Выкройка русского народного костюма сарафана


Русский народный сарафан

Русский сарафан – это не только один из вариантов национального костюма, но и стильный предмет гардероба, который девушки могут носить в повседневной жизни. Этот наряд с богатой историей – отличный способ выделиться из толпы.

Впервые русские сарафаны появились в начале четырнадцатого столетия. Старинный сарафан изо льна доходил до пола. Вначале его носили мужчины, но к семнадцатому столетию сарафан перешел и в женский гардероб.

Женские модели стали более красочными и оригинальными. Их стали украшать узорами, пышными рукавами и яркими пуговицами. При этом к выбору узоров относились особенно тщательно, и каждому из них придавалось особое значение. Важную роль играл и цвет. Молодые девушки выбирали яркие насыщенные цвета, в то время как зрелые женщины предпочитали носить сарафаны темных оттенков.

Сарафаны носили не просто на голое тело, но дополняли другими предметами гардероба, делая наряд многослойным. Под сарафан одевалась льняная рубашка, сверху – цветастая рубаха и кокошник. В качестве верхней одежды использовали жилет или шубку.

На восемнадцатое и девятнадцатое столетие пришелся пик популярности сарафанов. Тогда этот предмет гардероба носили девушки по всей России, от Сибири и западной ее части. Сарафаны были одеждой как для замужних девушек, так и для свободных.

Их одевали, как в повседневной жизни, так и на торжественные мероприятия. При этом, для разных случаев выбирались разные модели: для повседневности – более простые, а для праздников – нарядные, выполненные из более дорогих материалов. Праздничные сарафаны шили из бархата, шелка и других дорогих тканей. Украшались такие наряды вышивкой золотыми нитями. Впрочем, дороговизна сарафана напрямую зависела от достатка семьи.

Во времена правления Петра Первого сарафан, вместе с другими элементами национальной одежды был официально запрещен. Царь хотел сделать гардероб своих подданных более европейским. За время действия запрета популярность сарафанов значительно понизилась, и на долгое время этот элемент гардероба был забыт.

Сарафаны в русском народном стиле создавались из тканей ярких, насыщенных оттенков. Украшались они вышивкой, которая рознилась, в зависимости от региона. Различались между собой и виды сарафанов.

Традиционный сарафан представлял собой народное платье с широкими лямками. Возник косоклинный сарафан в центральных областях, но позже вошел в моду во всех частях страны.

Закрытый сарафан, внешним видом напоминающий тунику девушки носили, в основном, в качестве повседневного одеяния. Простой сарафан такого типа шился из одного или двух отрезов полотна. Шов в центре являлся одновременно декоративным элементом.

Эффектно смотрится сарафан московского кроя. Прямая юбка в такой модели дополнялась эффектным прилегающим лифом. Лиф на кокетке делает наряд более эффектным.

В современном мире сарафаны пользуются популярностью среди поклонников национального стиля и народных танцоров. Модели для танцев внешне не отличаются от простых сарафанов. Расклешенные модели все так же дополняются широкими лямками и юбкой, пришитой непосредственно к лифу. Но декоративных элементов в таком наряде намного меньше, что делает наряд более легким.

Еще один современный вариант – сарафаны, которые только стилизуют внешний вид народных платьев. Может использоваться тот же крой, цвета или узоры. В таком платье вы точно привлечете к себе внимание и будете выглядеть эксклюзивно.

Многим девушкам нравится сарафан, представляющий собой расклешенную юбку на бретелях. Юбка может быть в пол, или чуть ниже колен. Лямки могут быть, как широкими, так и узкими – их ширину стоит подбирать в зависимости от особенностей своей фигуры. Подчеркнуть ваши достоинства поможет и правильно подобранный узор.

Русские сарафаны шьют из разнообразных тканей. Это может быть натуральный лен или хлопок. Такие ткани приятны на ощупь и очень легкие. Для пошива нарядных сарафанов используются такие материалы, как бархат, шелк, атлас.

