1846 год.

5. Н.Яковлев «Материалы по одежде донских казаков».

6. А.И. Яблокова. «О природе одежды некрасовских казачек на основе сопоставления с костюмным комплексом донских казачек» XVIII века. // «Дикое поле».

www.livemaster.ru

Выкройки одежды казачьих рубах и брюк

Гимнастерка

Мужские коллективы казаков отличались своими атрибутами, одеждой, особым языком, своеобразным времяпрепровождением. В «рыцарскую» эпоху старинные казаки, по словам В.Д. Сухорукова, добывали себе одежду оружием. Нападая на Азов и Нагайские улусы, а в особенности производя отдаленные поиски по морям Азовскому и Черному до Константинополя и древней Колхиды, нередко опустошая Трапезонд, Синоп, Ризу, Керчь, Кафу, Балаклаву, Темрюк и многие другие города и селения, доставали они серебро, золото, драгоценные каменья, одежду, оружие, богатые азиатские ткани и разные товары. Из таковых добыч делали платье, кто как мог, и как хотел, не соблюдая единообразия: один наряжался по-турецки, тот в платье старинного русского покроя, другой по-татарски, по-черкесски, по-персидски или по-калмыцки, даже на одном казаке бывала смесь одежды и оружия разных народов . Станичный атаман Савва Кочет, привезший 1705 года в Москву с Дона астраханских восставших, приносил благодарность Великому монарху от имени всего войска Донского в следующих словах: «Мы взысканы твоей милостью паче всех подданных: до нас не коснулся твой указ о платье и бородах. Мы носим платье по древнему своему обычаю, которое кому понравится: один одевается черкесом, другой калмыком, иной в русское платье старинного покроя, и мы никакого нарекания и насмешек друг другу не делаем; немецкого же платья никто у нас не носит и охоты к нему мы все не имеем кроме разве на то будет царское изволение…» .

Выкройки одежды казачьих рубах и брюк.

БРЮКИ казачьи классического прямого кроя с лампасами и поясом на резинке (спортивный вариант).

Брюки - детали выкройки

Инструкция по шитью Для пошива брюк потребуются: – шерстяная, полушерстяная или синтетическая ткань (костюмная, габардин и т.п.) синего или тёмно-синего цвета – около 2 м при ширине 1,5 м; – флизелин (клеевая прокладочная ткань); – лампасы длиной по 1,2 м каждый из такой же ткани красного цвета. Ширина лампаса – 4,5–5 см; – 2 пуговицы для внутренней застёжки; – резинка – 90–110 см. Раскрой: 1 – передняя половинка брюк – 2 дет. 2 – задняя половинка брюк – 2 дет. Ширина цельнокроеной обтачки застёжки – 7 см (выкроить одинаково на обеих передних половинках). Ширина цельнокроеной обтачки верхнего среза брюк – 2,5 см. Флизелин приутюжить к цельнокроеным обтачкам застёжки с изнаночной стороны. Пошив: 1) Стачать боковые срезы. К боковым швам пристрочить лампасы. Стачать шаговые срезы. 2) Половинки брюк вложить одну в другую, лицевой стороной к лицевой стороне. Выполнить передний средний шов выше верхней и ниже нижней метки застёжки. Выполнить задний средний шов выше линии сгиба. Оставить в шве открытым участок для вдевания резинки. Передний разрез сметать. 3) Цельнокроеные обтачки застёжки разложить плоско. Левую обтачку застёжки срезать до ширины 4 см. На левой обтачке обметать две петли, не прихватывая ткань брюк. Левую переднюю половинку брюк отстрочить по разметке от верхнего среза до начала скругления, прихватывая обтачку. Правую обтачку застёжки наложить на левую переднюю половинку, у линии сгиба снова подвернуть и приутюжить. Вверху и внизу обтачку приметать. Застёжку отстрочить до конца, прихватывая припуск под застёжку. 4) Цельнокроеную обтачку верхнего среза брюк отвернуть по линии сгиба на изнаночную сторону, подвернуть и настрочить. В пояс продеть резинку.

5) Припуск на подгибку низа заутюжить на изнаночную сторону, подвернуть до ширины 3–4 см и пришить вручную или настрочить. Подшивать брюки можно также с использованием специальной ленты, которая предварительно пристрачивается к припуску на подгибку низа с лицевой стороны ткани (в этом случае брюки подшиваются вручную).

Гимнастерка и брюки.

а – правый рукав, обработанный планкой; б – правый рукав, состоящий из двух деталей

Рубаха донская повседневная и брюки.

Рубаха донская повседневная и брюки

РУБАХА КАЗАЧЬЯ (современный вариант).

