Сарафан по косой выкройка
Косоклинный распашной сарафан. Выкройка
28 декабря 2013 59063 просмотров 2
Сарафан, описание и крой которого мы предлагаем вашему вниманию, можно отнести к одному из поздних вариантов косоклинных распашных сарафанов. Во второй половине XVIII-первой половине XIX века так кроили праздничные сарафаны из шелковых и парчовых тканей в Нижегородской, Костромской, Архангельской, Олонецкой, Новгородской губерниях. Украшали их дорогими пуговицами, золотными и серебряными галунами, кружевами.
В Пинежском уезде Архангельской губернии в XIX веке подобного кроя сарафаны называли синяками и шили из плотного домотканого льняного холста, окрашенного в синий цвет.
Косоклинники из «китайки» и черного сатина — китаешники или молельники носили на нижегородской земле до начала XX века. Эти сарафаны обязательно застегивались на пуговицы и петельки из шнуров. Если же передние полотнища сшивались между собой, то застежка почти всегда имитировалась.
Большинство косоклинных сарафанов, сохранившихся до наших дней, сшито на подкладке. Обязательный элемент подобных сарафанов — небольшой выступ на спинке, к которому пришиваются лямки. Такие выступы с лямками имели различные названия: вилка, мышка, пройма, но чаше всего именовались лягушкой.
В старину основой (модулем) традиционного кроя почти всегда являлась ширина полотна, домотканого или покупного. Старинный нижегородский сарафан, взятый за основу предлагаемого кроя, был сшит из «китайки» шириной 63 см. Сегодня тканей такой ширины в продаже нет. Мы перенесли традиционные принципы кроя на популярную сегодня ширину 150 см; ширина основных деталей и клиньев, высота швов при этом изменились, а ширина самого сарафана осталась прежней.
Сегодня такой сарафан можно сшить из плотной хлопчатобумажной, шерстяной или шелковой ткани с фактурным рисунком (или без рисунка). Подойдет и джинсовая ткань. Украсить сарафан можно металлическими пуговицами и тесьмой.
Предлагаемый крой рассчитан на размеры от 42 до 48 и рост 155 см.
Для большего роста необходимо соответственно удлинить все детали выкройки. Разницу со стандартным размером в обхвате груди необходимо прибавить по центру переда и боковым швам.
Расход ткани при ширине 150 см
на сарафан — от 230 до 280 см (в зависимости от роста),
на подкладку — от 230 до 280 см (в зависимости от роста).
Также потребуется:
не менее 9 м прямой полоски ткани шириной 3,5-4 см или косой бейки на обшивку верха передних полотнищ, спинки, лямок и низа, пуговицы «на ножках» (металлические или пластмассовые) — 13-25 шт. и около 5 м шнура средней толщины для отделки застежки.
Детали кроя:
из основной и подкладочной ткани: переднее полотнище (2 дет.), заднее полотнище или спинка (1 дет. со сгибом), клин к переду (2 дет.), клин к спинке (2 дет.), лямка (2 дет.).
Размеры деталей указаны без припусков на швы. Сверху и снизу изделия припуски делать не нужно!
Порядок работы
- Из основной и подкладочной ткани выкраиваем все детали, учитывая припуски на швы.
- Клинья пришиваем к переду и спинке, затем делаем боковые швы, соединяя отрезки АБ (боковыми швы эти называются условно, так как располагаются они сзади на спине). Обратите внимание, что соединяемые в этих швах срезы деталей выполнены по косой, поэтому при работе ткань нельзя растягивать.
- Совмещаем подкладку и основную ткань, в нескольких местах по линии долевой простегиваем их вместе незаметными с лица стежками.
- Пришиваем и регулируем длину лямок. Обшиваем верх сарафана полосой ткани или косой бейкой.
- Выравниваем низ изделия, обшиваем его полосой ткани или косой бейкой.