Много внимания уделяется и украшению сарафанов. Для начала помните, что важную роль во внешнем виде наряда играет его цветовая гамма. Повседневные наряды могут быть светлыми, однотонными, в то время, как праздничные сарафаны все стараются сделать более яркими.

Еще один обязательный элемент декора – вышивка. Изначально русские красавицы старались сделать узоры на сарафане более объемными, соединяя несколько цветных нитей. Узоры отличались между собой в зависимости от территории, где создавался сарафан.

Так, к примеру, на западе сарафаны украшались четкими и ровными узорами, выполненными черными нитями. А вот на севере и в центре страны сарафаны расшивали яркими нитками, среди которых преобладали такие цвета, как зеленый, красный и синий. Классическое сочетание черных и красных цветов встречалось по территории всей страны.

Сейчас такое деление уже не особо актуально, но если вы хотите подчеркнуть свое происхождение, вполне можно украсить свой сарафан узором, который выбрали бы ваши предки. Кроме вышивки наряд можно декорировать лентами разных цветов.

Недостаточно просто выбрать подходящий по цвету и фасону сарафан. Для создания полноценного лука нужно, чтобы все детали образа хорошо сочетались между собой.

Простой, но интересный лук получится на основе сарафана с сине-белым узором. Его подчеркнет контрастный красный пояс и вышитая красными нитями рубаха, одетая под низ. Наряд смотрится аутентично и очень привлекательно.

Более нарядно смотрится лук, дополненный кокошником. Синее атласное платье с цветочным узором и широкими бретелями хорошо смотрится в сочетании с белой рубахой с широкими рукавами. Изысканный кокошник белого цвета и бижутерия, подходящая по стилю отлично дополнят такой лук.

Еще один вариант образа, который понравится современным девушкам – сочетание укороченного красного сарафана с простой белой рубашкой, вышитой алыми нитями. Украшение для волос завершает образ, делая его полноценным.

Русские сарафаны, как и многие вещи в национальном стиле, сейчас пользуются популярностью среди модниц. Более простые наряды подойдут и для повседневной носки, в то время, как изысканные сарафаны подойдут для соответствующих торжеств или выступлений.

wlooks.ru

Выкройки русских народных сарафанов. Сарафан русский народный для девочки

Хобби 17 марта 2016

У каждого народа есть свои обычаи и традиции, передаваемые по наследству от старших поколений. Особенно ярко черты национальности выражены в традиционной одежде. Характерными отличиями костюма являются орнаменты, цвет материала, узоры и дополнительные детали. Русский национальный сарафан – это удивительное творение, созданное руками женщин, живших на Руси. В процессе его исполнения переплетались многие виды творчества, такие как вышивка, вязание, кружевоплетение и ткачество. Современные женщины все чаще проявляют интерес к этностилю своей страны и стараются воссоздать образ наряда прошлых веков. В этой статье вы не только найдете выкройки русских народных сарафанов, но и узнаете, как их просто сшить своими руками.

Немного истории

Традиционный русский сарафан представляется самобытной одеждой, носимой крестьянками, несмотря на то что в 18 веке требовалось обязательное введение в пошив дворянского наряда западноевропейских форм. Таким образом, наряду представителей высшего общества противостоял сарафан в русском стиле, сохранявший устоявшиеся черты национального костюма. Самые древние фасоны имели форму туники и шились из целого полотна с круглым или прямоугольным вырезом посередине (для продевания головы). Имелись и другие виды данной одежды, ее надевали по праздникам. Все это мы опишем ниже, а также рассмотрим выкройки русских народных сарафанов.

Косоклинник

Данный вид сарафана шился из двух прямых полочек и цельной спинки, соединенными по бокам дополнительными клиньями. Сзади на полотне формировали складки. Спереди полотнища могли запахиваться, застегиваться на пуговки или вовсе быть сшитыми. За счет увеличения числа клиньев расширялся подол сарафана, который мог достигать восьми метров. Это хорошо видно на фото выкройки русских народных сарафанов. Для утепления использовали плотный подклад. Шился наряд из бархата, парчи, шелка и других изысканных материалов. Застежки косоклинника украшали кружевными лентами, галунами, тесьмой и бахромой. На груди вышивали аппликации, подол обшивали красной каймой.

