Шоссы 14 век выкройка


Цельные шоссы

Шоссы в кон­тек­сте моды

Цель­ные шоссы

Далее А. Арман пере­хо­дит к «цель­ным шос­сам, иначе говоря, объ­еди­нен­ным, кото­рые должны были родиться в послед­ние годы XIV в.». При­чины их появ­ле­ния ста­но­вятся понятны из ремарки лето­писца Сен-Дени (1370), в кото­рой он выска­зы­вает сожа­ле­ние по поводу непри­ли­чия одежды при­двор­ных. «У неко­то­рых, – пишет он, – было такое корот­кие пла­тье, что не дости­гало яго­диц, и когда они сги­ба­лись, чтобы слу­жить гос­по­дину, они пока­зы­вали свои брэ и то, что было за ними». Так про­ис­хо­дило потому, что шоссы с хво­стами были скреп­лены с пур­пу­эном, но не между собой, и поэтому при сги­ба­нии рас­хо­ди­лись на яго­ди­цах. Не совсем понятно, почему лето­пи­сец не кри­ти­кует вид при­двор­ных спе­реди. Ведь, судя по кар­тине Карло Кри­велли «Свя­той Рок» (фото 1), шоссы с хво­стом не закры­вали часть живота и область гени­та­лий. Поэтому слуги в корот­ком пла­тье должны были выгля­деть при­мерно так, как юноши, сняв­шие для игры в чивет­тино свою верх­нюю одежду, на кар­тине Скеджи (фото 2). То есть у них должны были быть видны брэ и/или камиза, что счи­та­лось цер­ко­вью недо­пу­сти­мым для доб­ро­по­ря­доч­ных граж­дан и даже гре­хов­ным, как и ого­ле­ние участ­ков тела в зоне, близ­кой к гени­та­лиям. Ведь их вид мог вызвать похоть, кото­рая имела пря­мое отно­ше­ние к нечи­стому. Кре­стьяне и сол­даты в число доб­ро­по­ря­доч­ных граж­дан, видимо, не вхо­дили, потому что к их внеш­нему виду обще­ствен­ное мне­ние, фор­ми­ру­е­мое цер­ко­вью, было не так строго. И на про­из­ве­де­ниях живо­писи и гра­фики можно видеть кре­стьян нару­ша­ю­щими обще­при­ня­тые пра­вила даже не только во время тяже­лой физи­че­ской работы в поле, а сол­дат – во время несе­ния службы, но и, напри­мер, на праздниках.

  Фото 1. Свя­той Рок.  Автор: Карло Кри­велли. Время созда­ния: около 1493 г. Кол­лек­ция Уол­ласа, Лон­дон, Вели­ко­бри­та­ния[1]. Фото 2. Юноши, игра­ю­щие в чивет­тино. Рос­пись под­носа для роже­ницы. Автор: Скеджа (Lo Scheggia, 1406 – 1486). Время созда­ния: около 1450 г. Мате­ри­алы: дерево, тем­пера. Диа­метр: 59 см. Музей Палаццо Даван­цати, Фло­рен­ция, Ита­лия[2]

Поскольку, как пишет А. Арман, цер­ковь и суро­вые мора­ли­сты резко высту­пали про­тив бес­стыд­ства при­двор­ных в манере оде­ваться, нужно было менять или длину одежды, или сами шоссы. В конеч­ном итоге было решено при­со­еди­нить одну шоссу с хво­стом к дру­гой с помо­щью шитья, в резуль­тате чего появи­лась новая модель – цель­ные шоссы.

«Рис. 11. Патрон одной ноги цель­ных шосс со штрип­кой». Чер­ными точ­ками обо­зна­чены пары отвер­стий для шнур­ков, кото­рыми шосса кре­пи­лась к пур­пу­эну

На рис. 11 А. Арман дает патрон пра­вой ноги этой новой модели. Он пишет:

«Един­ствен­ное суще­ствен­ное раз­ли­чие между этим патро­ном и патро­ном шоссы с хво­стом… состоит в добав­ле­нии перед­ней детали E’FG”, пред­на­зна­чен­ной для того, чтобы соеди­нить две ноги спе­реди и в то же время для того, чтобы скрыть мешок брэ.

Когда в послед­ние годы пят­на­дца­того века шоссы акцен­ти­руют свое вос­хож­де­ние к талии, эта деталь ста­но­вится неза­ви­си­мой. Только ее ниж­няя часть оста­ется прочно при­креп­лен­ной к про­меж­но­сти, а ее верх­няя часть, снаб­жен­ная сверху парой отвер­стий на обоих кон­цах справа и слева, будет при­вя­зана узлами шнур­ков к парам отвер­стий в шос­сах на уровне суще­ственно ниже отвер­стий пояса. …Позже ей дадут имя «бра­гета»».

Деталь (поло­вина бра­геты), обо­зна­чен­ная А. Арма­ном бук­вами E’FG”, окра­шена мной на рисунке в насы­щен­ный олив­ко­вый цвет. Она при­ши­ва­лась по линии E’G” к изо­гну­той линии EG на основ­ной части каж­дой шоссы, а сто­роны FG” каж­дой шоссы сши­ва­лись между собой.

Фото 3 и 4. Легенда о Свя­тых Джу­сто и Кле­менте из Воль­терры, или Чудо хлеба Свя­тых Джу­сто и Кле­менте (фраг­менты). Панель алтаря церкви мона­стыря Сан-Джусто-алле-Мура. Автор: Доме­нико Гир­лан­дайо (Domenico Ghirlandaio, 1449 – 1494). Время созда­ния: 1479 г. Мате­ри­алы: дерево, тем­пера. Раз­меры: 14×39,4 см. Наци­о­наль­ная гале­рея, Лон­дон, Англия[3]

Пер­вая модель цель­ных шосс харак­те­ри­зо­ва­лась, прежде всего, низ­кой посад­кой. Шоссы скреп­ля­лись шнур­ками с бас­кой пур­пу­эна, кото­рая закры­вала про­стран­ство между краем шосс и талией муж­чины. Типич­ным при­ме­ром могут слу­жить шоссы пер­со­на­жей кар­тины «Легенда о Свя­тых Джу­сто и Кле­менте из Воль­терры» (фото 3 и 4), снаб­жен­ные бра­ге­той, сши­той по выкройке, обра­зец кото­рой пока­зан на рисунке из книги А. Армана. Шоссы этой кон­струк­ции стали основ­ными в муж­ском костюме вплоть до конца XV в., когда им на смену стала при­хо­дить вто­рая модель цель­ных обтя­ги­ва­ю­щих шосс, кото­рая отли­ча­лась от пер­вой высо­кой посад­кой и дру­гой кон­фи­гу­ра­цией бра­геты.

Фото 5. Луч­ники. Фраг­мент глав­ного алтаря церкви Свя­того Себастьяна. Фреска. Авторы: ита­льян­ские худож­ники Джо­ванни Балей­сон (Giovanni Baleison, около 1463 – после 1492) и Джо­ванни Кана­ве­зио (Giovanni Canavesio, не ранее 1450 – после 1500). Время созда­ния: между 1485 и 1490 г. Сент-Этьен-де-Тине, При­мор­ские Альпы, Фран­ция[4]

На луч­ни­ках, пока­зан­ных на глав­ном алтаре церкви Свя­того Себастьяна в Сент-Этьен-де-Тине (фото 5), можно видеть цель­ные шоссы пер­вой кон­струк­ции с бра­ге­той иного вида, кото­рая на дру­гих изоб­ра­же­ниях мне не встре­ти­лась и, навер­ное, была неиз­вестна А. Арману. Она имеет плос­кую форму тре­уголь­ника, кото­рый при­шит только к шоссе пра­вой ноги. С левой сто­роны остав­лена щель, кото­рая поз­во­ляла справ­лять малую нужду, не отвя­зы­вая шоссы от пур­пу­эна.

