Рабочая программа кружок кройки и шитья


Рабочая программа кружок кройки и шитья "Юные дизайнеры"

10

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Муниципального образования городской округ Красноперекопск

Республики Крым

Программа рассмотрена Утверждаю:

на заседании МС Директор МБОУДОД «ЦДЮТ»

Протокол № 1 _________________Г.С. Матияш

от 28 августа 2017г. Приказ № 189

от 31 августа 2017 г.

Программа принята

на педагогическом совете

Протокол № 5

От 28 августа 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные дизайнеры»

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации программы -1 год

Составитель:

Алимова Зера Редвановна,

педагог дополнительного образования кружка кройки и шитья

Красноперекопск, 2017

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные дизайнеры» разработана на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014г. №33660).

Программа «Юные дизайнеры» имеет художественную направленность, является модифицированной и составлена на основе программы Хороброва Е.И. «Кройка и шитье» МОБУДОД «ДДЮТ» Волховского района,2014г.

Программа направлена на формирование у обучающихся практических трудовых навыков, эстетического воспитания обучающихся, расширение их кругозора. Обучающимся предоставляется возможность для освоения навыков ручного и машинного шитья, конструирования, приобретения навыков работы с необходимыми инструментами.

Рукоделие благотворно влияет на развитие ребенка, способствуют развитию мелкой пальцевой моторики, координации движений рук и глаз.

Программа «Юные дизайнеры» формирует начальный опыт обучения основам конструирования и моделирования одежды, способствовать созданию условий для формирования творческой личности, развития наглядно-образного мышления. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека – рабочего, ученого, инженера, художника, представителя творческой профессии.

Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.

Создание одежды это занятие, способное воспитать эстетические чувства, подготовить обучающихся к будущей семейной жизни, это мастерство, не знающее границ в творчестве.

Данная программа «Юные дизайнеры» направлена на формирование творческой личности в процессе обучения основам конструирования и моделирования одежды.

Цель курса:

Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.

Программа направлена на мотивацию детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром.

Главный принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка, совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам мастерства, вершинам творчество.

Новизна программы

Новизна дополнительной образовательной программы заключается  в том, что она предоставляет   возможность обучающимся не только изучить технику конструирования и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при проектировании  предметов одежды,  интерьера, и всего того, что  окружает нашу жизнь.

Направленность программы

Данная программа художественно-эстетической направленности, включающая: работу с тканью, обучение конструированию и моделированию одежды. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками на занятиях по «Конструированию и моделированию одежды». На занятиях обучающиеся получают основные знания, которые способствуют расширению их кругозора.

Концептуальная идея программы:

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно - прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью.

Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды,

отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и исторические события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и женщины в обществе, архитектура и др.

Актуальность программы:

Актуальность программы «Юные дизайнеры» в том, что ее освоение дает обучающимся возможность идти в ногу с быстроменяющейся модой и выглядеть стильно, а также нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейной отрасли.Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие художественного вкуса.

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделия с учетом особенности своей фигуры.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей и подростков посредством овладения искусством конструирования и моделирования одежды

Задачи программы:

Обучающие:

 обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;

 обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий ;

 обучить качественно, выполнять работу, рационально используя материал и

время;

 научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;

 научить читать чертежи;

 научить определять название и форму деталей кроя;

 научить выполнять разнообразные виды ручных швов;

 научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;

 научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;

 научить выбирать последовательность операций по изготовлению.

Воспитательные:

 воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

 воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных

задач;

 воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;

 воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделием.

Развивающие:

 развивать моторику рук;

 развивать идейно-художественное мышление;

 развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.

Программа предполагает решение обучающих, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Отличительной особенностью программы «Юные дизайнеры» является то, что у обучающихся в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют и приобщению обучающихся к прекрасному, к миру гармонии и красоты.

Во время обучения дети знакомятся с ручной швейной работой и машинной, историей возникновения одежды, моды, с понятием интерьера, занимаются моделированием, пошивом одежды.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 1 год обучения, для детей с 10 лет. На первый год обучения принимаются все дети без предварительного отбора. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

В проведении занятий используются формы коллективно - группового творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные занятия.

Теоретическая часть даётся в форме лекций, бесед с просмотром иллюстративного материала, мультимедиа презентаций и подкрепляется практическим освоением темы.

Методы диагностики, применяемые в ходе реализации программы «Юные дизайнеры» следующие:

- педагогическое наблюдение и педагогический анализ;

- тестирование обучающихся промежуточное;

- анкетирование обучающихся;

- анкетирование родителей;

- оценочные листы в проектах;

- диагностика обученности;

- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и др.

Формами подведения итогов по программе являются выставки, участие в конкурсах.

Учебный план

Темы. Разделы.

1 год

1.

Вводное занятие

2

2.

Техника безопасности

2

3.

Ручные швы и стежки

4

4.

Работа с фурнитурой

2

5.

Работа с выкройкой

20

6.

Машинные швы и строчки

24

7.

Вещи для дома

30

8.

Технологическая последовательность пошива майки – топ.

30

9.

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

30

144

Цель первого года обучения:

  • Развитие интереса к шитью.

