Выкройка головного убора сорока


Головной убор сорока своими руками - выкройка

И повседневный, и праздничный женский русский национальный костюм предполагает наличие головного убора. Они представлены очень разнообразно, и современный человек может очень легко запутаться. Тем более, что скорее всего, нам они покажутся практически одинаковыми. А во времена наших предков именно по головному убору можно было сразу понять, откуда родом женщина, какое ее социальное положение, замужем ли она. Попробуем вместе разобраться и сделать головной убор “сорока” своими руками, выкройка которого будет очень простой и понятной.

к содержанию ↑

Что такое сорока?

“Сорока” является самостоятельным женским головным убором или дополнением к другому убору. Еще его называют макушкой или привязкой.

В состав простой “сороки” входит:

Важно! В некоторых вариантах может быть только две части: очелье и хвост или очелье и крылья.

к содержанию ↑

Что нужно для работы?

  • Для изготовления этого убора пользовались шелком, кумачом, бархатом на холщовой основе.
  • Для украшения использовали вышивку, бисер, золотое шитье.

Важно! Некоторые модели состояли из двух десятков элементов, и на то, чтобы его надеть, требовалось время, ловкие руки и кропотливость. Историки отмечают, что этот головной убор очень похож на скифский калаф, который характеризуют яркие краски, огромные наушники и вышитые солярные знаки.

Зачастую украшение для головы являлось самой дорогой частью гардероба. Богатые “сороки-золотоломки” девушки могли носить в праздничные дни, два-три года после свадьбы. После рождения ребенка происходило изменение социального статуса, и женщина ходила в другой одежде — чепце и повойнике.

к содержанию ↑

Разновидности

Существуют различия между “сороками”. Рассмотрим самые известные виды этого головного убора.

Каргопольская

Сразу же выделяется, так как имеет очелье своеобразной формы: оно нависает надо лбом в виде острого выступа. Для того чтобы его создать, донышко делают заостренным.

Важно! Обычно привязки делали мягкие, поэтому под них требовалось надевание дополнительного жесткого головного убора, благодаря которому держалась форма очелья.

Каргопольская “сорока” носилась со своеобразной шапочкой, которая называется сдериха. Ею исполняется роль повойника, которым собираются и стягиваются волосы. Твердое “копытце” надо лбом выступает в качестве основы для нарядного очелья, расшитого бисером.      

Свадебный

В такой головной убор входит три части:

  • Кичка с маленькими заостренными рожками;
  • Подзатылень;
  • “Сорока”, которая имеет каблукообразную форму.

Подзатылень изготавливался из бархата, который расшивали золотыми нитями. Его закрепляли на бересту для придания жесткости. Эта часть предназначалась для того, чтобы закрывать затылок. Его верхняя и боковые части сшиты с полосами шелковой ткани, на краях которой расположены завязки. Затем их нужно перекрестить на лбу, и обвязать вокруг рожек несколько раз. Благодаря этому кичка и подзатылень плотно скрепляются.    

Важно! Золотая маленькая “сорока” надевается сверху рожек. Основной мотив вышивки, которой украшены подзатылень и верх головного убора, — “древа”. Такой же орнамент используется для украшения рукавов свадебной рубахи.

к содержанию ↑

Шьем сороку

Мы ничем не хуже наших предков, потому рассмотрим, как сшить “сороку” головной убор своими руками. Конечно же, учитываем при этом современные реалии и берест заменяем картоном.

Потребуется подготовка:

  • Ниток;
  • Иголок;
  • Лент;
  • Пайеток;
  • Тесьмы;
  • Ножниц;
  • Сантиметровой ленты;
  • Швейной машинки.

Весь объем работы будет следующим:

  • Отрезаем ткань. Ее размеры: ширина – 20 см, длина – окружность головы.
  • Примерно на десять сантиметров из двадцати нашиваем разнообразные украшения: тесьму, пайетки, ленты.

Важно! Не забудь оставить снизу два сантиметра ткани для подшивания.