Видео по теме

Прямой покрой, лиф и кокетка

Самой распространенной и полюбившейся моделью был сарафан прямого пошива. Он изготавливался из полотна с одним швом или из нескольких прямоугольных полотнищ. Сверху, по обхвату груди, наряд собирался, образуя складочки. Подол юбки украшался кружевом, само же платье держалось на плечевых лямках. Такой русский сарафан своими руками скроить совсем несложно.

С изменениями в моде преображалась и конструкция сарафана. Ее дополнили облегающим лифом с пришитыми к нему прямыми полотнищами. Нередко для верха и нижней юбки использовались разные ткани. Также для создания более изящного силуэта к лифу добавляли кокетку.

Кроим сарафан русский народный для девочки

Традиционный наряд будет очень уместен на новогодних утренниках, карнавалах и различных праздничных мероприятиях. В зависимости от материала, выбранного вами, сарафан может быть как патриотичным костюмом, так и повседневной одеждой. Его можно надеть поверх рубахи или футболки. Главное, чтоб цвета нижней одежды сочетались с верхним платьем.

На основе выкройки русских народных сарафанов, приведенной выше, можно смоделировать модель на любой возраст. Для начала шитья вам понадобится легкий и яркий материал. Девочке лучше брать хлопковые ткани (ситец, бязь) или шелковые, если сарафан предназначен для праздника. Затем нужно сделать выкройку. Начните со снятия мерок. Первая величина – это расстояние от подмышечной впадины и до пола. Немного укоротите подол, чтоб ребенок не споткнулся. Затем измерьте обхват груди девочки и увеличьте полученную цифру в 2,5 раза. Это будет низ сарафана, который впоследствии соберется в складочки. Далее нужно раскроить кокетку, которая представляет собой полоску длиной равной обхвату груди и шириной около 12 см. Увеличьте полосу с обеих сторон на 6 см (для уплотнения и пришивания застежек). Также необходимы лямки размером 10х40 см.

Пошив сарафана

После того как вы подготовили все детали, пора приступать к их сшиванию. Сложите полотно юбки пополам, изнаночной стороной наружу, и проложите шов, отступив от края 1,5 см, а также оставьте сверху непрошитый участок для замочка. Пришейте молнию и обметайте края шва. Прострочив верх полотна крупными стежками, стяните его так, чтобы окружность соответствовала размеру кокетки без припусков. Затем пришейте юбку к верхней части сарафана, располагая стыки на уровне молнии. Согните кокетку пополам (лицевой стороной внутрь) и сшейте боковые срезы, затем выверните деталь. Приметайте руками внутреннюю сторону верха к юбке и прострочите. Длинные срезы лямок сшейте и выверните налицо. Далее - пристрочите к месту соединения низа и кокетки с внутренней стороны сарафана, отрегулировав длину лямок на ребенке. Осталось обработать открытые срезы каймой и украсить сарафан вышивкой, кружевом, лентами и оборками. Если точно следовать данной инструкции, получится сарафан русский народный (для девочки), сшитый по модели прямого кроя.

Дополнительные детали народного костюма

В давние времена русские женщины под сарафаном носили рубаху из белой ткани, имеющую длинные рукава. Она защищала их от солнца во время длительных работ в поле. Рубашки, так же как и сарафаны, украшались вышивкой, представляющей собой некий оберег, в который женщины мысленно вкладывали «магические силы». Наносились узоры вдоль выреза горловины и в районе манжет. Обрядный или праздничный наряд дополнялся головным убором - кокошником. Они были твердыми и имели различные украшения. По гребню кокошника можно было определить, к какой губернии относится его владелица. Стоит отметить, что кокошники носили женщины замужние. Девицы же надевали платок, повязанный сзади, который назывался «сорока». Обувью в любое время года служили русские лапти, крепившиеся к голени с помощью веревок. Надевались они поверх холстин или онучей.