Фото 6. Свя­той Нико­лай, спа­са­ю­щий троих от казни. Фраг­мент рос­писи алтаря церкви Свя­того Геор­гия в Спиш­ска Собота, Сло­ва­кия. Время созда­ния: между 1464 и 1503 г.[5]

Система креп­ле­ния с пур­пу­эном детально пока­зана на шос­сах палача, изоб­ра­жен­ного на рос­писи алтаря церкви Свя­того Геор­гия в сло­вац­ком городе Спиш­ска Собота (фото 6). На круп­ном плане (фото 7) хорошо видно, как выгля­дели шнурки и их нако­неч­ники, каким узлом они свя­зы­вали шоссы с пур­пу­эном.

Фото 7[6]. Круп­ный план соеди­не­ния шосс с пур­пу­эном

Обра­щает на себя вни­ма­ние то, что спе­реди шоссы под­вя­заны к пур­пу­эну коротко и в этом поло­же­нии зафик­си­ро­ваны узлами. Шнурки дру­гих креп­ле­ний раз­вя­заны, но про­дол­жают соеди­нять шоссы с пур­пу­эном, что дает бόль­шую сво­боду дви­же­ний. А сзади (по цен­тру) шнурки, надо думать, как и на изоб­ра­же­нии дру­гого палача (фото 8), рас­пу­щены полностью.

Фото 8. Усек­но­ве­ние главы Свя­того Иоанна Кре­сти­теля. Алтарь двух Иоан­нов. Левая створка. Автор: фла­манд­ский живо­пи­сец Ганс Мем­линг (Hans Memling, 1433/1435 – 1494). Время созда­ния: 1474 – 1479 гг. Раз­меры: 193,5×197,3×97,3 см. Музей Ганса Мем­линга, гос­пи­таль Свя­того Иоанна, Брюгге, Гер­ма­ния[7]

Чтобы в шос­сах было легко дви­гаться, тре­бо­ва­лось, чтобы они были скро­ены по фигуре (по инди­ви­ду­аль­ным мер­кам) и хорошо тяну­лись. Поэтому их шили на заказ.

Фото 9. Мини­а­тюра «Бла­го­ве­ще­ние пас­ту­хам» из ману­скрипта «Часо­слов Бого­ро­дицы». Время созда­ния: XV в. Музей искусств Уол­терса, Бал­ти­мор, США[8]

Бед­ные сосло­вия и, в част­но­сти, кре­стьяне доволь­ство­ва­лись менее подо­гнан­ными шос­сами (фото 9), крой кото­рых был более при­ми­тив­ным, а ткань – деше­вой и неэластичной.

Фото 10. Смерть Даго­берта. Хро­ника импе­ра­то­ров. Ману­скрипт. Время созда­ния: XV в. Место: Париж. Биб­лио­тека Арсе­нала[9]

Однако как бы хорошо ни были скро­ены шоссы и как бы ни был эла­сти­чен мате­риал, из кото­рого они шились, креп­ле­ния цель­ных шосс мешали дви­гаться и поэтому при необ­хо­ди­мо­сти они ослаб­ля­лись. Посту­пали так, надо думать и пред­ста­ви­тели ари­сто­кра­тии, но знать об этом никто, кроме камер­ди­нера, не мог, поскольку поло­же­ние обя­зы­вало высо­ко­род­ных дво­рян закры­вать ноги пол­но­стью или частично в зави­си­мо­сти от высоты их ста­туса и повода, по кото­рому наде­вался тот или иной костюм.

Чем знат­нее была пер­сона, тем длин­нее была ее верх­няя одежда. Об этом сви­де­тель­ствуют, напри­мер мини­а­тюры, посвя­щен­ные королю фран­ков Даго­берту I (около 608 –  639). Наи­ме­нее знат­ные дво­ряне на них изоб­ра­жены в самой корот­кой пле­че­вой одежде. Так, напри­мер, пер­со­наж, сто­я­щий у постели короля на перед­нем плане мини­а­тюры «Смерть Даго­берта» (фото 10), поверх жип­пона носит сире­не­вый пур­пуэн, кото­рый даже не скры­вает пол­но­стью яго­дицы. А в боко­вые раз­резы пур­пу­эна можно видеть завязки его выши­тых шосс.

Фото 11. Король Даго­берт I посе­щает стро­и­тель­ство аббат­ства Сен-Дени. Боль­шие хро­ники Фран­ции. Ману­скрипт. Худож­ник: Робине Тестар (Robinet Testard). Время созда­ния: XV в. Место: Пуа­тье, Фран­ция. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции, отдел фран­цуз­ских ману­скрип­тов, Париж[9a]

На мини­а­тюре Робине Тестара «Король Даго­берт I посе­щает стро­и­тель­ство аббат­ства Сен-Дени» (фото 11) сам Даго­берт одет в ман­тию, кото­рая скры­вает его ноги до туфель. А два охра­ня­ю­щих короля дво­ря­нина носят корот­кую пле­че­вую одежду. Она закры­вает жип­пон, к кото­рому кре­пятся шоссы, но остав­ляет на виду бра­гету и низ яго­диц. В то же время в при­сут­ствии короля Робине Тестар изоб­ра­зил без верх­ней одежды и в отвя­зан­ных сзади шос­сах не только каме­но­теса на сред­нем плане, но и мастера каме­но­те­сов на перед­нем. Это слу­жит лиш­ним под­твер­жде­нием того, что для людей рабо­чих сосло­вий тяже­лый физи­че­ский труд в соче­та­нии с их низ­ким про­ис­хож­де­нием являлся доста­точ­ным оправ­да­нием для несо­блю­де­ния тре­бо­ва­ний к ноше­нию одежды.

Фото 12. Мини­а­тюра «Свя­той Этьен» из ману­скрипта «Часо­слов Этьена Шева­лье». Худож­ник: Жан Фуке (Jean Fouquet, 1420 – 1480). Время созда­ния: 1452 – 1460 гг.[10]

На цер­ков­ной живо­писи и мини­а­тю­рах ману­скрип­тов пер­со­на­жами, на кото­рых надеты цель­ные шоссы с ослаб­лен­ными креп­ле­ни­ями, ока­зы­ва­ются в основ­ном палачи. Отно­ше­ние к ним все­гда в обще­стве было отри­ца­тель­ным. Поэтому изоб­ра­же­ние пала­чей в виде, кото­рый для доб­ро­по­ря­доч­ного граж­да­нина был непри­ем­лем, ничуть не пор­тило их и так дур­ную репу­та­цию и, мало того, исполь­зо­ва­лось худож­ни­ками как отли­чи­тель­ная черта персонажа.

Фото 13. Ecce Homo Crucifige Crucifige (фраг­мент). Автор: немец­кий худож­ник Фри­дрих Хер­лин (Friedrich Herlin, около 1425/30 – 1500). Тем­пера, дерево. Время созда­ния: 1468 г. Город­ской музей Нёрд­лин­гена, Гер­ма­ния[11]

Веро­ятно, гото­вясь к своей работе, палачи зара­нее ослаб­ляли креп­ле­ния шосс. Рас­смат­ри­вая пала­чей на кар­тине «Ecce Homo» (фото 13), я вна­чале решила, что они оде­ва­ются, но потом поняла, что наобо­рот: один из них сни­мает с себя пур­пуэн, а дру­гой – раз­вя­зы­вает шнурки шосс.

Форма стопы и обувь

Фото 1. Фраг­мент алтаря церкви Свя­того Павла в Зусте (Soest), Север­ный Рейн-Вестфалия, Гер­ма­ния. Дата созда­ния: 1430 г.[12]

Шоссы часто не имели стопы и были снаб­жены штрип­кой (стре­ме­нем). Шоссы с пол­но­стью «обре­зан­ной сто­пой», т.е. без штри­пок (фото 1) встре­ча­лись гораздо реже. То, чем завер­ша­лись шоссы снизу, не зави­село от того, были ли они круг­лые или с хво­стом, раз­дель­ные или совмещенные.