Рубаха казачья - детали выкройки

Инструкция по шитью Для пошива рубахи потребуются: – однотонная хлопчатобумажная, льняная или смешанная (тонкая рубашечная или плотная) ткань – около 2-2,5 м при ширине 1,5 м; цвет на выбор – хаки, оливковый, голубой, синий, тёмно-синий, бирюзовый, бежевый. – флизелин (клеевая прокладочная ткань);

– 6 пуговиц (10 и более пуговиц для рубахи с манжетами). Для праздничного варианта можно использовать блестящие, имитирующие металл, пуговицы или любые другие, контрастные по цвету.

Для украшения рубашки также можно использовать кант красного цвета или тесьму. Раскрой: 1. Перед со сгибом – 1 дет. 2. Спинка со сгибом – 1 дет. 3. Рукав – 2 дет. На детали рукава показаны одновременно линия разреза для застёжки с манжетой и обтачка низа рукава без манжеты. 4. Планка для обработки застёжки переда – 2 дет. Длина планки – 20-30 см. 5. Воротник-стойка со сгибом –2 дет. Высота воротника – от 4 до 7 см. 6. Манжета – 2 дет. (для гимнастёрки). Манжеты выкроить отдельно в виде прямоугольников: высота манжеты 12-20 см, в сложенном виде – 6-10 см (высота манжеты зависит от количества пуговиц), ширина – 26–28 см (при среднем телосложении). Прокладку приутюжить с изнаночной стороны к внешним половинкам планок для застёжки и к внешней детали воротника. Дополнительно приутюжить лоскуты прокладки к переду с изнаночной стороны у нижних уголков выреза для застёжки. Так же проклеить внешние половинки манжет. Пошив: 1) Застёжка. Каждую планку переда сложить вдоль пополам изнаночной стороной вовнутрь и приутюжить. Внешние половинки планок притачать к продольным срезам передаю. Припуски переда надсечь в нижних уголках выреза переда наискосок. Припуски швов притачивания планок заютюжить на планки. Внутренние половинки планок подвернуть и приметать над швами притачивания планок. Планки отстрочить близко к швам. Левую планку наложить на правую и приколоть. Нижние концы планок взять вместе и притачать к переду. Припуски шва заутюжить вниз. Планки отстрочить поперёк на 1 см выше нижнего конца. 2) Выполнить смещённые вперёд плечевые швы и отстрочить их по спинке близко к швам. 3) Воротник-стойка. Детали воротника сложить лицевыми сторонами и стачать внешние срезы, начав и закончив строчку точно у линии шва втачивания. Припуски шва срезать близко к строчке. Воротник вывернуть и приутюжить. Внешний воротник втачать в горловину с изнаночной стороны рубашки. Припуски шва заутюжить на воротник. Внутренний воротник подвернуть и приметать с изнаночной стороны рубашки. Воротник отстрочить с лицевой стороны по внешнему краю и вдоль шва втачивания на расстоянии 2 мм. 4) Рукава. Головки рукавов слегка присборить. Рукава втачать в открытые проймы. Припуски швов заутюжить на перёд и спинку. Перед и спинку отстрочить близко к швам втачивания рукавов. 5) С каждой стороны единой строчкой выполнить боковой шов и шов рукава. Припуск на подгибку низа рубашки подвернуть, приутюжить и отстрочить с лицевой стороны на расстоянии ок. 1 см от края.

5) Цельнокроеные обтачки низа рукавов заутюжить на изнаночную сторону. Каждый рукав отстрочить на 4,5 см выше нижнего края.

Рукава гимнастёрки выполняются с манжетами (см. рисунок 2). Манжеты могут быть с любым количеством пуговиц. Чтобы рука свободно проходила в рукав и манжеты не были слишком узкими, они выкраиваются с учетом индивидуальных особенностей человека. Для расчета ширины манжеты перед раскроем нужно измерить обхват кисти в самой широкой ее части (над костяшками пальцев, рука свободно опущена) и к этой мерке прибавить 4 см на застежку. У разреза рукава на расстоянии 4-6 см от того края, где будут петли, на расстоянии 2-3 см друг от друга выполняются две складки в направлении к разрезу (спереди назад), ширина складок по нижнему срезу рукава при раскрое отмечается в виде отрезков длиной по 2-3 см. Перед притачиванием манжеты к рукаву нужно приложить детали друг к другу и проверить, чтобы нижний срез рукава соответствовал ширине манжеты.

Застёжку рукава можно обработать двумя способами. Если рукав состоит из одной детали, разрез обрабатывают с помощью специальной планки. Если рукав состоит из двух частей, локтевой шов отстрачивается по всей длине близко к шву, при этом одновременно подворачиваются припуски разреза рукава и так же отстрачиваются.

Материалы подготовлены Л. Яровой.

dikoe-pole.com


Смотрите также

Оставить комментарий