Традиционный русский наряд женщины очень красив и разнообразен. Он прост в пошиве, но требует творческого подхода при украшении. Взяв за основу выкройки сарафанов, приведенные в этой статье, вы легко сошьете любую модель платья. Остальное - дело вашего желания и фантазии.

Источник: fb.ru Новости и общество Русские имена для девочек интересные. Интересные имена мальчиков и девочек

Имя - это судьба, считает народная мудрость. Несомненно, что это так, ведь в древних культурах существовали обряды наречения, и новое имя, называемое духовным, хранилось в тайне. Вероятно, вибрации имени создают опред...

Хобби Как сшить сарафан своими руками для девочки?

Сарафан - вид женской одежды, изобретен еще в Древней Руси. В этой вещи нет большого количества деталей и вытачек. Обычно сарафан шьют из одного или двух полотнищ и лямок, которые держат изделие на плечах.Перв...

Хобби Выкройка: русский сарафан для девочки

Несмотря на то что современные технологии стремительно развиваются, люди всё чаще стараются возвращаться к старинным традициям и нарядам. Многие дошкольные учреждения используют в своих торжествах и утренниках мотивы ...

Образование Загадки русские народные для детей и взрослых

Загадка - это особый вид острословия, которому во все времена уделялось внимание в обществе. Эту часть фольклора активно использовали для обучения, создания определённого настроя и представлений у людей разного возрас...

Образование Загадки народные для детей. Русские народные загадки

За окнами 21 век, но по-прежнему можно услышать, как люди поучают друг друга с помощью народной мудрости, которая насчитывает многовековую историю. «Поспешишь - людей насмешишь», - так говорят они торопыга...

Хобби Выкройки школьных сарафанов для девочек. Школьный сарафан своими руками

Еще несколько десятков лет назад абсолютно все школьники были обязаны носить установленную форму, что очень облегчало жизнь родителей. Купить платье или сарафан для девочки в то время не составляло труда. Все магазины...

Дом и семья Девочка или мальчик: приметы народные для беременных. Кого ждать - мальчика или девочку?

Когда шок и радость от известия о беременности немного поутихнут, верх берет любопытство. Родители непременно хотят узнать, кто у них будет - девочка или мальчик. Приметы, конечно, не могут гарантировать точного резул...

Дом и семья Редчайшие имена мальчиков. Редкое русское имя для мальчика

Пожалуй, один из самых приятных моментов беременности – это выбор имени для будущего малыша, ведь каждое из них несёт свой сакральный смысл, своё значение. Сейчас очень модно называть детей необычно, и зачастую ...

Искусство и развлечения Комедии, чтобы поржать до слез: русские киноленты для просмотра

Многие ценители кинематографа часто ищут комедии, чтобы поржать до слез. Русские фильмы относятся к этим кинолентам тоже. Здесь можно вспомнить старые добрые комедии, от которых проступают слезы смеха, а также новинки...

Образование Как учить русскому языку иностранцев? Лучший учебник русского языка для иностранцев

Многие нередко задумываются о том, как учить русскому языку иностранцев. Это неслучайно, ведь с каждым годом Российскую Федерацию посещает все больше зарубежных туристов. Некоторые из них остаются в России жить. Именн...

monateka.com

Русский сарафан для девочек: история и выкройка русского сарафана

20 декабря 2013 36358 просмотров

Первое упоминание о русском сарафане относится к 1376 году. Создатель Никоновской летописи так называет длинную распашную (то есть расстёгивающуюся) мужскую одежду. До начала XVII века это слово в письменных источниках встречалось нечасто, и действительно обозначало предмет мужского костюма.  

Русский сарафан в старинных народных песнях

Упоминание о мужских сарафанах встречается в старинных песнях, которые можно было услышать еще в начале прошлого столетия:

Он не в шубе, не в кафтане, В длинном белом сарафане.