  • Ткань складываем пополам, прошиваем край сгиба.
  • Вырезаем еще один кусок ткани, размером 50 на 70 сантиметров. В таком случае будет немного прикрыта спина.
  • Находим середину длины и делаем закругление верхней части с помощью ножниц.
  • Низ украшаем с помощью разных мелочей или кисточек.
  • Уголки можно оставить и прямыми, и немного закруглить.
  • Нижняя часть от середины длины обшивается с помощью косой бейки.
  • Верхнюю закругленную часть обрабатываем двойной строчкой.  
  • После этого нужно потянуть за концы ниток для образования красивой сборки.
  • Затем нужно совместить очелье и сборку, но не сшивать их.
  • Все переворачивается на изнаночную сторону и прикладывается кусочек картона размером примерно 30х7 см.
  • Ленты или ткань, обшитую или обметанную, вставляем в очелье.
  • Место, где находится картон, нужно обязательно прошить, чтобы он не сдвигался.
  • Выполняем обработку швов на швейной машинке.

Все, головной убор “сорока” своими руками готов!

к содержанию ↑

Видеоматериал

Надеемся, наша статья была для вас полезной. Теперь вы точно знаете, как быть самой самобытной на ярмарке или празднике, ведь такой костюм, изготовленный своими руками, уж точно запомнится всем.

serviceyard.net

Женский головной убор «сорока». Главное, чтобы костюмчик сидел

В связи с тем, что у бусинок возникло непонимание в смысле красоты и необходимости такого головного убора как «Сорока», решила выхватить этот кусочек женской одежды и немного описать. Славянские головные уборы не просто красивы в них ещё и мудрость природная заложена. Недаром славянки не ходили с непокрытой головой. И волосы убирали в косы с любовью и тщательно.Ладная причёска и ладный головной убор — это очень сильный оберег для женщины, а поскольку женщина по своей сути берегиня семьи и рода, то и для семьи. От чего так? Волосы в порядке — мысли в порядке, и связь с любимым крепкая, ладная. В волосах большая сила и связь с родом заложены. Не стоит показывать их каждому, сила эта нужна в своей семье. Что даёт ношение головного убора? Самый простой способ узнать — это сшить себе или приобрести готовый и начать носить.

Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Данный тип головного убора русских женщин схож со скифскими калафами и характеризуется яркими красками, огромными наушниками и вышивкой солярных знаков.

Сорока представляет собой вытканное длинное полотно которое крепится на кичке и спускается ниже на спину и плечи. в разложенном виде он напоминает птицу.

Позатылень — ткань на твёрдой основе, уложенная сзади, чтобы прикрывать волосы на затылке. Налобник — расшитая полоска, которая закрывала лоб, кончики ушей и виски. Поверх сороки ещё завязывался платок.

Сороку, и златоглав женщина носила около двух лет после замужества. После же того, как она рожала дитя, и её статус молодайки менялся, ей полагался и другой костюм, и другой головной убор: чепец, повойник.

Все сороки немного разные. Например Каргопольскую сороку можно сразу отличить от любой другой по своеобразной форме очелья, нависающего надо лбом острым выступом.

Такой выступ создается за счет заостренного донышка. Как правило, большинство известных видов сорок мягкие, поэтому под них дополнительно надевался головной убор жесткой конструкции, позволяющий держать форму очелья. Под каргопольскую сороку надевается своеобразная шапочка с твердым «копытцем» надо лбом, называется «сдерихой».

Сдериха исполняет роль повойника, собирая и стягивая волосы, а копытце служит основой под нарядное очелье, расшитое бисером

Свадебный головной убор «сорока» состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно «сороки» каблукообразной формы.

Развертка(схема) Сороки имеет 3 основные части: очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень.

Позатылень — прямоугольная полоса расшитого золотыми нитями бархата, который закреплен для жесткости на кусочке бересты необходима для того, чтобы прикрыть затылок. К верхней части и боковым сторонам позатыльня пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещивают на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем.

И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются «древа», аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи. Конструкция имеет жесткий каркас — вшитую берестяную (картонную в современном исполнении) полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью.

businka.org

Повседневный кокошник. Часть 1

Здравствуйте! Обещанное, как водится, надо выполнять, посему, приступаю к выкладке мастер-класса по пошиву повседневного кокошника образца Орловской губернии.