Задачи:

  • Знакомство с историей швейного ремесла

  • Обучение детей технике выполнения ручных швов и стежков

  • Знакомство с основами цветоведения

  • Воспитание подхода к качественному выполнению творческих работ

  • Формирование умений и навыков обучающихся в работе с тканью

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

Темы. Разделы.

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

  • Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год. Вводный и первичный инструктаж по ТБ.

2

2

_

2.

Техника безопасности.

  • Работа с инструментами. Правила поведения в объединении.

2

2

_

3.

Ручные швы и стежки.

ТБ при работе ручными работами

Терминология ручных работ

  • Сметочные и копировальные стежки.

  • Швы « назад иголка», «через край».

  • Потайные стежки.

  • «Тамбурный» шов.

  • Штуковочные стежки.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу.

12

2

2

2

2

2

2

3

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

9

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

4.

Работа с фурнитурой.

  • Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры.

  • Пришивание пуговиц.

  • Пришивание бусин и бисера.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу.

8

2

2

2

2

4

2

0.5

1

0.5

4

­_

1.5

1

1.5

5.

Работа с выкройкой.

  • Знакомство с понятиями – выкройка, лекало. Копирование выкроек.

  • Изготовление и хранение лекал.

  • Рациональное использование материала.

  • Правила раскроя ткани.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу.

10

2

2

2

2

2

4

1

0.5

1

1

0.5

6

1

1.5

1

1

1.5

6.

Машинные швы и строчки

  • ТБ при работе на швейной машине

  • Подготовка швейной машины к работе.

  • Заправка верхней и нижней нити

  • Терминология машинных работ

  • Выполнение машинных швов

20

2

4

4

4

6

6

14

7.

Вещи для дома.

  • Игольница

  • Кухонные прихватки

  • Салфетки

36

6

6

8

6

10

13

2

2

3

2

4

23

4

4

5

4

6

8.

Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Выбор модели, снятие лекала с журнала Подгонка лекала по фигуре. Крой изделия Подготовка изделия на 1ю примерку. Изменения после примерки. Проведение примерки Стачивание швов, рельефов. Процессная утюжка. Осноровка изделия. Подрезка мелких деталей. Обработка застежки Обработка швов Обработка горловины Обработка пройм на изделии

 Утюжка готового изделия

20

4

0.5

1

1

1.5

16

1.5

3

3

4.5

9.

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

  • Подбор модели, выбор ткани. Снятие лекала. Подгонка лекала по фигуре. Раскладка лекала по ткани. Крой изделия, припуски на швы Подготовка изделия на 1ю примерку. Изменение после примерки Стачивание швов, выточек. Процессная утюжка, осноровка изделия, обметка швов. Обработка карманов на поясном изделии Обработка застежки и пояса на изделии

     Обработка низа изделия. Утюжка готового изделия.

34

8

1

2

1

2

26

5

6

3

_

ИТОГО за период обучения:

144

46

98

Ожидаемые результаты первого года обучения

Должны знать:

  • Начальные сведения о видах декоративно – прикладного искусства

  • Понятие «моделирование»

  • Материалы и инструменты, используемые в работе

  • Правила техники безопасности

  • Основные виды и свойства тканей, основы цветоведения

Должны уметь:

  • Выполнять ручные швы «назад иголка», «через край», «тамбурный», сметочные, штуковочные, потайные и копировальные стежки

  • Копировать выкройки, рационально использовать ткань, изготавливать лекала, выкраивать детали изделия из ткани и других материалов

  • Пришивать пуговицы, тесьму, бисер и другую фурнитуру

  • Рисовать эскизы одежды, игрушек, сувениров, предметов интерьера.

Содержание программы

(1 год обучения)

1. Вводное занятие. Вводный и первичный инструктаж по Технике безопасности.

Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы.

Практика: просмотр и обсуждение наглядных пособий и литературы.

2. Техника безопасности.

Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в объединении.

Практика: игра на закрепление теоретического материала.

3. Ручные швы и стежки.

Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применения.

Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний.

4. Работа с фурнитурой.

Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры

( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий.

Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний.

5. Работа с выкройкой.

Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал.

Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельная работа по разработке выкроек и на закрепление знаний.

6. Машинные швы и строчки

Теория: рассказ о возникновении швейных машин.

Практика: Выполнение машинных швов.

7. Вещи для дома.

Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и полезные функции.

Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушки-думки, игольницы и т. д.). Выставка изделий внутри объединения.

8. Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Теория: рассказ о назначении и применении моделирования.

Практика: зарисовки эскизов изделий, упражнение в моделировании одежды, вещей и их декорировании. Самостоятельная работа.

9. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки.

10. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива платья на выбор

Методическое обеспечение программы

(1 год обучения)

Темы, разделы.

Форма занятий

Приемы и методы организации

Методический и дидактический материал

Техническое оснащение занятий, материалы, инструменты

Форма подведения итогов

1.

Вводное занятие

Коллективная

Беседа, обсуждение

Литература,

образцы швов и

материала

Кусочки ткани, иглы, ножницы и т.д.

Беседа

2.

Техника безопасности

Коллективная, игровая

инструктаж

Наглядные пособия

Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки.

Беседа

3.