Исследователи считают, что термин сарафан, имевший, веро­ятно, иранское происхождение, возник от слов sarapa или sarapai (одетый с головы до ног) и обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Женской одеждой сарафан становится только в XVII веке. Су­дя по письменным источникам (завещаниям, договорам, заклад­ным, запискам путешественников и т.д.), сарафаном называлась горничная (то есть комнатная) накладная (надевавшаяся через го­лову) одежда с рукавами или без рукавов, с пуговицами или без пуговиц.

Однако, подобная накладная одежда — шуба, шубка, сукман, ферязь, саян, шушун — в городах известна была значи­тельно раньше. Например, в приданом волоцкой княжны конца XV века встречаются шубы красного, багряного и светло-зелено­го цвета из дорогого фландрского и английского сукна.

Вероят­нее всего, сарафанами в XVII столетии стали называть женскую одежду, существовавшую значительно раньше, с середины или конца XIV века и, возможно, какие-то новые ее виды, возникшие в городах, а затем распространившиеся под влиянием городской моды и в деревне. До петровских указов об обязательном ноше­нии в городах европейской одежды, сарафаны носили и дворян­ки, и боярыни, и горожанки, и крестьянки.  

История русского сарафана

Сегодня в нашем понимании сарафан — собирательный тер­мин, обозначающий русскую традиционную длинную горничную одежду на лямках. Сарафан входил в состав женского народного костюма центральных и се­верных губерний России, вместе с переселенца­ми «переехал» в Сибирь, а на рубеже XIX и XX веков стал модным и на юге нашей Родины.

Самые древние виды русских сарафанов — глухие прямые и косоклинные сарафаны (шу­шун, саян, ферязь, дубас). Самые старинные из них по крою напоминают туникообразные рубахи: центральное полотнище перегнуто пополам, по бокам пришиты прямые полотни­ща или несколько косых клиньев. Шили их из домотканых льняных и шерстяных тканей бе­лого, красного, черного и темно-синего цве­тов.

Подобные черные сарафаны сохранились до начала XX века в некоторых уездах Воро­нежской губернии как элементы девичьего ко­стюма — там, где женский костюм с поневой достаточно долго сохранялся и считался един­ственным вариантом женской одежды. Неко­торые разновидности глухих сарафанов имели сзади фальшивые декоративные откидные ру­кава, пришивавшиеся к краю проймы.  

Виды русских сарафанов

Самый модный сарафан второй половины XIX-начала XX века почти на всей территории России — прямой или круглый. На севере, в Си­бири и на юге его нередко называли москвичом или москалем. Модницы шили его из ярких покупных хлопчатобумажных, шелковых или шер­стяных тканей, украшали галунами, лентами, кружевами и бахромой. Крой был самый про­стой — несколько (от четырех до восьми) пря­мых полотнищ ткани сшивали между собой и верхний край собирали в мелкие складочки. Каждый москаль, обжившись на новом месте, приобретал местный колорит, поэтому прямые сарафаны были не похожи друг на друга.

Самым «молодым» русским сарафаном стал сарафан на лифе. Пышная прямая юбка пришивалась к лифу, плотно облегающему грудь и спину. Распространение подобной одежды св­язывают с влиянием традиции переселенцев из западных районов России.  

Косоклинный распашной сарафан

Самым популярным на протяжении XVIII-первой половины XIX века был косоклинный распашной сарафан. Косоклинник шили из трех основных полотнищ ткани — двух впереди и одного сзади. По бокам к полотнищам пришива­лись несколько косых клиньев, которые значи­тельно расширяли подол. Неширокие вверху, некоторые сарафаны по подолу достигали вось­ми и более метров.

Передние полотнища сара­фана застегивались на металлические дутые, ажурные или литые пуговки с петлями из шелко­вого или шерстяного шнурка, отсюда и послови­ца про щеголих: «Пуговки литые, петельки витые». Пуговиц могло быть тринадцать, девят­надцать и более. В более поздние времена в не­которых костюмах застежку стали имитировать или вовсе зашивать.