Мою небольшую историю, связанную с этим головным убором, вы можете прочитать здесь: http://www.livemaster.ru/topic/343109-malenkaya-istoriya-odnogo-kokoshnika?vr=1&inside=1

Кокошников на Руси великое множество и это только один из вариантов. Если он вам придется по вкусу, я буду очень рада.

Стоит отметить, что для пошива данного предмета обихода, необходимо иметь хотя бы минимальные навыки шитья, вязания крючком, вышивки и бисероплетения. В процессе мастер-класса буду рассказывать только об этапах работы. Если начну подробно объяснять КАК всё это делается, то мастер-класс получится бесконечным. Прошу понять меня.

Итак, приступим. Для начала двайте договоримся, что будем в первую очередь использовать те материалы, которые есть у нас дома в наличии. И только, если дома не найдется нужного материала, можно идти в магазин, но сначала - к подруге. Во-первых, это в традициях наших предков, потому, что всё, что было в хозяйстве, особенно текстиль, шло на повторную переработку. Из вытершейся местами сорочки шили сорочку поменьше, лоскутки – на кукол, на одеяла, на коврики и т. д. Это не столько экономия, сколько уважительное отношение к природным ресурсам, которые, как вы понимаете, в мире тотального потребительства исчерпываются безбожно. А во-вторых, у каждой из нас дома есть залежи всяких материалов, которые постоянно пополняются и часто просто лежат балластом. Острый хомякоз называется. Лечится указанным выше способом. Я, например, категорически собираюсь использовать только китайский бисер, который застрял у меня с тех времён, когда я ещё не была знакома с чешским и японским. А если не хватит - сестру буду грабить. У неё тоже много всего. Мой проверен,не облезет. А его неровности, которые так раздражают в профессиональной вышивке, придадут милый народный колорит нашему изделию. Вот увидите, какую победу вы переживёте, если последуете моему совету!

О временных затратах скажу так: скоро мастер-класс читается, да не скоро кокошник шьётся, так, что наберитесь терпения. У меня ушёл приблизительно месяц свободного времени.

Нам понадобятся:

Для построения выкройки:

1.       Сантиметровая лента.

2.       Бумага для выкройки. Можно склеить листы А4.

3.       Карандаш (ручка, фломастер).

4.       Линейка, угольник и, по возможности, лекало для округления линий.

5.       Калькулятор или листик для математических операций в столбик.

Для кокошника:

1.       Ткань для кокошника оранжевого цвета или другого красного оттенка. В моем случае – это оранжевая льняная жилетка, принесенная мне заказчицей, буду выкручиваться. Если покупаете готовую ткань, при ширине свыше 1метра - 25-30 см будет достаточно.

2.       Суровая льняная ткань для внутренней стороны нашего кокошника. Она у меня на фото в качестве фона. При ширине 140см – 25см, если лён тонкий, то – 30-35 см.

3.       Ножницы.

4.       Нитки для сшивания ткани, желательно натуральные и прочные. У меня хб армировка ещё с советских времен. Да! Я много знаю про хомякоз! :)

5.       Иглы для шитья и низания.

6.       Нитки для нанизывания бисера, покрепче.

7.       Нитки для вязания крючком, в идеале - тонкая шерсть, у меня будет ирис (розовый, жёлтый, голубой, зелёный).

8.       Атласные ленты четырех цветов (розовый, жёлтый, голубой, зелёный) шириной 3 - 4.5 см и длиной по 50 см

9.       Тонкий ситец для подкладки наволосника. На фото нет, но это может быть любая ткань с мелким народным рисунком «горошек» или «цветочек». Шир - 50 см, длина равна сумме ширины всех ленточек + 2 см на подгибку.

10.   Черная лента 1 – 1,2 см шириной и 2,5 м длиной для отделки – если найдёте – хлопковую, мне в последний момент захотелось добавить гламура, поэтому купила бархатную.

11.   Пуговицы мелкие рубашечные с двумя или четырьмя дырочками. В пределах 70-ти штук. Да. У нас приданое небедное. :)

12.   Бисер и бусины разных цветов, фактур и размеров, чем ярче, тем лучше.

13.   Крупные бусины с широким отверстием – 2 шт.