Ручные швы и стежки

Коллективная, индивидуальная

Объяснение,

разъяснение,

упражнение

Наглядные пособия, образцы швов,

литература

Ткань, иглы, нитки, ножницы.

Самостоятельная работа, оформление альбома

4.

Работа с фурнитурой

Коллективная, индивидуальная

Объяснение,

разъяснение,

упражнение

Образцы, наглядные пособия, литература

Нитки, иглы, тесьма, пуговицы, бисер, бусины и т.д.

Самостоятельная работа.

5.

Работа с выкройкой

Коллективная, индивидуальная

Объяснение,

разъяснение,

упражнение

Литература, образцы лекал, наглядные пособия

Сантиметровая лента, ткань, ножницы, нитки, мел, карандаши, бумага.

Самостоятельная работа.

6.

Машинные швы и строчки

Коллективная, индивидуальная

Беседа,

объяснение,

разъяснение,

практическая

работа

Литература, готовые изделия

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши.

Готовые изделия, выставка внутри объединения .

7

Вещи для дома

Коллективная, индивидуальная

Беседа,

объяснение,

разъяснение,

практическая

работа

Литература, готовые изделия, наглядные пособия

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага.

Готовые изделия, выставка внутри объединения .

8

Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Коллективная, индивидуальная

Беседа,

объяснение,

разъяснение,

практическая

работа

Литература, готовые изделия,

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага.

Готовые изделия, выставка внутри объединения .

9

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

Коллективная, игровая

Беседа,

практическая

работа

Литература, наглядные пособия

Альбомы, карандаши,

ткань, ножницы

Самостоятельная работа,

выставка внутри объединения

Список литературы для педагога
  1. Вольных В., Чебутина Т. Барби мода. Любимой кукле шью сама (12 моделей одежды с выкройками): Журнал.- М., 1993.-32., ил.
  2. Додж. В.//Пер. с англ. Г. И. Левитан. - Шьем одежду для кукол - Мн.: ООО
« Попурри», 2005.- 184 с.: ил. 16 с. цв. вкл.
  1. Деон Сандрин, Блондель Анник Игрушки-помпоны своими руками/Пер. страниц. В.А. Мукосеевой.- М.: ООО «ТД» Издательство Мир книги», 2006.-64с.: ил.
  2. Делаем куклы/Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс», 2006. – 128с.: ил.
  3. Калинич М., Павловская Л., Савиных В. - Рукоделие для детей / - Мн.: Полымя, 1997.- 201с.: ил.
  4. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учреждений. -2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.: ил.
  5. Преображенская В.Н. . - Поделки из ниток, пуговиц, бусин /– М.:РИПОЛ классик, 2012. – 256 с.: ил. – (Поделки самоделки).
Список литературы для обучающихся  Брун В., М. Тильке «История костюма» М., Эксмо, 1995г.  Нагибина М.И. «Чудеса из ткани своими руками» Ярославль «Академия развития», 1997г.  Орлова Л.«Азбука моды» Просвещение, 1998г.  Супрун А «Почему мы так одеты» М., Молодая гвардия, 1990г.  Чернякова В.Н. С-Петербург, 1997г. «Технология обработки ткани»  Юдина Е.Ю., «Для тех, кто шьет» Лениздат, 1985г.  Подборка журналов «Бурда» 2010-2014г

multiurok.ru

Рабочая программа кружок кройки и шитья "Юные дизайнеры"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» Муниципального образования городской округ Красноперекопск Республики Крым

Программа рассмотрена Утверждаю:

на заседании МС Директор МБОУДОД «ЦДЮТ»

Протокол № 1 _________________Г.С. Матияш

от 26 августа 2017 г. Приказ № 120

от 01 сентября 2017 г.

Программа принята

на педагогическом совете

Протокол № 5

от 27 августа 2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Юные дизайнеры»

Возраст обучающихся: 14-17 лет

Срок реализации программы -1 год

Составитель:

Алимова Зера Редвановна,

педагог дополнительного образования

«Юные дизайнеры»

Красноперекопск 2017

Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Юные дизайнеры» разработана на основании:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172 - 14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14.Санитарно - эпидемиологические правила и нормативы…») (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014г. №33660).

Программа «Юные дизайнеры» имеет художественную направленность, является модифицированной и составлена на основе программы Хороброва Е.И. «Кройка и шитье» МОБУДОД «ДДЮТ» Волховского района.

Программа направлена на формирование обучающихся практических трудовых навыков, эстетическому воспитанию учащихся, расширению их кругозора. Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует учебной деятельности в целом.

Программа «Юные дизайнеры» является попыткой, посредством обучения основам конструирования и моделирования одежды, способствовать созданию условий для формирования творческой личности, развития наглядно-образного мышления. Оно может стать предпосылкой творческой деятельности взрослого человека – рабочего, ученного, инженера, художника, представителя любой профессии.

Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.

Создание одежды это занятие, способное воспитать эстетические чувства, подготовить учащегося к будущей семейной жизни, это мастерство не знающее границ в творчестве.

Данная программа «Юные дизайнеры» направленна на формирование творческой личности в процессе обучения учащихся основам конструирования и моделирования одежды.

Цель курса:

Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.