Фото 2. Хри­стос перед Пила­том. Фраг­мент крыла алтаря из замка Вур­цах. Худож­ник: Ханс Мюлт­шер (Hans Multscher, 1400 – 1467). Время созда­ния: 1437 г. Масло, дерево пихты. Высота 150 см, ширина 140 см. Бер­лин­ская кар­тин­ная гале­рея, Гер­ма­ния[13]

 В каче­стве при­мера «круг­лой шоссы со стре­ме­нем», т.е. шоссы, кото­рая закан­чи­ва­ется «под ногой штрип­кой, остав­ляя пятку и перед­нюю часть стопы откры­тыми», А. Арман при­во­дит рису­нок, сде­лан­ный с кар­тины немец­кого автора 1437 г. Мне уда­лось найти эту кар­тину. Она назы­ва­ется «Хри­стос перед Пила­том» и явля­ется частью алтаря из замка Вур­цах (фото 2 и 3). Напи­сал ее Ханс Мюлтшер.

Фото 3. Круп­ный план круг­лой шоссы со штрипкой

Шоссы со штрип­кой можно видеть также на мини­а­тюре «Огонь камина» из Молит­вен­ника аббат­ства Мон­тье­неф (фото 4).

Фото 4. Мини­а­тюра «Огонь камина (месяц фев­раль)». Молит­вен­ник аббат­ства Мон­тье­неф (Missel de l’abbaye de Montierneuf). Пуа­тье, Фран­ция. Ману­скрипт. Время созда­ния: 1485(?). Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции[14]

Между тем я нашла несколько изоб­ра­же­ний муж­чин без обуви, у кото­рых штрипка про­хо­дит не под ступ­ней, а между боль­шим и ука­за­тель­ным паль­цами ноги. В резуль­тате шосса закры­вает почти всею стопу, кроме пальцев.

Фото 5. Свя­той Рок. Часть алтаря церкви брат­ства Успе­ния Бого­ро­дицы в Боло­нье, Ита­лия. Автор: ита­льян­ский худож­ник Фран­че­ско Франца (Francesco Francia, акти­вен с 1482 г., умер в 1517/18 г.). Дата созда­ния: 1502 г. Дерево, тем­пера. Раз­меры: 216,5×150,8 см[15]

Наи­бо­лее отчет­ливо подоб­ные шоссы пока­заны на изоб­ра­же­нии Свя­того Рока ита­льян­ского худож­ника Фран­че­ско Франца (фото 5), кото­рое дати­ру­ется 1502 г. В такие шоссы одеты и кре­стьяне на фреске ита­льян­ского живо­писца Пин­ту­рик­кио (фото 6). Она была создана в 1501 г.

Фото 6. Покло­не­ние пас­ту­хов. Фраг­мент фрески. Автор: Пин­ту­рик­кио (Pinturicchio, 1454 – 1513). Время созда­ния: 1501 г. Собор­ная цер­ковь Санта-Мария-Маджоре, Спелло, про­вин­ция Перуд­жия, Ита­лия[16]

Изоб­ра­же­ние шосс на кар­тине Фран­че­ско Францы (фото 5) довольно условно, но, похоже, он напи­сал шоссы с хво­стом, хотя у них длина мало­вата для таких шосс и у них нет завя­зок. На фреске Пин­ту­рик­кио пока­заны два вари­анта шосс: рва­ные чер­ного цвета боль­шой длины на нищем пас­тухе в цен­тре и корич­не­вые корот­кие на юноше в более доро­гих одеж­дах слева. На юноше они выгля­дят как мяг­кие сапоги с отво­ро­тами. Веро­ятно, корот­кие шоссы такой кон­струк­ции исполь­зо­вали в каче­стве обуви. На дру­гой фреске Пин­ту­рик­кио «Пене­лопа с жени­хами» (фото 7) их носит юноша с пти­цей. Здесь худож­ник изоб­ра­зил шоссы–споги богато укра­шен­ными. Они надеты, видимо, на льня­ные шоссы или порты.

Фото 7. Пене­лопа с жени­хами. Автор: Пин­ту­рик­кио. Время созда­ния: 1508 – 1509 гг. Фреска, пере­не­сен­ная на холст. Раз­меры: высота 124 см, ширина 146 см. Лон­дон­ская наци­о­наль­ная гале­рея, Вели­ко­бри­та­ния[17]

О шос­сах со штрип­кой, кре­пив­шейся на боль­шом пальце, А. Арман не упоминает.

По сло­вам А. Армана, исполь­зо­ва­ние шосс, лишен­ных стопы, «тре­бо­вало закры­тых туфель более или менее высо­ких».  В при­мер он при­во­дит обувь с изоб­ра­же­ния 1415 г. (рису­нок слева).

Фото 8. Январь у камелька. Рос­пись по стеклу. Время созда­ния: 1480 – 1500 гг. Норвич, Англия[18]

Шосса со штрип­кой и соот­вет­ству­ю­щая ей обувь пока­заны на рос­писи по стеклу из Норвича, где пер­со­наж греет ноги у камина (фото 8).

Шоссы всех типов могли быть снаб­жены сто­пой, кото­рая назы­ва­лась рука­ви­цей (франц. moufles).

  «Рис. 13. Шосса с при­шив­ной сто­пой. Рис. 15. Патрон шоссы с при­шив­ной стопой»

Один из вари­ан­тов стопы был пол­но­стью при­шив­ным, что поз­во­ляло заме­нять ее пол­но­стью или частично, если она при­хо­дила в негод­ность. Изоб­ра­же­ние шоссы с при­шив­ной сто­пой и ее патрон А. Арман при­во­дит на рис. 13 и 15. В дру­гом вари­анте стопа фор­ми­ро­ва­лась в про­цессе выкра­и­ва­ния шоссы при помощи добав­ле­ния в ее кон­струк­цию клина. Патрон круг­лой шоссы с кли­ном, рекон­стру­и­ро­ван­ный по чулку кар­ме­лит­ской мона­хини, А. Арман дает на рис. 16. Дума­ется, что эти два патрона и опре­де­лили в даль­ней­шем два основ­ных спо­соба вывя­зы­ва­ния стопы у три­ко­таж­ных чулок и носков.

«Рис. 16. Патрон круг­лой шоссы с кли­ном (по кар­ме­лит­скому чулку)»

Шоссы с рука­ви­цами были, как пра­вило, снаб­жены подош­вами из кожи. Они не пред­по­ла­гали обуви. Когда нужно было предо­хра­нить ноги от влаж­но­сти почвы, шос­сам с подош­вами при­да­вали баш­маки на дере­вян­ной подошве или обувь с кожа­ными ремнями.

«Шоссы из полотна, или про­стые мяг­кие туфли из того же мате­ри­ала, – пишет А. Арман, – ино­гда наде­ва­лись на шоссы из драпа, в основ­ном в лет­нее время. Мяг­кие туфли были раз­ме­ром с наши носки».

Фото 9. Иллю­стра­ция из Энцик­ло­пе­ди­че­ского сло­варя Мей­ера (XIX в.), пока­зы­ва­ю­щая раз­лич­ные виды пулен и соот­вет­ству­ю­щей им дере­вян­ной обуви XIV – XV вв.[19]

А. Арман отме­чает что, форма стопы шосс зави­села от моды на обувь. В XIV и XV вв. были попу­лярны мяг­кие туфли с очень длин­ным носом, кото­рый назы­вался пуле­ной (от фран­цуз­ского слова жен­ского рода «poulaine»), поэтому и сами туфли име­но­ва­лись пуле­нами. По сло­вам А. Армана, в эпоху Жанны д’Арк к пуле­нам не было боль­шой склон­но­сти, в тече­ние два­дцати лет были в фаворе округ­лые мыски, как у шосс с рука­ви­цей, пока­зан­ных на рис. 13 и 15. Между тем, много туфель оста­ва­лось ост­ро­ко­неч­ными, но к насто­я­щим пуле­нам вер­ну­лись только в 1445 г., чтобы окон­ча­тельно от них отка­заться в период прав­ле­ния Карла VIII (1470 – 1498), кото­рый стал коро­лем Фран­ции в 1483 г.

