Выкройка русская народная рубаха мужская


Рубаха русская народная: описание, особенности пошива, выкройка, фото

Во все времена и для любого народа одежда имела не только традиционную практическую функцию, но и представляла национальную ментальность и культуру. Современные известные кутюрье все чаще используют русский национальный костюм для изготовления своих коллекций. Рубаха русская является самым древним и универсальным элементом народного костюма. Ее разрешалось одевать всем: мужчинам, женщинам, крестьянам, купцам и князьям.

История русской рубахи

Старославянский язык содержит множество слов, имеющих много общего с «рубахой». Но если подойти к данному вопросу этимологически, то наиболее близкими окажутся: «рубь» - отрезок, кусок ткани и «руш» - рушить, рвать.

Это нельзя назвать совпадением. Причина в том, что русская народная рубаха – это самое простое одеяние: тканевое полотно, согнутое посередине и оснащенное отверстием для головы. Да и ножницы появились гораздо позже, чем человек обратился к ткачеству. Постепенно рубахи стали скреплять по бокам, а потом еще и дополнять их прямоугольными кусками ткани – рукавами.

Рубаха русская (славянская) – это еще и средство социальной интеграции. Ее мог надеть на себя как знатный человек, так и рядовой мирянин – единственным отличием являлся используемый материал – лен, конопля, шелк, хлопок и богатство отделки.

Ворот, подол и запястья русской национальной рубахи обязательно должна была украшать вышивка-оберег. Русскую мужскую рубаху 17-18 века можно отличить от южнославянской по легко узнаваемым чертам: смещенному влево разрезу на горловине, позволяющему скрыть крестик, и длине по колено.

Женская рубаха

Русская женская рубаха является основополагающим элементом национального наряда. В южной части страны поверх нее одевалась юбка-понева, а в центральной и северной – сарафан. Льняную рубаху, по длине совпадающую с длиной сарафана, называли «станом». Кроме того, рубаха могла быть:

  • будничной;
  • праздничной;
  • ворожбенной;
  • покосной;
  • для кормления младенца.

Но к числу наиболее интересных относят рубаху-порукавку. Особенность этого одеяния состоит в очень длинных, порой до подола, рукавах, которые на уровне запястья были оснащены прорезями для рук, что позволяло завязать свисающие рукава за спиной. Кроме того, ношение подобной рубахи можно было осуществить еще одним способом: лишнюю длину рукава собрать в складку и прихватить. Конечно, такую рубаху нельзя назвать будничной, так как работать в ней, мягко говоря, неудобно (кстати, выражение «работать спустя рукава» берет свое начало именно отсюда).

Первоначально её надевали для ворожбы или какого-либо языческого религиозного обряда. А немного позже она стала праздничной одеждой либо нарядом для знатных людей.

Магнетизм вышивки-оберега

Даже спустя много лет после того, как русичи приняли христианство, они не перестали верить в целительную силу вышивки-оберега, нанесенного на нательную рубаху. Те же соображения брали в основу при пошиве первой рубашки для новорожденного – если родился мальчик, то использовали рубаху отца, а если девочка, то матери. Это был самый мощный оберег. Только к трехлетию ребенка шили одежку из нового материала.

Одежда или визитная карточка

В давние времена рубаха русская являлась не просто предметом одежды, но и визитной карточкой каждой женщины. Раньше не было бутиков и ателье, и в обязанности хозяйки входил пошив одежды для себя и своих родных. Следовательно, чем лучше сидел костюм, чем больше на нем было орнаментных элементов и украшений, тем более старательной считалась жена. Кроме того, славянское мировоззрение основывается на умении гармонизировать окружающее пространство – семью, двор, дом и т. д. А прийти к этому можно только в том случае, если будет достигнута внутренняя гармония. То есть, если у женщины все хорошо, то и результат ее работы будет великолепен. Вывод – если человек надел рваную рубаху, из которой торчат нитки, то и атмосфера в его семье и душе соответствующая.

Важно! Рукоделие считалось исключительно женским занятием. Этот факт также является подтверждением того, что, по мнению предков, за атмосферу в семье должна отвечать только жена.

Мужская рубаха

Русская рубаха мужская сильно отличается от женской. Разница состоит в более архаичном крое и декоре. Раньше была популярна домотканая ткань – полотно шириной 40 см (размер обусловлен конструкцией ручного ткацкого станка). Именно отсюда берет начало и вид кроя, применяемый по настоящее время – для изготовления рубахи используются вертикальные полосы ткани разной ширины. Ассортимент ширины современного материала позволяет не прибегать к использованию дополнительной полосы вдоль стана, но именно такой крой предусмотрен духом древности и традициями предков.

Русская рубаха, выкройка которой отработана веками, не только проста, но и практична, ведь она обеспечивает полную свободу движений, что так необходимо мужчине как в работе, так и в бою.

Для декора обычно используются вышитые ленты или тесьма, основными местами расположения которых служат воротник, запястья и нижний край рубахи. Еще одним украшением является «подоплека» - участок от горловины до солнечного сплетения украшался посредством вышивки или вставки из другого материала.