Программа направлена на мотивацию детей к творчеству, развитию общей культуры личности, гармонии отношений с окружающим миром. Программа воплощает следующие функции процесса обучения:

  • Обучающие (знакомит воспитанников основам моделирования и конструирования швейных изделий);

  • развивающую (развивает моторику рук во время занятий, идейно-художественное мышление);

  • воспитательную (воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности, настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач, воспитать аккуратность и усидчивость при работе с изделием).

Главный принцип программы: идти от возможностей и способностей ребенка, совершенствуя их; не от содержания предмета к ребенку, а с ребенком к вершинам мастерства, вершинам творчество.

Новизна программы

Новизна дополнительной образовательной программы заключается  в том, что она предоставляет   возможность обучающимся не только изучить техники конструирования и моделирования одежды, но и применить их, используя комплексно, при проектировании  предметов одежды,  интерьера, и всего того, что  окружает нашу жизнь.

Направленность программы

Данная программа представляет собой разработанный курс художественно-эстетической направленности, включающая: работу с тканью, обучение конструированию и моделированию одежды. Художественное образование и эстетическое воспитание подразумевает и предполагает овладение простейшими умениями и навыками на занятиях по «Конструированию и моделированию одежды». На занятиях учащиеся получают основные знания, которые способствуют расширению их кругозора.

Концептуальная идея программы:

Моделирование одежды, являясь одним из видов декоративно-прикладного творчества, более всех других видов искусств связано с человеческой жизнью.

Костюм – один из элементов мировой и национальной культуры. В нем, как в капле воды,

отражен огромный мир: природные условия, особенности быта, политические и историче-

ские события, опыт народа, его темперамент и образ жизни, взаимоотношения мужчины и

женщины в обществе, архитектура и др.

Актуальность программы:

Актуальность программы «Юные дизайнеры» в том, что ее освоение дает обучающимся возможность идти в ногу с быстроменяющейся модой и выглядеть уникально, а также нацеливает на освоение в будущем любой из профессий швейного производства.Реализация программы способствует успешной социализации ребенка, является положительным фактором, влияющим на развитие мотивации.

Педагогическая целесообразность:

Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделия в соответствии с особенностью своей фигуры.

Цель программы:

Создание условий для развития творческих способностей и нравственного становления детей и подростков посредством овладения искусством конструирования и моделирования одежды

Задачи программы:

Образовательные:

 обучить основам моделирования и конструирования швейных изделий;

 обучить технологии и последовательности изготовления швейных изделий ;

 обучить качественно выполнять работу, рационально используя материал и

время;

 научить изготавливать чертеж выкройки швейного изделия;

 научить читать чертежи;

 научить определять название и форму деталей кроя;

 научить выполнять разнообразные виды ручных швов;

 научить выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий;

 научить подбирать материал для изготовления швейного изделия;

 научить выбирать последовательность операций по изготовлению.

Воспитательные:

 воспитать чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

 воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных

задач;

 воспитать культуру общения в детском коллективе во время занятий;

 воспитать аккуратность и усидчивость при работе над изделие.

Развивающие:

 развивать моторику рук во время занятий;

 развивать идейно-художественное мышление;

 развивать самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий.

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Отличительной особенностью программы «Юные дизайнеры» у школьников в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, к миру гармонии и красоты.

В первый год обучения дети знакомятся с ручной швейной работой, историей возникновения одежды, моды, с понятием интерьера, занимаются моделированием.

Второй год обучения рассчитан на детей с навыками ручной швейной работы и имеющих опыт работы с выкройками. Дети продолжают обучение моделированию, сами разрабатывают изделия , учатся строить выкройки. Предусмотрены индивидуальные занятия (ИГЗ) с одаренными детьми.

Программа третьего года обучения рассчитана на детей, прошедших курс 1 и 2 года обучения. Обучающиеся продолжают творческую деятельность и получают навыки работы на швейной машине. Предусмотрены занятия с одаренными детьми – ИГЗ.

Формы и режим занятий

Программа рассчитана на 3 года обучения, для детей с 10 лет. На первый год обучения принимаются все дети без предварительного отбора. Занятия в проходят 3 раза в неделю по 2 часа.

В проведении занятий используются формы коллективно-группового творчества и индивидуальной работы. Основной формой работы являются комбинированные занятия.

Теоретическая часть даётся в форме лекций, бесед с просмотром иллюстративного материала, мультимедиа презентаций и подкрепляется практическим освоением темы.

Методы диагностики, применяемые в ходе реализации программы «Юные дизайнеры» следующие:

- педагогическое наблюдение и педагогический анализ;

- тестирование обучающихся промежуточное;

- анкетирование обучающихся;

- анкетирование родителей;

- оценочные листы в проектах;

- диагностика обученности;

- результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научных конференциях и др.

Формами подведения итогов по программе являются выставки, участие в конкурсах.

Учебный план

Машинные швы и строчки

20

7.

Вещи для дома

36

8.

Технологическая последовательность пошива майки – топ.

20

9.

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

34

10.

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива платья на выбор

72

216

Цель обучения:

  • Развитие интереса к шитью.