Фото 10. Якопо Анто­нио Мар­челло пере­дает ману­скрипт Стра­бона королю Рене. Мини­а­тюра на пер­га­менте из пер­вого латин­ского пере­вода «Гео­гра­фии» гре­че­ского исто­рика Стра­бона. При­пи­сы­ва­ется ита­льян­скому худож­нику Джо­ванни Бел­лини (1430 – 1516). Время созда­ния: около 1459 г. Город­ская биб­лио­тека Альби, Фран­ция[20]

На книж­ной мини­а­тюре 1459 г. худож­ника Джо­ванни Бел­лини (фото 10) можно видеть муж­чин в шос­сах с округ­лыми нос­ками, а также в шос­сах и наде­тых на них туф­лях–пуле­нах.

Фото 11. Покло­не­ние волх­вов. Цен­траль­ная часть три­птиха из часовни коро­лев­ского дома в замке Aceкa около Толедо. Автор: Ганс Мем­линг. Время созда­ния: 1479 – 1480 гг. Масло, доска. Раз­меры: 95×271 см. Наци­о­наль­ный музей Прадо, Мад­рид, Испа­ния[21]. Фото 12[22]. Покло­не­ние волх­вов. Цен­траль­ная панель поли­птиха Халина де Лоо. Автор: Ганс Мем­линг. Время созда­ния: 1460 – 1464 гг. Масло, дерево. Наци­о­наль­ный музей Прадо[23]

Более раз­но­об­раз­ные вари­анты шосс и обуви для них демон­стри­рует фла­манд­ский живо­пи­сец Ганс Мем­линг на своих кар­ти­нах «Покло­не­ние волх­вов» (фото 11 и 12).

Фото 13 и 14. Фраг­менты цен­траль­ной части три­птиха из часовни коро­лев­ского дома в замке Aceкa

На цен­траль­ной части три­птиха из часовни коро­лев­ского дома в замке Aceкa (фото 11) коле­но­пре­кло­нен­ный пер­со­наж в крас­ном оде­я­нии носит, ско­рее всего, цель­ные шоссы со сто­пой, закан­чи­ва­ю­щейся пуле­ной (фото 13). На пер­со­наже в белом (фото 14) надеты белые шоссы-пулены дли­ной выше колена с отво­ро­тами и шпо­рами, пред­на­зна­чен­ные для вер­хо­вой езды. У персонажа-африканца они корич­не­вого цвета. На коле­но­пре­кло­нен­ном пер­со­наже по левую руку от Девы Марии обеих кар­тин, похоже, надеты кожа­ные сапоги–пулены (фото 15).

Фото 15 – 17. Фраг­менты цен­траль­ной панели поли­птиха Халина де Лоо

На цен­траль­ной панели поли­птиха (фото 12), кото­рый носит имя бель­гий­ского исто­рика искус­ства Георга Халина де Лоо (Georges Hulin de Loo), кроме сапога–пулены (фото 15) и корич­не­вых шосс-пулен для вер­хо­вой езды (фото 16), худож­ник изоб­ра­зил белые льня­ные шоссы с чер­ными туф­лями из ткани, на кото­рые надеты дере­вян­ные баш­маки (фото 17).

premudrosti.in

Костюм мужской (Европа XIV век)

Нижняя рубашка (аналог белья). Длина рубашки - до середины бедра, рукава длинные. Сама рубашка всегда расклешенная, за счет клиньев, которые вшиваются в боковые швы. Перед и спинка могут быть единым куском, а могут и сшиваться на плечах. Застежка горловины - шнуровка, пуговицы, завязки. Под мышкой ластовица.Камиза обычно белого цвета.

Брэ Материал: лен

Не широкие семейки с ластовицей и швами на боках. В течение 14 века брэ постепенно укорачивались и к концу данного периода стали доходить до середины бедра. Материалом для пошива брэ был лён (как небеленый, так и белёный, в зависимости от статуса владельца). К брэ крепились шоссы.

 
Каль(чепчик)Материал: лен

Чепчик надевался под разнообразные головные уборы и стеганые подшлемники в том числе. Шьется из двух одинаковых половинок, завязывается под подбородком.

 Выкройка:

Исторические памятники:Guiard des Moulins, Bible historiale, France, Paris, XIVe siecle, Maitre de Fauvel et collaborateurs (слева) Histoire du saint Graal, France, Paris, XIVe siecle, Maitre de Fauvel (справа)

Шоссы изготавливались либо из шерстяного сукна, либо, на теплую погоду, изо льна. Дабы шоссы не сползали в процессе ношения, их крепили к брэ и делали подвязки под коленом. Подвязки могли быть из ткани или кожи, с пряжкой или без.

Появилось в 30-х годах 14 века. Материал, как шерсть, так и лен. Обычно использовалось с подкладкой. Могло быть как полностью распашное, так и до уровня солнечного сплетения. Застегивалось на пуговицы (набивные, кожаные, костяные, латунные). Рукава застегивались до локтя и выше. Ворот мог быть овалообразный, а мог быть с воротником-стоечкой. Длина котарди была от середины бедра и немного выше. Отличительной особенностью было плотное облегание фигуры. Выкройка:

lebedi.clan.su

ШОССЫ XII – XV вв. | Хозяйка

Про­ект «Шоссы в кон­тек­сте моды»

ШОССЫ XII – XV вв. Вто­рое изда­ние, исправ­лен­ное и допол­нен­ное, декабрь 2015 – апрель 2016 г.

Содер­жа­ние Вве­де­ние

I. Раз­дель­ные шоссы 1. Круг­лые шоссы 2. Пур­пуэн и жип­пон

.….2.1. Пур­пуэн из четы­рех чет­вер­тей .….2.2. Пур­пуэн с боль­шими тарел­ками 3. Шоссы с хво­стами .….3.1. Основ­ные харак­те­ри­стики .….3.2. Спо­собы креп­ле­ния .….….…3.2.1. Креп­ле­ние к под­кладке пур­пу­эна .….….…3.2.2. Креп­ле­ние к внеш­ней сто­роне пур­пу­эна             .….……  3.1.2.1. Эгюй­етты            .….……   3.1.2.2. Система из пар отвер­стий ... .….….….….….….…..3.1.2.2.1. Моди­фи­ка­ция с потай­ным креп­ле­нием сзади .….….….….….….….…..3.1.2.2.2. Креп­ле­ние ита­льян­ских шосс .….….….….…. 3.1.2.3. Система из сплош­ного ряда отвер­стий .….….….….…. 3.1.2.4. Про­сто­на­род­ные спо­собы креп­ле­ния .….….….….….….….…..3.1.2.4.1. Креп­ле­ние к брэ .….….….….….….….…..3.1.2.4.2. Реду­ци­ро­ван­ный жип­пон, или под­тяжки для шосс 4. Про­гло­чен­ные шоссы 5. Архео­ло­ги­че­ские шоссы XIII – XIV вв. .….….….При­ло­же­ния: Ката­лон­ские круг­лые шоссы Костюм XIII в. в Биб­лии кре­сто­носца Необыч­ные спо­собы креп­ле­ния круг­лых шосс Брэ в муж­ском костюме XII – XIII вв. (О поис­ках сущ­но­сти брэ) Вяза­ные шоссы. Мено­ло­гий Васи­лия II Визан­тий­ские шоссы: про­верка гипо­тезы суще­ство­ва­ния Рим­ская обувь Гре­че­ская обувь II. Объ­еди­нен­ные шоссы III. Жен­ская одежда для ног 1. Шоссы 2. Брэ 3. Обувь При­ло­же­ния:

К вопросу о воз­ник­но­ве­нии шосс. Фрески позд­не­рим­ской гроб­ницы в Дуросторе

.

Вве­де­ние

Ока­зы­ва­ется, чулок и нос­ков в нашем пони­ма­нии в евро­пей­ском костюме до XVI в. не было. Суще­ство­вала одежда для ниж­ней части фигуры, кото­рая явля­лась одно­вре­менно и чул­ками, и шта­нами, и обу­вью. Ее при­нято назы­вать одним сло­вом – «шоссы». Наи­бо­лее детально и убе­ди­тельно эта точка зре­ния изла­га­ется в главе «Шоссы»[i] книги Адри­ена Армана «Жанна д’Арк, ее костюмы, ее доспех: попытка рекон­струк­ции» (Adrien Harmand «Jeanne d’Arc, ses costumes, son armure: essai de reconstitution»), в кото­рой иссле­ду­ются одежда и доспехи XV в. с целью рекон­струк­ции костюма и доспеха Орле­ан­ской девы (1412 – 1431).