- Оформляем застежку:
а) вдеваем шнур в петли приготовленных пуговиц, распределяем их по всей длине сарафана (в старину пуговицы специально располагали неравномерно, вверху и внизу чаше) и пришиваем шнур к краю правого переднего полотнища незаметными стежками, стараясь не растягивать шнур. Саму пуговицу к ткани пришивать не надо. Шнур для отделки можно сделать и самим, связав или скрутив из шерстяных, хлопчатобумажных или шелковых нитей;
б) на левом переднем полотнище на указанную линию нашиваем шнур, делая из него небольшие петли (см. рис. 2).
Обратите внимание!
-правое переднее полотнище на 4 см уже левого, таким образом, на правом полотнище образуется цельнокроеная планка под застёжку;
-клинья выкраиваются с разворотом (см. рис. 1);
Тщательно вычерчивать линию низа сарафана не следует, так как изделие достаточно тяжёлое и боковые швы, выкроенные по косой, со временем растягиваются, сарафан обязательно должен отвисеться, после чего низ лучше подравнять на фигуре.
По материалам журнала «Славянка»
ruvera.ru
Архивы Сарафаны - Как научиться шить и кроить
Научиться шить прямое платье с американской проймой без выкройки очень просто. Нарядное длинное платье прямого покроя без вытачек с разрезами по бокам. Бретельки из резинки. Только прямые швы, что очень облегчает дело. Такое платье можно сшить за вечер. Подойдет любая мягкая достаточно тонкая ткань. Ткани потребуется: желаемая длина изделия плюс 5 см при стандартной ширине Читать дальше …
Научиться шить зимний сарафан без выкройки очень просто. Только прямые швы. Сарафан сшит из габардина, но подойдет любая не очень тонкая ткань. Его можно сшить из шотландки, сейчас клетка в моде. Верхняя часть сарафана на подкладке, это очень упрощает обработку ворота и пройм. Сарафан сшит по косой, поэтому ткань образует более мягкие складки. Он цельнокройный, Читать дальше …
Научиться шить двухцветное платье без выкройки очень просто. только прямые швы, без вытачек. Платье сшито из атласа. Но подойдет любая мягкая достаточно тонкая ткань. Платье сшито по косой, поэтому хорошо облегает фигуру. Подол уголком. Это придает стройности. Потребуется 120 см цветной ткани (лучше всего двухцветной), в которой присутствует черный цвет и 35 см черной ткани. Читать дальше …
Научиться шить сарафан очень просто. Это цельнокройный сарафан на бретельках, верхний край отделан косой бейкой, на талии прострочено резинкой. Подойдет любая достаточно мягкая ткань. Ткани потребуется – длина изделия без учета бретелек плюс 5 см. при стандартной ширине 150 см. Также потребуется косая бейка подходящего цвета – 180 см. и катушка резиновой нити. Это тонкая Читать дальше …
Научиться шить платье с фигурным воланом без выкройки очень просто. Платье на бретельках. Прямой покрой. На талии прострочено резинкой. Волан обшит косой бейкой. Подойдет любая мягкая, достаточно тонкая ткань. Если у вас есть ткань с небольшим запасом, вы сможете подобрать оптимальный для себя вариант длины прямо в процессе шитья. Платье может быть длинным или коротким. Читать дальше …
Научиться шить платье на бретельках без выкройки очень просто. Это нарядное платье прямого фасона, без вытачек. Всего два шва. Облегает фигуру за счет сильно тянущейся ткани. Платье сшито из гофрированной ткани, но подойдет сжатая или любая сильно тянущаяся ткань. Сшив эту модель, вы научитесь использовать преимущества тянущейся ткани, а также пользоваться косой бейкой для обработки Читать дальше …
shityosamouchitel.ru
Шьём русский косоклинный сарафан с застёжкой
Из истории костюма: «Крестьянская одежда при всей общности принципов кроя и орнаментации, не едина в своих формах. Она отличается разнообразием устойчивых комплексов, бытовавших в определенных географических и историко-культурных областей. Привычное представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном и кокошником. Комплекс одежды с сарафаном распространился в России на рубеже 17-18 веков. Он включал рубаху, сарафан, пояс, иногда передник, душегрею, головной убор на жесткой основе типа кокошника, кожаной обуви. Эта одежда была более характерной для Европейской России, в губерниях Поволжья, на Урале, в Сибири. Характерные черты этого комплекса особенно ярко проявились в одежде, бытовавшей на Русском Севере: в Архангельской, Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерниях, в северных уездах Костромской, Нижегородской, Тверской, Ярославской губерний и некоторых других. Уже в конце 18– начале 19. в именно сарафанный комплекс ассоциировался в России с национальным костюмом, возможно, потому что в с17 веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В 18 веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды европейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, мещан, ремесленников, крестьян, тех, кто придерживался русских обычаев.