Задачи:

  • Знакомство с историей швейного ремесла

  • Обучение детей технике выполнения ручных швов и стежков

  • Знакомство с основами цветоведения

  • Воспитание подхода к качественному выполнению творческих работ

  • Формирование умений и навыков учащихся в работе с тканью

Учебно-тематический план

(первый год обучения)

Вводное занятие.
  • Знакомство с коллективом, обсуждение плана работы на год.

2

2

_

2.

Техника безопасности.

  • Работа с инструментами. Правила поведения в объединении.

2

2

_

3.

Ручные швы и стежки.

ТБ при работе ручными работами

Терминология ручных работ

  • Сметочные и копировальные стежки.

  • Швы « назад иголка», «через край».

  • Потайные стежки.

  • «Тамбурный» шов.

  • Штуковочные стежки.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу.

12

2

2

2

2

2

2

3

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

0.5

9

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

1.5

4.

Работа с фурнитурой.

  • Знакомство с понятием «фурнитуры». Образцы фурнитуры.

  • Пришивание пуговиц.

  • Пришивание бусин и бисера.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу.

8

2

2

2

2

4

2

0.5

1

0.5

4

­_

1.5

1

1.5

5.

Работа с выкройкой.

  • Знакомство с понятиями – выкройка, лекало. Копирование выкроек.

  • Изготовление и хранение лекал.

  • Рациональное использование материала.

  • Правила раскроя ткани.

  • Самостоятельная работа по пройденному материалу.

10

2

2

2

2

2

4

1

0.5

1

1

0.5

6

1

1.5

1

1

1.5

6.

Машинные швы и строчки

  • ТБ при работе на швейной машине

  • Подготовка швейной машины к работе.

  • Заправка верхней и нижней нити

  • Терминология машинных работ

  • Выполнение машинных швов

20

2

4

4

4

6

4

16

7.

Вещи для дома.

  • Игольница

  • Кухонные прихватки

  • Салфетки

36

6

6

8

6

10

13

2

2

3

2

4

23

4

4

5

4

6

8.

Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Выбор модели, снятие лекала с журнала Подгонка лекала по фигуре. Крой изделия Подготовка изделия на 1ю примерку. Изменения после примерки. Проведение примерки Стачивание швов, рельефов. Процессная утюжка. Осноровка изделия. Подрезка мелких деталей. Обработка застежки Обработка швов Обработка горловины Обработка пройм на изделии Утюжка готового изделия

20

4

16

9.

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

  • Подбор модели, выбор ткани. Снятие лекала. Подгонка лекала по фигуре. Раскладка лекала по ткани. Крой изделия, припуски на швы Подготовка изделия на 1ю примерку. Изменение после примерки Стачивание швов, выточек. Процессная утюжка, осноровка изделия, обметка швов. Обработка карманов на поясном изделии Обработка застежки и пояса на изделии Обработка низа изделия. Утюжка готового изделия.

34

6

1

2

1

2

14

5

6

3

_

10

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива платья на выбор

72

Ожидаемые результаты обучения

Должны знать:

  • Начальные сведения о видах декоративно – прикладного искусства

  • Понятие « моделирование»

  • Материалы и инструменты, используемые в работе

  • Правила техники безопасности

  • Основные виды и свойства тканей, основы цветоведения

Должны уметь:

  • Выполнять ручные швы «назад иголка», «через край», «тамбурный», сметочные, штуковочные, потайные и копировальные стежки

  • Копировать выкройки, рационально использовать ткань, изготавливать лекала, выкраивать детали изделия из ткани и других материалов

  • Пришивать пуговицы, тесьму, бисер и другую фурнитуру

  • Рисовать эскизы одежды, предметов интерьера

  • Изготавливать помпоны и кисти

Содержание тем

(1 год обучения)

1. Вводное занятие.

Теория: знакомство с коллективом. Беседа о целях кружка. Обсуждение плана работы на год, наглядных пособий, литературы.

Практика: рассматривание и обсуждение наглядных пособий и литературы.

2. Техника безопасности.

Теория: правила работы с колющими и режущими инструментами, порядок на рабочем месте, правила поведения на занятиях в объединении.

Практика: игра на закрепление теоретического материала.

3. Ручные швы и стежки.

Теория: рассказ о видах ручных швов и стежков, их назначении и применении.

Практика: упражнения в выполнении стежков (сметочные, копировальные, штуковочные, потайные) и швов («назад иголка», «через край», «тамбурный»). Самостоятельная работа на закрепление знаний.

4. Работа с фурнитурой.

Теория: знакомство с понятием фурнитура. Образцы фурнитуры

( пуговицы, бусины, бисер, тесьма, атласные ленты и т. д.), назначение и применение в декорировании изделий.

Практика: упражнения в пришивание фурнитуры, самостоятельная работа на закрепление знаний.

5. Работа с выкройкой.

Теория: знакомство с выкройкой, лекалом. Рассказ о назначении, применении и хранении лекал.

Практика: упражнение в снятии мерок, их запись. Копирование выкроек, изготовление лекал, увеличение и уменьшение выкроек. Самостоятельноя работа по разработке выкроек и на закрепление знаний.

6. Машинные швы и строчки

Теория: рассказ о возникновении швейных машин.

Практика: Выполнение машинных швов.

7. Вещи для дома.

Теория: беседа о вещах, которые служат украшением интерьера дома, их декоративные и полезные функции.