Фото 1. Жанна д’Арк. Мини­а­тюра. Время созда­ния: 1450 – 1500 гг. Мате­ри­алы: масло, пер­га­мент на дере­вян­ной панели. Раз­меры: 16,5×14×2,5 см. Наци­о­наль­ный архив Фран­ции, Париж[ii]

В совре­мен­ных сло­ва­рях для слова жен­ского рода «chausse», кото­рое сей­час упо­треб­ля­ется только во мно­же­ствен­ном числе – «chausses», остался фак­ти­че­ски лишь один вари­ант пере­вода – «шаро­вары, штаны». (Правда, гла­гол «chausser» имеет более широ­кое зна­че­ние и может пере­во­диться как «обу­вать, наде­вать обувь, чулки» и «снаб­жать обу­вью; шить обувь для…».) Однако в сред­ние века слово «chausse» зна­чило гораздо больше.

Фото 2. Фраг­мент листа № 16 «Рим­ский. Древ­ние вре­мена» («Roman. Ancient Times») из книги «Костюмы всех наций»[iii]

«Шоссы, с тече­нием вре­мени став­шие основ­ной одеж­дой ног, – пишет Адриен Арман, – берут свое начало от каль­цея (calceus). Тер­мин озна­чает у рим­лян более или менее закры­тую сверху обувь, в то время как слово «solea», от кото­рого про­ис­хо­дит наше слово «боти­нок» (soulier), при­ме­ня­ется для обо­зна­че­ния про­стой сан­да­лии. От галло-римского calceus пошла calcia, вид мяг­кой туфли из ткани, кото­рая на фран­цуз­ском назы­ва­лась «шосса» (chausse), и чей ствол из века в век под­ни­мался выше и выше по ноге, пока не вышел за пре­делы бедра в конце сред­не­ве­ко­вья. Она даже достигла талии в начале Возрождения.

В целом можно ска­зать, что calciae… дошли до под­ко­лен­ной впа­дины в тече­ние X в. Затем мы видим, что, пройдя колени к 1150 г., в цар­ство­ва­ние Людо­вика Свя­того они под­ня­лись уже до верх­ней части бедер. Мно­гие шоссы оста­но­вили свой рост; дру­гие будут про­дол­жать подъем».

Фото 3. Шоссы пред­по­ло­жи­тельно короля Виль­гельма II Сици­лий­ского (1153 – 1189). Изго­тов­лены в при­двор­ных коро­лев­ских мастер­ских в Палермо. Время изго­тов­ле­ния: вто­рая поло­вина XII в. Раз­меры: 34×60 см. Импер­ский Ваген­бург (сокро­вищ­ница), дво­рец Шён­брунн – филиал Художественно-исторического музея Вены, Австрия[iv]

При­ме­ром корот­ких шосс вто­рой поло­вины XII в. слу­жат шоссы короля Виль­гельма II Сици­лий­ского (фото 3), кото­рый пра­вил в 1166 – 1189 гг. Каж­дая шосса изго­тов­лена из одного куска алой парчи. Мысок при­шит отдельно. Шоссы укра­шены вышив­кой золо­тыми нитями. Кайма выткана из зеле­ного шелка с узо­рами и над­пи­сью на араб­ском языке в тех­нике гобе­лена. Крас­ные шел­ко­вые ленты-подвязки при­шиты в XIX в. Длина шоссы состав­ляет 60 см, т.е. при росте 170 см шосса дости­гает колена или немного захо­дит за него.

«В XV в. было несколько видов, – пишет А. Арман. – Круг­лые шоссы, шоссы с хво­стами, шоссы со стре­ме­нем, шоссы с кли­ньями, шоссы с при­со­еди­нен­ными сто­пами сосу­ще­ство­вали в эпоху нашей геро­ини. Все эти раз­лич­ные типы сво­ди­лись к двум основ­ным кате­го­риям: шос­сам, пустым внутри ног (vides dedans jambes), т.е. раз­дель­ным, как чулки, и шос­сам, пол­ным внутри ног (plaines dedans jambes), т.е. соеди­нен­ным вме­сте, на манер наших шта­нов. Круг­лые шоссы и шоссы с хво­стами при­над­ле­жали к кате­го­рии шосс, пустых внутри ног. Что каса­ется шосс со стре­ме­нем, с кли­ньями, с при­со­еди­нен­ными сто­пами – раз­ли­чи­ями, вли­я­ю­щими только на их ниж­нюю часть, то они были либо пустыми, либо пол­ными внутри ног. Шоссы обычно изго­тав­ли­ва­лись из шер­стя­ной ткани осо­бой эла­стич­но­сти. Неко­то­рые из них были сде­ланы из льня­ного полотна (toile)».

Чтобы шоссы имели мак­си­мум эла­стич­но­сти, их кро­или по косой.

Каса­тельно цвета шосс А. Арман сооб­щает следующее:

«Хотя древ­няя ико­но­гра­фия сви­де­тель­ствует на про­тя­же­нии всего сред­не­ве­ко­вья о боль­шом раз­но­об­ра­зии в цвете шосс, тща­тель­ное изу­че­ние мини­а­тюр, а также совре­мен­ных им отче­тов и опи­сей, поз­во­ляет утвер­ждать, что неко­то­рые цвета пре­об­ла­дали в соот­вет­ствии со спе­ци­фи­кой пери­о­дов в оде­ва­нии ног. Так, можно утвер­ждать, что чер­ные шоссы исполь­зо­ва­лись осо­бенно часто, в част­но­сти, во вре­мена Жанны д’Арк, когда алые шоссы, однако, состав­ляли им серьез­ную кон­ку­рен­цию. За ними сле­до­вали, по сте­пени пред­по­чте­ния, белые, потом, реже, серые, зеле­ные, розо­вые, фио­ле­то­вые и синие».

«Суще­ство­вали в сред­них веках вяза­ные шоссы, но они были крайне редки, – отме­чает А. Арман, – веро­ятно, из-за их высо­кой цены. Даже вель­можи исполь­зо­вали их лишь в виде исключения».

«Понятно, что две шоссы, верх кото­рых не дости­гает про­меж­но­сти, не могут быть при­шиты одна к дру­гой, – про­дол­жает он. – Но когда настало время, когда они достигли туло­вища, стало воз­можно их соеди­нить». Так появи­лись объ­еди­нен­ные шоссы (фото 4). А. Арман затруд­ня­ется «уста­но­вить точ­ную дату этой инно­ва­ции», но пред­по­ла­гает, что соеди­нять шоссы вме­сте с помо­щью шва стали пред­по­ло­жи­тельно в 1400 г.

Фото 4. Титуль­ный лист. Кодекс боя на мечах Вал­лер­стайна (Schwertkampfkodexes Wallerstein), или Кодекс Вал­лер­стайна. Ману­скрипт (Cod.I.6.4.2). Время созда­ния: 1420 – 1512 гг. Аугс­бург­ская уни­вер­си­тет­ская биб­лио­тека, Аугс­бург, Гер­ма­ния[v]

«Исполь­зо­ва­ние шосс, соеди­нен­ных вме­сте, – утвер­ждает А. Арман, – нико­гда пол­но­стью не вытес­няло исполь­зо­ва­ние шосс раздельных.

Послед­ние под­раз­де­ля­ются на круг­лые шоссы (chausses rondes) и шоссы с хво­стами (chausses à queues)».