Косоклинные сарафаны всячески старались украсить: вдоль застежки пришивали металли­ческие галуны, серебряные и золотные круже­ва, узорные ленты. Праздничные косоклинники шили из самых разнообразных тканей: из хол­ста домашнего производства с масленой или кубовой набойкой, из шерстяного или льняного домотканого полотна, крашеного в различные оттенки красного, синего или черного цветов, кумача, нанки, китайки, но особенно ценились сарафаны, сделанные из дорогих покупных тка­ней: парчи, узорного шелка. тафты, штофа, бархата. Представьте, как роскошно смотрелся такой сарафан: «шупка женская холодная, ат­лас красный, круживо кованое золотное».

В XVII веке богатые сарафаны могли быть оторочены мехом, как, например, «кунтыш камчатный, кружево золото и серебряно, огонки бобровые». Конечно, такие наряды носились не одним поколением. И даже совершенно выйдя из моды, они долго сохранялись как семейная реликвия, поскольку для приобретения или изготовления праздничного костюма затрачивались немалые деньги. В одной из росписей XVII века упоминаются два сарафана — дорогой «шушун сукна красного с нарядом» стоимостью четыре (!) рубля и «крашенинник с нарядом», стоимостью восемь гривен. Народ подшучивал над своей любовью к роскоши: «На пузе — шёлк, а в пузе — щёлк»

В тех районах, где были распространены сарафанные комплексы, наряды с праздничными косоклинными распашными сарафанами но­сили мешанки, дочери и жены купцов и ремесленников в больших и уездных городах, девушки и женщины из состоятельных крестьянских семей. Несколько стилизованные «русские сарафаны», сшитые моди­стками, носили некоторые дворянки, шили их и специально для кос­тюмированных балов.

Сарафаны надевали на одну или две рубахи (нижнюю и верхнюю), для создания пышной формы поддевали нижние юбки, а во второй половине XIX века и кринолины. Чаше всего сарафаны подпоясыва­лись. Сверху на них, в зависимости от местной традиции, надевали различных фасонов душегреи, шугаи или кофты. Такие богатые кос­тюмы обязательно венчали головные уборы: у девушек — повязки, венцы, короны, у женшин — сороки, повойники, кички, кокошники.

Завершали такие костюмы всевозможными украшениями, шалями или даже тончайшей шелковой фатой. На ноги, начиная с XVII столе­тия, обували искусно сделанные сапожки из яркой и тонкой кожи, а с XIX века — городские модные ботинки «полсапожки, носки лаковые».

Сарафанов нонь не носим, нам от них убыточек:

Надо восемь метров ситца. Три катушки ниточек.

Очень точно подмечено в этой задорной частушке 20-х годов прошлого века. Однако носить сарафаны после революции 1917 года перестали не из-за дорого­визны: на все исконно русское не просто прошла мода, но сарафаны, поневы и старинные рубахи объяви­ли пережитком прошлого.

Камка  — тонкая шелковая, льняная, шерстяная однотонная ткань: характерная особенность камки — сочетание блестящего фона (узора) с матовым узором (фоном).

Тафта — тонкая шелковая или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения с блестящей, несколько жесткой поверхностью (жесткость тафты появлялась благодаря тугой скрутке нитей ткани).

Штоф — шелковая плотная ткань с одноцветным узором.

Миткаль — хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, тонкая или более плотная, сероватого цвета. После отбеливания и прокрахмаливания миткаль получал название — коленкор, после набивки узора — ситец, после окрашивания в красный цвет — кумач.

Китайка — в XIX веке под этим названием подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения синего цвета.

По материалам журнала «Славянка»  

Видео: Технология изготовления косоклинного сарафана. Автор Элина Глушкова

Русский сарафан. Фото

В фотогалерее поредставлены несколько фотографий современных девушек-старообрядок в сарафанах.

ruvera.ru


Смотрите также

Оставить комментарий