Практика: изготовление вещей для дома (салфетки, прихватки, подушки-думки, игольницы и т. д.). Выставка изделий внутри объединения.

8. Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Теория: рассказ о назначении и применении моделирования.

Практика: зарисовки эскизов изделий, упражнение в моделировании одежды, вещей и их декорировании. Самостоятельная работа.

9. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки.

10. Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива платья на выбор

Методическое обеспечение программы

(1 год обучения)

ная

Беседа, обсуждение

Литература,

образцы швов и

материала

Кусочки ткани, иглы, ножницы и т.д.

Беседа

2.

Техника безопасности

Коллектив-

ная, игровая

инструктаж

Наглядные пособия

Ручки, карандаши, альбомы для записи и зарисовки.

Беседа

3.

Ручные швы и стежки

Коллектив-

ная, индивиду-

альная

Объяснение,

разъяснение,

упражнение

Наглядные пособия, образцы швов,

литература

Ткань, иглы, нитки, ножницы.

Самостоя-

тельная работа, оформле –

ние альбома

4.

Работа с фурнитурой

Коллектив-

ная, индивиду-

альная

Объяснение,

разъяснение,

упражнение

Образцы, наглядные пособия, литература

Нитки, иглы, тесьма, пуговицы, бисер, бусины и т.д.

Самостоя-

тельная работа.

5.

Работа с выкройкой

Коллектив-

ная, индивидуальная

Объяснение,

разъяснение,

упражнение

Литература, образцы лекал, наглядные пособия

Сантиметро-

воя лента, ткань, ножницы, нитки, мел, карандаши, бумага.

Самостоя-

тельная работа.

6.

Машинные швы и строчки

Коллектив-

ная, индивиду-

альная

Беседа,

объяснение,

разъяснение,

практическая

работа

Литература, готовые изделия

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши.

Готовые изделия, выставка внутри объедине-

ния .

7

Вещи для дома

Коллектив-

ная, индивиду-

альная

Беседа,

объяснение,

разъяснение,

практическая

работа

Литература, готовые изделия, наглядные пособия

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага.

Готовые изделия, выставка внутри объедине-

ния .

8

Технологическая последовательность пошива майки – топ.

Коллектив-

ная, индивиду-

альная

Беседа,

объяснение,

разъяснение,

практическая

работа

Литература, готовые изделия,

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага.

Готовые изделия, выставка внутри объедине-

ния .

9

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива юбки

Коллектив-

ная, игровая

Беседа,

практическая

работа

Литература, наглядные пособия

Альбомы, карандаши,

ткань, ножницы

Самостоя-

тельная работа,

выставка внутри объедине-

ния

10

Конструирование и моделирование, последовательная технология пошива платья на выбор

Коллектив-

ная, игровая

Беседа,

практическая

работа

Литература, наглядные пособия

Ткань, нитки, иглы, фурнитура, ножницы, утюг, мел, карандаши, бумага.

Готовые изделия, выставка внутри объедине-

ния .

Список литературы.

  1. Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка – М.: издатель И.В. Балабанова, 1998.-120с.: ил.

  2. Войдинова Н.М. Мягкая игрушка – М.: Эксмо, 2007-160с.: ил.

  3. Рукоделие для детей / Калинич М., Павловская Л., Савиных В.-Мн.: Полымя, 1997.-201с.: ил.

  4. Вольных В., Чебутина Т. Барби мода .Любимой кукле шью сама (12 моделей одежды с выкройками) : Журнал.- М., 1993.-32.,ил.

  5. Шьем одежду для кукол / В. Додж.//Пер. с англ. Г. И. Левитан.- Мн.: ООО « Попурри», 2005.- 184 с.: ил. 16 с. цв. вкл.

  6. Молотоборова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват.шк. и внешк. учреждений. -2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1990.-176с.: ил.

  7. Деон Сандрин, Блондель Анник Игрушки-помпоны своими руками / Пер. страниц. В.А. Мукосеевой.- М.: ООО «ТД»Издательство Мир книги», 2006.-64с.:ил.

  8. Делаем куклы/Пер. с ит. – М.: Издательство «Ниола – Пресс»,2006. – 128с.:ил.

  9. Поделки из ниток, пуговиц, бусин / В.Н. Преображенская. – М.:РИПОЛ классик, 2012. – 256 с.: ил. – (Поделки самоделки).

infourok.ru

Рабочая программа кружка "Швейное дело"

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей __технологии_________

протокол № 1 от

«27» августа2017г

Руководитель МО

________/_____________ _/_

Согласовано

Заместитель директора по учебной работе МБОУ «Шеморданский лицей»

________/_________________/

«28» августа 2017г

Утверждено

Директор МБОУ»Шеморданский лицей»

_________/_____________/

Приказ№__ от ________________

Рабочая программа кружка

художественно-эстетического направления

«Швейное дело»

Принято

на заседании педагогического совета

№ ________________________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности для 7 класса составлена в соответствии с

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.10.2009 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11. 2010. №1241, от 22.09.2011. №2357, от18.12.2012. №1060, от 29.12.2014. №1643, от 18.05. 2015. №507; 31.12.2015. №1576);

  • Письмо МОиН РФ «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» от 14 декабря 2015 г. №09-3564;

  • Основная образовательная программа МБОУ «Шеморданский лицей»;

  • Учебный план МБОУ «Шеморданский лицей»;

В последние годы в нашем обществе произошли серьёзные изменения. С одной стороны, усложнились социально-экономические условия, и на первый план выходит подготовка детей к будущей взрослой жизни, ранняя профессионализация и социальная адаптация. Но, с другой стороны, общественная система все больше диктует обращение к человеку, к личности ребёнка, которому необходимо выразить свою индивидуальность, неповторимость.