Фото 5. Лист 39r (фраг­мент). Зер­кало чело­ве­че­ского спа­се­ния (лат. Speculum Humanae Salvationis). Ману­скрипт. Место и время созда­ния: Дарм­штадт, около 1360 г. Циф­ро­вая кол­лек­ция сред­не­ве­ко­вых руко­пи­сей. Уни­вер­си­тет и Госу­дар­ствен­ная биб­лио­тека Дарм­штадта, Гер­ма­ния[vi]

Раз­дель­ные шоссы дей­стви­тельно были «пустыми внутри ног». Круг­лые шоссы (фото 5) закры­вали только ноги, остав­ляя откры­той всю ниж­нюю часть туло­вища как сзади, так и спе­реди. Шоссы с хво­стами помимо ног закры­вали только пояс­ницу, остав­ляя откры­той зону про­меж­но­сти и живот (фото 6). Ни те, ни дру­гие, в отли­чие от объ­еди­нен­ных шосс, бра­геты не имели. Поэтому ее при­сут­ствие в костюме пер­со­нажа на изоб­ра­же­нии (см. фото 4) слу­жит при­зна­ком того, что его шоссы объединенные.

Фото 6[vii]. Стро­и­тель­ство Вави­лон­ской башни. Лист 17v (фраг­мент). Часо­слов гер­цога Бед­форда (Bedford Hours). Ману­скрипт (MS 18850). Мате­риал: пер­га­мент. Раз­меры листа: 260×185 см. Мини­а­тю­рист: худож­ник, извест­ный под име­нем Мастера Часо­слова гер­цога Бед­форда. Место и время созда­ния: Париж, Фран­ция, между 1410/1423 и 1430 гг. Бри­тан­ская Биб­лио­тека, Лон­дон, Англия

Таким обра­зом, в раз­дель­ных шос­сах брэ оста­ва­лись откры­тыми пол­но­стью или частично. Поэтому раз­дель­ные шоссы соот­вет­ство­вали пле­че­вой одежде, длина кото­рой поз­во­ляла спря­тать неза­кры­тую зону. При круг­лых шос­сах, кото­рые кре­пи­лись к поясу брэ, подол муж­ского пла­тья не под­ни­мался выше сере­дины ляжки (фото 5).

Фото 7. Лист 3v (фраг­мент). Роман о Жироне ле Кур­туа (Roman de Giron le Courtois). Язык: фран­цуз­ский. Ману­скрипт. Мате­риал: пер­га­мент. 92 листа. Раз­меры: 37,8×27,0 см. Время созда­ния: 1301 – 1400 гг. Наци­о­наль­ная биб­лио­тека Фран­ции[viii]

При шос­сах с хво­стами пле­че­вая одежда (пур­пуэн, или жип­пон), к кото­рой они при­вя­зы­ва­лись изнутри, должна была также дохо­дить до сере­дины ляжки, поскольку в этот период пур­пуэн имел ста­тус верх­ней одежды (фото 7).

Фото 8. Похо­роны Буце­фала. Лист 81 (фраг­мент). Книга и прав­ди­вая исто­рия о доб­ром короле Алек­сан­дре (Le Livre et le vraye hystoire du bon roy Alixandre). Ману­скрипт (Royal 20 B XX). Худож­ник: при­пи­сы­ва­ется коро­лев­скому мастеру Алек­сан­дру. Место и время созда­ния: Цен­траль­ная Фран­ция (Париж), около 1420 г. Бри­тан­ская биб­лио­тека, Лон­дон, Англия[ix]

Позд­нее шоссы стали кре­питься к внеш­ней сто­роне низа пур­пу­эна. Он сде­лался короче. Но, если чело­век не накло­нялся, такой пур­пуэн закры­вал начало бедра, зону про­меж­но­сти и яго­дицы, а вме­сте с ними види­мые части шемизы (испод­ней рубашки)  и брэ, а также зоны креп­ле­ния шосс. При­ме­ром дан­ного вари­анта пары пур­пуэн–шоссы слу­жит костюм чело­века с моты­гой. Он изоб­ра­жен на мини­а­тюре «Похо­роны Буце­фала» (фото 8) из ману­скрипта «Книга и прав­ди­вая исто­рия о доб­ром короле Алек­сан­дре», создан­ного около 1420 г. Однако фор­маль­ная ком­плек­та­ция костюма, как пра­вило, тре­бо­вала ноше­ния поверх корот­кого пур­пу­эна, по край­ней мере, еще одного пред­мета пле­че­вой одежды суще­ственно боль­шей длины. Об этом гово­рит мини­а­тюра «Алек­сандр, спя­щий в постели…» (фото 9) из того же ману­скрипта. Помимо полу­раз­де­того Алек­сандра, на ней нари­со­ваны юноши, кото­рые, видимо, явля­ются при­двор­ными короля. Они сни­мают с себя длин­ное пла­тье, в резуль­тате чего мы полу­чаем пред­став­ле­ние о пол­ном наборе их одежды.

Фото 9. Алек­сандр, спя­щий в постели вне дома, под дере­вьями солнца и луны, со слу­гами и феник­сом на дереве побли­зо­сти. Лист 66 (фраг­мент). Книга и прав­ди­вая исто­рия о доб­ром короле Алек­сан­дре[x]

Рас­смот­рим теперь шоссы и ту одежду, с кото­рой их носили, подробно, опи­ра­ясь на книгу А. Армана, допол­няя и уточ­няя ее текст резуль­та­тами соб­ствен­ных иссле­до­ва­ний, а также иллюстрациями.

[v] https://en.wikipedia.org/wiki/Codex_Wallerstein

[vi] http://tudigit.ulb.tu-darmstadt.de/show/Hs-2505/0077

[vii] http://www.bl.uk/manuscripts/Viewer.aspx?ref=add_ms_18850_fse004r

[viii] http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btv1b550063539/f12.item

[x] http://bl.uk/catalogues/illuminatedmanuscripts/ILLUMIN.ASP?Size=mid&IllID=50492

premudrosti.in

Шоссы в контексте моды

Муж­ской костюм сред­не­ве­ко­вья и ран­него Возрождения

Поста­вив себе задачу выяс­нить, когда в чул­ках как эле­менте костюма знати появи­лась потреб­ность, я решила соста­вить пред­став­ле­ние о евро­пей­ской моде сред­не­ве­ко­вья и ран­него Воз­рож­де­ния по книге извест­ного худож­ника по костюму, искус­ство­веда К.В. Гра­до­вой «Муж­ской костюм» (1987)[i]. И вот какие све­де­ния я из нее почерпнула.

Фото 1 и 2. Фраг­менты листа № 17 «Рим­ский. Древ­ние вре­мена» («Roman. Ancient Times») из книги «Костюмы всех наций» («The Costumes of All Nations»)[ii]

Ран­не­ро­ман­ский костюм (костюм ран­него сред­не­ве­ко­вья) сло­жился из рим­ского костюма (фото 1 и 2) и костю­мов мест­ных пле­мен фран­ков, готов, гер­ман­цев, сак­сов. При этом рим­ская мода ока­зала на него опре­де­ля­ю­щее влияние.

Фото 3. Гарольд, фак­ти­че­ский король Англии, при­ся­гает на свя­тых мощах Вильяму, гер­цогу Нор­ман­дии, буду­щему Виль­гельму I Заво­е­ва­телю. Фраг­мент гобе­лена из Байё. Место созда­ния: Англия. Время: 1070-е гг. Мате­ри­алы и тех­ники: вышивка сте­бель­ча­тым швом шер­стя­ными нит­ками по льня­ному полотну. Раз­меры: ширина 48/53 см, длина 68,38 м. Музей города Байё, Нор­ман­дия, Фран­ция[iii]

После паде­ния Рим­ской импе­рии (476 г. н.э.) и до кре­сто­вых похо­дов (1095 –1270) муж­ской костюм харак­те­ри­зо­вался одеж­дой сво­бод­ного покроя, кото­рая скры­вала туло­вище. Муж­чины носили схо­жие с рим­скими туники дли­ной от ниж­ней гра­ницы колен (у моло­дых людей и вои­нов) до щико­лотки (у зре­лых муж­чин) и в пол (парад­ные при­двор­ные одежды), а также плащи, капю­шоны. Костюмы раз­ных сосло­вий эпохи ран­него сред­не­ве­ко­вья в подроб­но­стях пока­заны на гобе­лене из Байё, создан­ном в Англии в 1070-е гг. (фото 3 и 4)

Фото 4. Коро­на­ция Гарольда коро­лем Англии архи­епи­ско­пом Кен­тер­бе­рий­ским Стиг­эн­дом (в нару­ше­ние клятвы, дан­ной Виль­гельму Нор­манн­скому). Фраг­мент гобе­лена из Байё[iv]

По сло­вам Е.В. Гра­до­вой, штаны, кото­рые доста­лись сред­не­ве­ко­вому евро­пей­скому костюму от вар­вар­ских кла­нов, были сво­бод­ные, подоб­ные рус­ским пор­там, и при­дер­жи­ва­лись на голени рем­нями от туфель[v], что отра­жено на гобе­лене из Байё.