Аутентичные образцы часто содержали свастичную символику. Данные элементы декора уже нельзя назвать простым украшением мужской рубахи - это скорее мощный оберег, защищающий хозяина от злой силы и черной энергии. Такой же обереговой силой обладал пояс, или кушак, который являлся неизменным и обязательным дополнением к мужскому наряду. Поэтому слово «распоясанный» означает не только потерю сдержанности и приличия, но и беззащитность перед злыми духами.

Цельная и составная женская рубаха

Просторная русская рубаха для женщины шилась из целого продольного полотнища. В разных губерниях подобная одежда имела свое название:

  • в Архангельской ее звали целошницей или исцеленницей;
  • в Вологодской – проходной;
  • в Калужской и Орловской – цельной или одностенной.

В XIX веке такие рубахи считались редкостью – их можно было встретить лишь на свадьбе да на похоронах.

Составная рубаха (русская) предполагает наличие верхней и нижней части. Первая должна была быть видна из-под сарафана или поневы, поэтому для ее изготовления использовалась льняная или конопляная, а потом – хлопчатобумажная или шелковая ткань. На изготовление нижней части шел плотный домотканый холст.

Рубахи XIX-XX веков преимущественно были составными. В основном при пошиве использовались очень экономичные выкройки, не оставляющие после себя обрезков-отходов, так как за модуль кроя принималась ширина ткани.

В состав рубахи входили прямоугольные и клинообразные детали. Крой переда и спинки – составляющих основ рубахи – производился таким образом, чтобы долевая нить располагалась вдоль этих деталей. При необходимости подол рубахи расширяли посредством бокового полотнища или клина.

Для соединения рукава с центральной деталью использовался прямой угол.

Большинство рубах содержало ластовицу – квадратную или клиновидную деталь, расположенную под рукавом и обеспечивающую свободу рукам.

Виды кроя

Русская народная рубаха может быть скроена различными способами.

Самым архаичным считается туникообразный крой. К нему прибегали многие народы, а в нашей традиции он также нашел отражение и в других одеждах, например, в глухом сарафане, завеске и нагруднике.

К самому распространенному виду относится рубашка с поликами – плечевыми вставками, которые расширяют горловину рубахи, а также соединяют перед и спинку. Среди них можно выделить:

  • рубаху с прямыми поликами, пришивание которых осуществлялось параллельно утку основной детали стана;
  • рубаху с прямыми поликами, которые были соединены параллельно с основой стана.

Первые были популярны в губерниях, расположенных в северной и центральной частях страны, а вторые – в Рязанской, Московской губерниях, а также у населения верхней Оки.

fb.ru

Русская народная рубаха выкройки

Русская народная льняная рубаха - это один из главных атрибутов русского народного костюма. Как женские, так и мужские - рубахи шились из льна и украшались вышивкой. Сейчас многие летом вспоминают о народном русском одеянии, ведь и покрой, и материал - очень удобны в жаркое летнее время. Как женские, так и мужские рубахи сейчас переживают второе рождение. Их не только украшают вышивкой, но и кружевом, и шитьем и мережками. Во многих магазинах продают аналоги русских народных рубах, но если уметь держать иголку в руках - можно пошить такую рубаху самому и так эе украсить ее по своему вкусу.

Для того чтобы пошить  мужскую рубаху, потребуется около 3 метров льна и льняные нити. Теперь снимаем мерки. Длина рубахи должна доходить до середины бедра, поэтому сначала отмеряем нужную длину (от плеча). Затем измеряем ширину  - это от плеча до плеча и прибавляем 10 см..

Ткань складывается пополам и, после того как отмерена нужная длина - отрезается. Сгиб определяет центр рубахи, и он помогает определиться с горловиной - для этого по сгибу на передней части рубахи делается вертикальный надрез около 10 см.

Для того, чтобы выкроить рукава, необходимо сделать следующие замеры: сверху обхват бицепса + 5 см., снизу обхват запястья +5 см. Так же выкраиваем две ластовицы, которые будут вшиты подмышками - 45 на 45 см., а так же клинья 2 шт (в мужской рубахе 50 на 35 см, а в женской 80 на 50 см).

Теперь сшиваем рукава, вшиваем в них ластовицы и пришиваем рукава к рубахе. После этого рубаху сбоку сшиваем до клиньев. Клинья вшиваются от пояса вниз. Аккуратно обрезается горловина полукругом и подшиваются все края. Готовую рубаху украшаем вышивкой.

По такому же принципу щьем и женскую рубаху, но она будет длиннее.

Для портков так же использется льняная, конопляная или шерстяная ткань. Снимаем мерки - длина ноги от талии вниз до икр + 10 см, обхват ноги вверху + 10 см. подъем - это расстоянеи от талии спереди до талии сзади, пропуская мерку между ног.В итоге у нас получается две детали штанины и одна ластовица.

Складываем штанины пополам, отступаем сверху 15 см и пришиваем ластовицу. Сшиваем остальные края штанин и подшиваем.Верх штанов подворачиваем и прошиваем, после чего в получившийся пояс вставляем шнурок.

www.krupenichka.ru

Мастерская Ангел - Карнавальные костюмы

Рубаха была основой гардероба как для мужчин, так и для женщин, вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, девочке - из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни

По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища - на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные мужские рубахи вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной - в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим - круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий - в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху - горничную.