Одними из ранних в собрании являются сарафаны из шелковых тканей, русской фабричной работы второй половины 18 века. В основном сарафаны этого и более позднего времени относятся к типу распашного или с центральным передним швом косоклинного сарафана. Он шился из трех полотнищ ткани – двух впереди и одного сзади. В нижней части в его боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Спереди полотнища-полы не сшиты и удерживаются застежкой с длинным рядом пуговиц на воздушных петлях из тесьмы. Сарафан шился с широкими проймами или с лямками. Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани. Более ранние сарафаны имеют округлый вырез на груди, прямоугольный вырез и пришивные лямки типичны для более поздних – конца 18 – начала 19 века. Вплоть до второй половины 19 века в некоторых губерниях (Владимирской, Псковской и Новгородской) бытовал покрой сарафана с длинными откидными рукавами. Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном и кружевом, выплетенным на коклюшках из золотых и серебряных нитей, серебряными и позолоченными, гладкими с вставками пуговицами, которые укреплялись на одежде при помощи узорного шнурка. Декор подчеркивал конструктивные особенности и создавал образную выразительность костюма. Такой прием украшения наиболее типичен для русского косоклинного сарафана, он ярко характеризует его лучшие образцы. …
Легкоподвижная, струящаяся поверхность узорных шелковых тканей с активным рисунком на нежном фоне пастельных оттенков сдерживалась в сарафане четкими вертикалями декора, расположенного вдоль разреза и по проймам и придающего особую форму силуэту. Чувство формы обнаруживается и в использовании подкладки. Как правило, косоклинные праздничные распашные сарафаны из шелковых, льняных и хлопчатобумажных тканей поставлены на жесткую подкладку, которая позволяет удерживать приданный одежде силуэт и форму, с другой стороны это было вызвано и бережным отношением к ткани.
Сарафаны подпоясывались узким поясом или лентами, так как пояс являлся обязательной принадлежностью народного костюма.»
Из альбома Ефимовой Л.В. « Русский народный костюм»
Ну что ж начнем нашу главную тему на сегодняшний день «Как сшить русский сарафан» и приступим к сборке.
Получившийся крой отличается от предложенного в прошлой статье, т.к ткань у меня оказалась с таким плетением, что нужно было кроить все детали в одном направлении. Иначе получился бы разнотон спинки и полочки. И ткани на такой сарафан я потратила больше, а именно 260 см. Крой полусолнце, к чему я и стремилась, предлагая выкройку.
Посадим спинку и грудку на подоплеку, так удобнее обрабатывать застёжку и сарафан приобретет дополнительную плотность. Наложив детали кроя из ситца вырезать спинку и полочку до талии.
Начинаем сборку. Застрочить середину полочки оставляя сверху 20-25 см для застёжки. Я кромку не срезала, срежу её оверлоком. Моя кромка не сборит, не тянет, потому я решила её оставить, а Вам при крое рекомендую её срезать, а потом отступать положенные 4 см. Вырезать обтачку для обработки застежки 25 на 6 см. Пристрочить её к левой полочке, отступая от края среза полочки на ширину лапки. Разложить на две стороны припуск, отпарить.
От строчки отступить 2 см, загнуть и отпарить деталь планки.
Правую полочку отпарить, продолжая линию середины. Приложить детали подоплеки полочки и загнуть припуски, чтобы планка не была закрыта ситцем.
Пристрочить ситцевую деталь к припуску планки левой детали и припуску правой, от верха на 24 см. Припуск по диагонали разрезать, сверху срезать лишний ситец.