Фото 5. Фигура, изоб­ра­жа­ю­щая Виль­гельма I Заво­е­ва­теля (1027 – 1087) после коро­но­ва­ния коро­лем Англии в 1066 г. Музей города Байё[vi]

Более детально порты, пере­ви­тые рем­нями, можно рас­смот­реть на фигуре Виль­гельма I Заво­е­ва­теля из Музея города Байё (фото 5) и на рисунке из книги «Зна­ме­ни­тые муж­чины сред­не­ве­ко­вья» (фото 6).

Фото 6. Король Гарольд Годвин­сон полу­чает изве­стие о нор­манн­ском втор­же­нии. Рису­нок из книги: Хаарен Д.Х., Пол­энд А.Б. Зна­ме­ни­тые муж­чины сред­не­ве­ко­вья, 1904[vii]

Начи­ная рас­сказ о роман­ском костюме, Е.В. Гра­дова пишет:

«Необы­чайно слож­ное время – XI – XIII века – полно собы­тий, сыг­рав­ших важ­ную роль как в эко­но­ми­че­ской, поли­ти­че­ской, так и в куль­тур­ной жизни Европы и всего мира. Европа как бы про­сы­па­лась от спячки, наби­рая силы и ско­рость для сво­его дви­же­ния впе­ред. Во всех обла­стях жизни наблю­да­ется все воз­рас­та­ю­щее ожив­ле­ние. Боль­шая роль в этом про­цессе доста­ется захват­ни­че­ским кре­сто­вым похо­дам на Восток, воз­глав­ля­е­мым рыцар­ством. Это делает рыцаря одной из глав­ных фигур эпохи и на опре­де­лен­ное время – иде­а­лом муж­чины»[viii].

«Как видно, не слу­чайно граж­дан­ский костюм все больше при­бли­жа­ется по форме и силу­эту к воен­ному, – про­дол­жает К.В. Гра­дова. – При зна­ком­стве с памят­ни­ками искус­ства можно заме­тить, как при­мерно с X века и до XIV сперва мед­ленно, а потом все быст­рее объем евро­пей­ских костю­мов начи­нает умень­шаться. Если начало этого пери­ода – роман­ский стиль в искус­стве, то с XIII века – это уже готика. Рубахи, туники, штаны, плащи – все умень­ша­ется в объ­еме, при­бли­жа­ется к есте­ствен­ным объ­е­мам чело­ве­че­ского тела. Это, правда, не кос­ну­лось верх­них теп­лых и парад­ных при­двор­ных, а также цере­мо­ни­аль­ных обла­че­ний, кото­рые оста­ва­лись длин­ными и широ­кими. Изме­ни­лись и пред­став­ле­ния о муж­ской кра­соте. Блед­ный и худой с горя­щими гла­зами аскет уже не счи­та­ется иде­а­лом. Напро­тив, теперь кра­сивы при­знаки здо­ро­вья: белая кожа, румя­нец во все лицо, пыш­ные волосы, силь­ные плечи и руки, с длин­ными тон­кими паль­цами и т.д.»[ix].

Фото 7[x]. Эду­ард I дает клятву вер­но­сти Филиппу. Лист 22v (фраг­мент). Хро­ники Фран­ции или Сен-Дени (с 1270 по 1380 г.). Место созда­ния: Париж, Фран­ция. Время: послед­няя чет­верть XIV в., после 1380 г. Худож­ники: фран­цуз­ский мини­а­тю­рист, извест­ный под име­нем Мастера Вер­ги­лия (Virgil Master, акти­вен в 1380 – 1420 гг.) и его мастер­ская. Бри­тан­ская биб­лио­тека[xi]

«Туника, пер­вая из пере­чис­лен­ных одежд, начи­нает транс­фор­ми­ро­ваться: умень­ша­ясь в объ­еме, она пре­вра­ща­ется сна­чала в некое подо­бие наклад­ной сво­бод­ной, но не слиш­ком широ­кой куртки, ино­гда с неболь­шими раз­ре­зами по бокам, – отме­чает К.В. Гра­дова. – В таком виде она суще­ствует какое-то время и затем снова про­дол­жает умень­шаться, пре­вра­ща­ясь к XII веку в полу­при­ле­га­ю­щую одежду, кото­рую уже не все­гда можно было надеть через голову, и при­хо­ди­лось делать для головы длин­ный раз­рез, да и по бокам в швах остав­лять не малень­кие, а боль­шие раз­резы, чтобы можно было сво­бодно сесть на лошадь.

…Когда муж­ская туника сузи­лась до того, что ее при­шлось спе­реди раз­ре­зать, она уже фак­ти­че­ски пре­вра­ти­лась в предка совре­мен­ного жакета и пиджака»[xii].

В связи с этими изме­не­ни­ями в пле­че­вой одежде «серьез­ную эво­лю­цию пре­тер­пе­вают штаны»:

«Уко­ро­тив­ши­еся туники обна­жили штаны и сде­лали их пред­ме­том осо­бен­ной заботы. Они так же, как верх­няя часть костюма, ста­но­вятся все уже. Сна­чала шта­нины начали про­сто сужи­ваться, и отпала необ­хо­ди­мость обви­вать их обмот­ками или рем­нями от щико­ло­ток до колен. От этого оста­лась лишь полоска ткани, кото­рую под­вя­зы­вали под коле­ном. На смену обмот­кам при­шли поножи из мяг­кой кожи, кото­рые покры­вали ноги от ниж­ней гра­ницы икр до бедра. В верх­ней части они лен­тами кре­пи­лись к спе­ци­аль­ному поясу или к поясу шта­нов. А снизу их край закры­вали чулки из ткани. Таким обра­зом штаны в ниж­ней части ока­за­лись закры­тыми. Такая ком­би­на­ция шта­нов с поно­жами и чул­ками заклю­чала в себе целый ряд неудобств и была некра­си­вой. Поэтому штаны посте­пенно уко­ро­ти­лись до сере­дины бедра, а поножи все удли­ня­лись в обе сто­роны, пока не закрыли всю ногу. Соот­вет­ственно уко­ра­чи­ва­лись чулки, пока не стало ясно, что более раци­о­наль­ным будет соеди­нить поножи с чул­ками. Таким обра­зам появи­лись чулки-штаны, кото­рые кро­или из сукна все более при­ле­га­ю­щими, пока не научи­лись их делать бук­вально по ноге. Сзади во всю длину ноги шел шов, пере­ходя на подошву. К подошве чулка для проч­но­сти стали при­ши­вать тон­кую пла­стинку кожи, что изба­вило муж­чин от необ­хо­ди­мо­сти дома носить еще какую-либо обувь, разве что для тепла. На улицу или в офи­ци­аль­ных слу­чаях обувь наде­ва­лась прямо поверх чулок-штанов.

Дол­гое время чулки-штаны оста­ва­лись двумя само­сто­я­тель­ными, не соеди­нен­ными между собой дета­лями одежды. Вверху между ними вид­не­лись ниж­ние штаны, пре­вра­тив­ши­еся в белье»[xiii].

В период ран­него Воз­рож­де­ния (конец XIV – начало XV в.) штаны-чулки, по насто­я­нию цер­ков­ни­ков, стали сши­вать. «Таким обра­зом штаны-чулки пре­вра­ти­лись в узкие штаны, кото­рые мы часто назы­ваем за их плотно при­ле­га­ю­щую форму «трико»», – пишет К.В. Гра­дова. – Штаны-чулки также не пре­кра­тили сво­его суще­ство­ва­ния – они оста­лись в костю­мах кре­стьян и город­ской бед­ноты»[xiv].