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов - белые, синие, красные...

Главное украшение рубахи - вышивки, которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие - горловину - улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные рубахи для мужчин и мальчиков в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.

master-angel.ru

Как сшить традиционную русскую рубаху

Как сшить традиционную русскую рубаху.

Праздничная мужская рубаха (рис. 1), описание которой мы предлагаем ниже, была сделана в конце XIX века. Рубаха сшита из натурального шёлка светло-кремового цвета и украшена по вороту, на груди, по краю рукава и по подолу вышивкой «крестом» чёрными нитями. Рубаха принадлежала Суркову А. И., 1880 г.р.(?), а ныне хранится в селе Безводном Кстовского района Нижегородской области. В Безводном мы обнаружили несколько шелковых мужских поясов, сотканных на берде. Второй, черный с красными полосами, именной: на нём выткано имя хозяина «АЛЕКСАНДРА ИВАНОВИЧА СУРКАВА». Этот пояс был сделан специально для нашей шёлковой рубахи под цвет вышивки, как тогда было модно. Особенностью этой рубахи являются очень узкие боковые клинья, которые в более поздних рубахах, сшитых из фабричных тканей, вовсе исчезают. Когда-то в старину русские мужские рубахи были длинными и состояли из трёх прямых полотнищ — одного центрального, перегнутого пополам, и двух боковых, а узкие клинья вшивались между центральным и боковым полотнищами, расширяя рубашку книзу. Со временем рубахи стали значительно короче, необходимость в такой ширине отпала, боковые полотнища у рубах подобного кроя исчезли, остались только клинья. Ширина плотной шёлковой ткани, из которой сшита рубаха, — 57 см. Подоплека сшита из более тонкого шёлкового материала. Предлагаемый крой рассчитан на размер 46 при росте 160 — 165 см. Расход шёлковой ткани на рубаху с учётом припусков на швы при ширине 1м 50 см — 1 м 60 см (одна длина центрального полотнища); на подоплеку — кусок ткани размером 60х60 см. Детали кроя (рис. 2): из плотного шёлка — центральное полотнище (1 дет.), боковой клин к переду (2 дет.), боковой клин к спинке (2 дет.), рукав (2 дет.), треугольная ластовица (4 дет.), воротник (1 дет.), планка (1 дет.); из тонкого шёлка — подоплека (1дет.) 1. Выкраиваем все детали рубахи, учитывая направление долевой нити и припуски на швы. 2. Пришиваем все боковые клинья к центральному полотнищу. 3. Пришиваем ластовицы к рукавам. 4. Пришиваем рукава с ластовицами к центральному полотнищу. 5. Вышиваем по канве низ рукавов. 6. Единым швом выполняем боковые швы и нижние швы рукавов. 7. Выполняем вышивку на подоле рубахи. 8. Подшиваем подоплеку так же, как и на пестрядинной рубахе. 9. Вырезаем горловину, делаем разрез и пришиваем вышитые заранее, планку и воротник. Внутри воротника лучше проложить х/б ткань, чтобы он держал форму. 10. На вороте и планке обрабатываем петли и пришиваем пуговицы.

11. Выравниваем и подшиваем низ рубахи и рукавов.

Как сшить мужскую прямую туникообразную рубаху (рис. 3). Туникообразные мужские рубахи различались многими деталями: конструкциями боковин (кошёные и прямые), рукавов (кошёные и прямые) и ворота (разрезы по середине, слева, справа, наискось, с воротом стойкой и без неё). (рис. 4,5) По материалу встречаются из пестряди, сатина с набивным рисунком или однотонные. В последнем случае ворот, рукава и подол украшаются вышивкой.

Еще одно различие – выполнение ворота. Ворот выполняется стойкой или просто обшивается по краю. Ткань может быть той же, из которой сшита рубаха или контрастировать с ней. Например, у рубахи из белого льна выполняется отделка красным льном: ворот, рукава по краю и подол. В этом случае красный лен заменяет вышивку. Красными также выполняются ластовицы.

Технологическая последовательность изготовления туникообразной рубахи 1.Определить центр станушки, срезать уголок, отметив тем самым место выреза горловины. После, разложив полотно, вырезать вокруг прорези горловину и сделать разрез на груди. Обработать разрез и горловину тканью, либо выполнить застежку и пришить воротник . (рис. 6) 2.Сметать и сшить рукава с подклинками. (рис.7-9) 3.Сметать и пришить рукава к станушке, совместив середину сторон станушки серединами пройм рукавов. Проследить, чтобы на рукавах шов с подклинком был спереди. 4.Приметать и пришить боковины к станушке и рукавам. 5.Вшить ластовицы. 6.Сшить швы рукавов и боковин. 7.Подогнуть и подшить края рукавов.

8.Подогнуть и подшить низ рубахи.

rutraditions.ru


Смотрите также

Оставить комментарий