Эти глубинные изменения не могли не отразиться на такой чуткой и отзывчивой сфере нашего общества, как дополнительное образование. Именно дополнительное образование является той нишей, где ребёнок может реализовать свои потребности и интересы, проявить самостоятельность и ответственность, сформироваться как личность. Одним из способов самовыражения, создания индивидуального стиля, воплощения замыслов в реальность является изготовление одежды своими руками.

Это одновременно и интересное хобби, и психотерапия, и приятный досуг, и способ экономии денег, а для кого-то, возможно и первый шаг к будущей профессии.

Школьная программа не раскрывает всех особенностей и тонкостей ремонта одежды, работы на швейной машине, пошива не сложных изделий из ткани, не даёт представления об истории моды, модельерах, стилях одежды и, самое главное, не воспитывает чувство стиля и красоты. Это имеет большое практическое значение в дальнейшей жизни ребёнка. Всё это определяет новизну данной программы.

Актуальность программы заключается в том, что ребёнок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления изделий из ткани, а также сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, экономить семейный бюджет.

Целесообразность данной программы состоит в обучении детей работе на швейной машине, а также изготовлению изделий из ткани.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КРУЖКА «ШВЕЙНОЕ ДЕЛО»

Цель рабочей программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством технологии изготовления изделий из ткани и при работе на швейной машине.

Актуальность программы заключается в том, что ребенок, освоив навыки моделирования, конструирования и технологии изготовления основных видов одежды, сможет самостоятельно с ранних лет создавать свой неповторимый стиль и имидж, научится одеваться сам и одевать других без лишних затрат. Педагогическая целесообразность данной программы состоит в обучении детей навыкам моделирования и конструирования не только по схемам, опубликованным в журналах по рукоделию, но и дает навыки умения самостоятельно создавать эскизы и чертежи выкроек изделий в соответствии с особенностью своей фигуры. Цель программы: Создание условий для развития мотивации детей на творчество через увлечение модной индустрией, посредством моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды.

Задачи рабочей программы:

1. Создать благоприятную атмосферу, мотивацию для неформального общения детей, увлеченных общим творческим делом.

2. Познакомить детей с историей моды и моделирования одежды, технологией и последовательности изготовления швейных изделий из ткани.

3.Научить: выполнять разнообразные виды машинных швов и отделок изделий; выбирать последовательность операций по изготовлению изделий из ткани; подбирать материал для изготовления швейного изделия;

4.Развивать: дизайнерские способности при моделировании элементов одежды;

моторику рук во время занятий;

идейно-художественное мышление;

самостоятельность при выборе и изготовлении швейных изделий;

творческое воображение, эстетический вкус;

умение рационально использовать материал и время.

5.Воспитывать:

чувство красоты, вкуса и индивидуальности;

настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;

культуру общения в детском коллективе во время занятий;

аккуратность и усидчивость при работе над изделием;

желание качественно выполнять работу.

Данная программа рассчитана на возрастную группу детей от 12 до 16 лет.

Срок реализации программы 1 год.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа и 1 день в неделю 3 часа (1 учебный час равен 40 минут).

Методы и приемы, используемые при работе с тканью и работе на швейной машине:

Словесные: беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ

Наглядные: показ образца изделия, иллюстрации,  презентация, показ видеоматериалов, организация выставок

Практические: показ технологических приемов, тренировочные упражнения.

Объяснительно-иллюстративные: объяснение, чертежи, схемы, таблицы, журналы.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.

Для каждого ученика конкретным показателем его успехов являются

Устойчивый интерес к шитью изделий из ткани и работе на швейной машине.

Возрастающий уровень его авторских работ.

Повышение уровня самостоятельности при выборе материалов и способов успешной реализации замысла, технических навыков и умений.

Желание участвовать в коллективных работах, в выставках и т.д.

Оригинальность предлагаемых художественных решений.

Окрепшая моторика рук.

В процессе обучения обучающимся дается возможность изготовить изделия разного вида сложности и по окончании обучения научиться самостоятельно оценивать свои способности и возможности и до конца выполнять выбранное изделие. Итогом работы за год служит выставка работ учащихся, который проводится по завершении учебного года.

Учебно-тематический план

Всего

часов

В том числе

теория

практика

1.

Вводное занятие. Знакомство с курсом обучения

1

1

2.

Ручные и машинные швы.

12

2

10

3.

Технология изготовления деталей женской одежды.

39

2

37

4.

Технология изготовления лоскутного изделия.

15

1

14

5.

Изготовление кухонного комплекта

25

1

24

6

Изготовление детского комплекта

21

1

20

7.