Загнуть косой припуск, заложить под левую часть. Отметить линию соединения с правой деталью подклада. Я сделала по косой.
Соединить строчкой подоплеку левой и правой детали.
Лишний ситец срезать. Под планкой разрезать припуск середины левой детали не доходя до строчки 1 мм, припуск развернуть и отпарить. Нижний край подоплеки выровнять и окантовать.
Соединить основные детали полочки и спинки. И детали полочки и спинки подоплеки.
Далее соединить спинку с юбкой спинки. Шов загнуть вверх отпарить.
Закрыть вчистую подоплекой спинки. Соединить боковые швы прихватывая подоплеку полочки.
Сделаем подкрой изделия или уравняем левую и правую половинки. Вложить правую полочку в левую, сколоть у плечевых швов совмещая их. Сколоть боковые швы, периметр проймы и горловины. Расправить подол, уложить на пол и отмелить новую линию низа. Подровнять пройму и горловину.
Сделаем гигантскую косую бейку для обработки низа. Ширина 25 см, длинна на 10-20 меньше окружности подола. Соединить детали косой бейки, вытянуть под утюгом с паром.
Сложить лицевыми сторонами, приколоть по длине подола, там где концы косой бейки встречаются соединить отпарить. Прострочить, отступая от линии низа 5 мм или ширину лапки. Отпарить край. Параллельно линии низа, на подоплеке провести меловую линию на расстоянии 18-20 см. Загнуть припуск подоплеки внутрь, приколоть булавками. Отстрочить, двигаясь по подоплеке на 1мм от края.
Из красного ситца или бязи изготовить окантовку. Густо приколов бейку с лицевой стороны, дать строчку двигаясь со стороны косой бейки отступая от края на ширину лапки или 5-7 мм, если не уверенны в своих силах приметайте бейку мелкими стежками. Вынуть сметку , спрятать концы косой беки, подвернуть свободный срез бейки внутрь и перекрывая строчку густо зафиксировать булавками, следите за одинаковой шириной косой бейки по всей окружности с лицевой стороны.
Дать строчку красными нитками с лицевой стороны под окантовку. Если шить близко к окантовке, то строчку будет практически не видно. Окантовать проймы. Отпарить.
На сутаж, я выбрала красного цвета, насадить 20 металлических пуговиц, либо пуговиц под металл. У меня нашлись брежневских времён со звездой. На расстоянии метра звёзд не видно. Может переделаю когда, на более подходящие, но очень сомневаюсь.
Конец сутажа оплавить, пришить, чтобы пуговичка болталась на петле в 2 см.
На полочке от срединного шва слева и справа на 2-3 см начернить меловую линию. К ней пришить сутаж швом «вперёд иголка», так что бы петельки с пуговицами были четко у среднего шва. Сверху 5 пуговиц расположить на расстоянии 2 см, следующие двигать увеличивая расстояние на 4-5 мм, после девятой увеличивайте интервал на 1 см до самой нижней пуговицы.
Дойдя до низа, уложить сутаж аккуратно и начать его пришивать снизу вверх, а петельки накидывая на пуговицы.
По горловине под окантовку тоже пустила строчку сутажа, хотя она думаю лишняя. Также по низу, здесь кстати красный кант пришелся.
Я не стремилась полностью повторить сарафан из Альбома Ефимовой. Но узнать его всё же можно.
Как сшить русский косоклинный сарафан теперь вы знаете и впереди у нас с вами на сайте рукоделия Алена Масловой ещё много сарафанов и традиционной одежды.
Подобный сарафан, если сшить чуть выше середины икры, с современной отделкой по центру или даже без неё, просто на пуговицах с прорезными петлями, да плетеным или кожаным поясочком , вполне можно носить и в наше время. Для девочки в сад или начальную школу, так просто, как мне кажется, идеальный вариант под любую блузку или теплый свитерок. Для ребёнка делайте расклешение юбки чуть меньше полусолнца.
Традиционной одежды в ваши гардеробы, дорогие рукодельницы!
alyonamaslova.ru