14.   Пайетки разных цветов и калибров, можно поярче.

15.   Тесьма золотая или других цветов, я проложила пару полосок, потому, как лежит и деть её некуда. Если не хочется связываться с пришиванием бисера, можете воспользоваться только тесёмками разных цветов. ИМХО с бусинами веселее.

16.   Прочная тонкая ленточка для завязок на кокошнике – по 25 см на каждую сторону. У меня осталась бархатная, её и пришью.

17.   Полоска бархатной ткани шир 5 см и длиной 61 см. Это для того, чтобы наш кокошник не натирал нам лоб. Можно заменить бархатной лентой, но важно, чтобы она было очень мягкой. Всё-таки ткань лучше.

18.   Китовый ус для каркаса. (!) НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Тот, что используют для укрепления  корсетов (на снимке поверх оранжевой ткани). Это мой способ облегчить себе жизнь. Можно металлический, у меня на фото полиэтилен (стыдливо опустила очи долу).

19.   Дублирин для тех, кто хочет придать конструкции дополнительную жесткость.

20. Крючок для вязания, соответствующий толщине ниток.

21.   Самое главное – терпение и хорошее настроение. Ибо, как пошьем, так и носиться будет.

Почти всё, я что перечислила, есть на фото. Так сказать, групповая фотография перед работой.

1)                  Сначала предусмотрительно избавим себя от неприятных ситуаций и обработаем ткани, чтобы они дали усадку. Замочили лен (или хлопок) в горячей воде, дали остыть, дали высохнуть, проутюжили с паром. Если лён достаточно плотный, откладываем его до момента раскроя, если слишком тонкий – лучше продублировать. И пока тоже откладываем в строну.

2)                  А сами занимаемся выкройкой.

Главная мерка, которая нам нужна – обхват головы. Мерка снимается по той линии, на которой будет находиться край кокошника. По середине лба, через середину уха и до основания черепа. У меня получился полный обхват - 57 см. Сфотографировать в момент измерения меня было некому, поэтому, представляйте сами.

Строим переднюю часть кокошника.

Проводим линию, на ней отмечаем длину обхвата головы (57)+ 2 см (на свободу облегания) + 2 см на утяжку от вышивки (когда вышьете очелье, поймёте) = 61 см. Делим отрезок пополам и строим выкройку на одной половине. Сначала делим эту половину на четыре части. По линии ценра/сгиба откладываем вверх 14 см, следующая от неё линия – тоже вверх 14 см. соединяем. Теперь по линии заднего шва отложили 6 см. Пусть это будут постоянные величины, чтобы лишний раз не путать себя. Затем проводим линию как показано на чертеже от метки 6 см до второй метки 14 см. По заднему шву делаем скос в 1 см кверху, а затем с помощью лекала скругляем верхнюю линию. Это линия пришива донышка. У кого нет лекала, можно обойтись и без него, просто проведите плавную линию, чтобы красиво округлить все углы. Основа чертежа в голубом цвете, а то, что должно получиться на выходе – красным. Теперь аккуратно складываем выкройку пополам по линии сгиба, скалываем, чтобы не сдвинулось и вырезаем. Отмечаем засечкой середину сгиба. Таким образом, получаем идеально симметричную выкройку без перекосов. Сидим, любуемся и хвалим себя (1 минута) :)

3)                  Строим выкройку донышка.

Теперь пугалка для гуманитариев. Высчитываем диаметр окружности. Для этого нам нужно измерить длину округлой стороны нашей первой выкройки (верхняя сторона). У меня, как ни странно, получилось тоже 61 см. Как ни странно, потому, что я тоже гуманитарий. И мне это непонятно.

Вспоминаем геометрию и вычитываем радиус окружности донышка по формуле C=ПD. Где С – это длина округлой части предыдущей выкройки и по совместительству, длина окружности донышка; П – число Пи (3, 14); D – диаметр будущей окружности. Нам нужен диаметр. Получаем D=C/П = 61/3,14 = 19,42. Делим пополам, получаем радиус = 9,7, округляем до 9,5. В данном случае это не важно. Чертим перпендикуляр, отмеряем по кругу радиус. Затем решаем, какой из перпендикуляров становится серединой нашего донышка. Отмеряем 1 см за проведенный радиус и придаём выкройке вид капли, срезая при этом часть окружности, как показано на снимке. Теперь проверяем длину по периметру. Должно быть столько же, сколько по округлой стороне первой выкройки, то есть 61 см. Если получилось меньше, добавляем, если больше, срезаем.