В XV в., по сло­вам К.В. Гра­до­вой, «штаны-чулки окон­ча­тельно раз­де­ли­лись на соб­ственно штаны и чулки»[xv].

К сожа­ле­нию, по книге К.В. Гра­до­вой трудно пред­ста­вить себе одежду, кото­рую муж­чины наде­вали на ноги. Напри­мер, она назы­вает штанами-чулками чулки еще до того, как они стали сши­ваться и «пре­вра­ти­лись в узкие штаны». Но у шта­нов нет стопы, а у штанов-чулок, пре­вра­тив­шихся в штаны, судя по кар­ти­нам и мини­а­тю­рам, она была. В то же время у штанов-чулок до того, как они стали сши­ваться, стопа часто отсут­ство­вала пол­но­стью или частично, сле­до­ва­тельно, их нельзя назы­вать чул­ками, и т.д. Поэтому, про­чтя книгу К.В. Гра­до­вой, я не только не полу­чила ответа на свой вопрос: когда появи­лись чулки из ткани, но и окон­ча­тельно запу­та­лась. В резуль­тате мои поиски про­дол­жи­лись. Их резуль­та­том стал довольно объ­ем­ный про­ект «Шоссы в кон­тек­сте моды».

В ходе иссле­до­ва­ния темы, кото­рое заняло боль­шой период вре­мени, пуб­ли­ка­ция гото­вых тек­стов сопро­вож­да­лась поис­ком изоб­ра­зи­тель­ных источ­ни­ков и науч­ных ста­тей. В резуль­тате появи­лись мате­ри­алы, кото­рые поз­во­ляли уточ­нить напи­сан­ное ранее и меняли неко­то­рые кон­цеп­ции. Поэтому, опуб­ли­ко­вав бόль­шую часть тек­стов по исто­рии шосс, я поняла, что про­ект нужно пере­ра­бо­тать. В декабре 2015 г. я при­сту­пила к обнов­ле­нию про­екта, начав с исто­рии шосс XII – XV вв., и опуб­ли­ко­вала зна­чи­тель­ную часть этого иссле­до­ва­ния. К сожа­ле­нию, новый про­ект закон­чен не был. Соот­вет­ственно на сайте «Хозяйка» начало исто­рии шосс пред­став­лено иссле­до­ва­нием «Шоссы XIII – XV вв.», а ее раз­ви­тие, завер­ше­ние и, в част­но­сти, заклю­че­ние по про­екту, оста­лись в преж­нем изложении.

23 января 2018 г.

СОДЕРЖАНИЕ

«ШОССЫ XII – XV вв.»

 ЦЕЛЬНЫЕ ШОССЫ …..Ита­льян­ские шоссы конца XV – начала XVI в. в живо­писи …….Скеджа …….Бьяджо д’Антонио Туччи …….Мастер Колин …….Джор­джоне …….Вит­торе Кар­паччо …….Мастер Исто­рии Гри­зельды …….Пин­ту­рик­кио ……….Цикл «Чудеса Свя­того Бер­нар­дино» ……….Цер­ковь Свя­той Марии в Спелло

 РАЗДЕЛЕНИЕ ШОСС …..Швей­цар­ские и немец­кие наем­ные вой­ска .….Шоссы швей­цар­ских наем­ни­ков …….Хро­ника ара­гон­ского Неа­поля …….Люцерн­ская хро­ника …….Урс Граф и шоссы пер­вых трех деся­ти­ле­тий XVI в. …….Берн­ские фон­таны «Риф­фли» и «Бегун» …….Никлаус Ману­эль и шоссы пер­вых трех деся­ти­ле­тий XVI в. …….Ганс-Рудольф Ману­эль, Омбер Маре­шаль, Ганс Аспер и шоссы вто­рой поло­вины XVI в. …….Швей­цар­ские гвар­дейцы Вати­кана …..Шоссы ландс­кнех­тов …….Созда­ние вой­ска ландс­кнех­тов …….Флаги ландс­кнех­тов …….Предо­став­ле­ние ландс­кнех­там при­ви­ле­гий в ноше­нии одежды …….Костюмы ландс­кнех­тов в про­из­ве­де­ниях исто­ри­че­ской живо­писи      Шоссы конца XV – начала XVI в. в рабо­тах масте­ров реа­ли­сти­че­ского направ­ле­ния …….При­чины появ­ле­ния про­ре­зей и раз­де­ле­ния шосс …….Основ­ные харак­те­ри­стики шосс 90-х гг. XV в. – 10-х гг. XVI в. …..Шоссы 0-х и 10-х гг. XVI в. по мате­ри­а­лам гра­фи­че­ских про­ек­тов Мак­си­ми­ли­ана I …….«Книга воору­же­ния импе­ра­тора Мак­си­ми­ли­ана I» …….Печат­ные про­екты импе­ра­тора ……….Про­ект «Три­ум­фаль­ная арка» ……….Про­ект «Три­ум­фаль­ная колес­ница» …….«Три­ум­фаль­ное шествие импе­ра­тора Мак­си­ми­ли­ана I» Аль­брехта Альт­дор­фера …….«Три­ум­фаль­ное шествие импе­ра­тора Мак­си­ми­ли­ана I» Аль­брехта Альт­дор­фера, окон­ча­ние …….«Три­ум­фаль­ное шествие импе­ра­тора Мак­си­ми­ли­ана I» Ганса Бургк­майра ……….Сюжеты «Три­ум­фаль­ного шествия» в их после­до­ва­тель­но­сти на фризе ……….Три­умф рим­ского импе­ра­тора в про­чте­нии Мак­си­ми­ли­ана I ……….Само­ход­ные повозки Мак­си­ми­ли­а­но­вых побед ……….«Заслу­жен­ные сол­даты» ……….Ландс­кнехты сопро­вож­де­ния и дви­же­ния колес­ниц ……….Фех­то­валь­щики ……….Охот­ники ……….Дво­ряне …..Шоссы пери­ода прав­ле­ния Карла V. 20 – 30-е гг. XVI в. …….Серия «Три­ум­фаль­ное шествие импе­ра­тора Карла V» …….Серия «Шествие Карла V и папы Кли­мента VII в Боло­нье» …….Серия «Вступ­ле­ние Карла V в Аугс­бург» …….Серии гра­вюр, посвя­щен­ные ландс­кнех­там ……….«Поход ландс­кнех­тов» ……….«Ландс­кнехты» ……….«Пять­де­сят ландс­кнех­тов» ……….«Пять­де­сят ландс­кнех­тов», про­дол­же­ние ……….«Пять­де­сят ландс­кнех­тов», окон­ча­ние …….Цикл гобе­ле­нов «Битва при Павии» ……….Рекон­струк­ция хода битвы ……….Харак­те­ри­стики костю­мов наем­ни­ков ……….Битва при Павии в гра­фике и живо­писи …………..Битва при Павии в гра­фике …………..Битва при Павии в живо­писи …….Серия гобе­ле­нов «Заво­е­ва­ние Туниса» ……….Рекон­струк­ция собы­тий ……….Кар­тоны ……….Кар­тины ……….Гобе­лены ……….Копии гобе­ле­нов …………..Фла­манд­ская копия …………..Испан­ская копия ……….Костюмы ландс­кнех­тов и испан­ских пехотинцев

ПОЯВЛЕНИЕ ШТАНОВ И ОБЪЕДИНЕНИЕ ШОСС …..Одежда фех­то­валь­щи­ков: «Книга по фех­то­ва­нию» Пауля-Гектора Майра …….Пауль-Гектор Майр и его кодекс …….«Дрез­ден­ский кодекс» ……….Наи­бо­лее упо­тре­би­тель­ные модели шосс ……….Модели с новыми видами декора …………..Наклад­ной декор …………..Новый про­рез­ной декор

| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |6 | 7 | 8 | 9 |10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 18a | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |

[vi] https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Tapisserie_roi_mannequin.jpg

premudrosti.in


Смотрите также

Оставить комментарий