Надеюсь, вам понятно, потому, что мне такие тексты даются с трудом.

Теперь аккуратно складываем по центральной линии, скалываем, чтобы не нарушить симметрию, и вырезаем. Отмечаем засечкой середину сгиба, чтобы облегчить себе совмещение ткани и выкройки.

Готовые выкройки должны выглядеть так, как на фотографии ниже. Таким же образом их и будем совмещать после раскроя ткани.

Для проверки подходим к зеркалу, прикладываем выкройку передней части к себе, смотрим, насколько это будет гармонично смотреться. Может оказаться, что конкретно Вам он будет слишком высок или, наоборот. Корректируем. Опять любуемся и хвалим себя (1 мин). :)

4)                  Теперь раскладываем нашу приготовленную и отутюженную основную ткань, прикалываем выкройки так, чтобы долевая нить совпадала с линиями сгиба наших выкроек. Выкраиваем, оставляя припуски на швы по 1,2 см со всех сторон. Обязательно отмечаем центральные линии сгиба, дабы не допустить перекосов, а на донышке отмечаем ещё и перпендикуляр, на него потом будет нашита бархатная ленточка. Таким же образом выкраиваем обе части из суровой ткани для внутренней стороны. Нижнюю ткань кроим экономно, чтобы у нас уместилась полоса шириной 25-35 см и шириной 55 см для ребра жесткости. (см пункт 15). У меня основная часть получается из кусочков, но швы закроются вышивкой и на них никто смотреть не будет, поэтому я не переживаю. Сейчас придумаю, надо ли дублировать в моём случае.

Получается, по одной детали из каждой ткани.

5)                  Занимаемся очельем кокошника. Донышко пока откладываем.

Кладем детали одна лицом друг к другу, между ними прокладываем полоску бархата (тот, который 5 см шириной) так, чтобы лицевая сторона смотрела в сторону основной (оранжевой) ткани. Совмещаем центр и края, скалываем булавками.

Сшиваем швом назад иголка, оставляя 1,2 см в начале и конце шва. Чем мельче стежок, тем больше Вам честь и хвала как мастерице.

6)                  Выворачиваем шов на лицевую сторону. Оранжевая деталь смотрит в одну сторону, а серая и бархат – в другую.

Теперь корректируем так, чтобы лицевая сторона немного перекрывала изнаночную (1,5 – 2 мм). У портных это называется «перекант». Намётываем вдоль края.

7)                  Переворачиваем лицом к себе и отмечаем крайние точки для нашей бисерной полосы на очелье. Нашиваем первый ряд бусин или пайеток, оставляя 1 мм открытой ткани по краю. Таким образом, закрепляем наш перекант.

8)                  Теперь мы подгибаем верхнюю сторону бархатной ленты и, пришивая бусины/пайетки, одновременно прикрепляем бархат. Стараемся прятать узелки.

9)                  Пришиваем все ряды украшений на очелье, чередуя цвета и фактуры. Ширина декоративной полоски – где-то 6, максимум 7 сантиметров. Чтобы получились не обрубленные, а красивые края, я предлагаю каждый последующий ряд в начале и конце сводить вниз, огибая предыдущий. Вот как у меня на фото.

Нашивание декоративных полос займёт у вас некоторое время. Наберитесь терпения. В плане мелких и долгих декоративных работ – это только начало. Вот, что у нас получилось:

Сидим, любуемся (не менее 5 минут). Можно покрутиться перед зеркалом или перед домашними. :)

Продолжение следует.

С наилучшими пожеланиями, ваша МариКо (MarinaKostina).

Вторая часть мастер-класса: http://www.livemaster.ru/topic/363697-povsednevnyj-kokoshnik-chast-2?vr=1&inside=1

www.livemaster.ru


Смотрите также

Оставить комментарий