Изготовление рабочих рукавиц.

11

1

10

8.

Конструирование женской легкой одежды.

10

1

9

9.

Моделирование женской легкой одежды.

10

1

9

10.

Изготовление летних шорт.

17

2

15

11.

Итоговое занятие.

1

1

Итого:

162 часа

13 часов

149 часов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В течение всего периода обучения каждый участник объединения получает ряд знаний и практических навыков, которые возможно использовать в дальнейшей жизни.

Самое основное требование к занятиям – это дифференцированный подход к обучению учащихся с учетом их творческих и умственных способностей, навыков, темперамента и особенностей характера.

Учебный процесс строится на принципах:

- доступности – от простого к сложному;

- наглядности – показ готовых изделий или иллюстраций книг и журналов; компьютерная программа журналов мод.

- основывается на знаниях и умениях, полученных в более ранние сроки обучения.

Учащиеся в детском коллективе получают навыки конструирования, моделирования и технологии изготовления швейных изделий, знакомятся с приемами работы со швейными инструментами и материалами, получая необходимую базу для дальнейшего обучения кройки и шитью.

Теоретический материал излагается дозировано и сразу же закрепляется практическими занятиями.

Материально-техническая база:

-наглядные пособия по обработке отдельных деталей и узлов швейных изделий;

- посадочные места по количеству обучающихся;

- универсальные швейные машины

- утюги;

- гладильная доска;

- манекен;

- швейные принадлежности и инструменты (иглы, нитки швейные, фурнитура, распарыватели, ножницы, клей и т.д.)

Календарно- тематический план

Обработка сборок, буф

1 час

2 часа

Обработка различных видов кокеток.

4 часа

Обработка различных видов петель.

4 часа

Обработка накладных карманов.

4 часа

Обработка прорезных карманов.

4 часа

Обработка проймы и горловины.

4 часа

Обработка срезов.

2 часа

Обработка рельефов.

2 часа

Обработка складок.

2 часа

Обработка разрезов, шлицы.

2 часа

Обработка бортов.

2 часа

Обработка воротников.

4 часа

Всего 39 часов

2 часа

37 часов

5.

Технология изготовления лоскутного изделия.

Технология изготовления лоскутного изделия. Подбор и подготовка ткани для лоскутного изделия. Виды узоров лоскутного шитья.

1 часа

2 часа

Выполнение эскиза изделия по выбору.

1 час

Изготовление шаблонов из картона

1 час

Раскрой деталей лоскутного изделия.

1 час

Технология соединения деталей изделия.

Сметывание деталей

2 часа

Стачивание деталей лоскутного изделия

3 часа

Сборка лоскутного изделия.

2 часа

Декоративная и окончательная отделка изделия»

2 часа

Всего 15 часов

1 час

14 часов

6.

Изготовление кухонного комплекта

Построение чертежа и изготовление выкроек кухонного комплекта ( Фартук, прихватка, рукавичка)

1 час

3 часа

Раскрой фартука.

1 час

Пошив фартука.

6 часов

Отделка фартука.

2 часа

Раскрой деталей прихватки.

2 часа

Изготовление прихватки,

4 часа

Раскрой деталей рукавички.

1 час

Изготовление рукавички,

4 часа

Отделка прихваток.

1 час

Всего 25 часов

1 час

24 часа

7..

Изготовление детского комплекта

Комплект для новорожденных. Подбор ткани, особенности пошива. Построение чертежа в М 1:4.

1 час

2 часа

Изготовление выкроек детского комплекта.

2 часа

Раскрой распашонки, чепчика и ползунков.

2 часа

Изготовление распашонки.

4 часа

Изготовление чепчика.

4 часа

Изготовление ползунков.

4 часа

Отделка изделий

2 часа

Всего 21 часов

1 час

20 часов

8.

Изготовление рабочих рукавиц.

Изготовление выкройки рукавиц двух моделей.

2 часа

Раскрой и пошив рукавиц (модель № 1)

0,5 часа

3,5 часа

Раскрой и пошив рукавиц (модель № 2)

0,5 часа

3,5 часа

Отделка рукавиц.

1 час

Всего 11 часов

1 час

10 часов

9.

Конструирование женской легкой одежды.

Классификация одежды, строение тела человека. Построение модуля.

1 час

1 час

Измерение тела человека, прибавки

1 час

Построение чертежа основы конической юбки.

2 часа

Построение чертежа основы брюк.

3 часа

Построение чертежа основы конструкции втачного рукава.

2 час

Всего 10 часов

1 час

9 часов

10.

Моделирование женской легкой одежды.

Способы моделирования. женской легкой одежды.

1 час

Перемещение вытачек.

2 часа

Параллельное и коническое расширения.

2 часа

Моделирование платья на основе базовой по индивидуальным особенностям.

3 часа

Моделирование рукавов.

2 часа

Всего 10 часов

1 час

9 часов

11.

Изготовление летних шорт.

Снятие мерок. Построение чертежа. Изготовление выкроек.

1 час

3 часа

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка и обмеловка лекал. Раскрой.

1 час

1 час

Сметывание деталей шорт. Примерка.

3 часа

Стачивание деталей шорт.

3 часа

Обработка верхних и нижних срезов.

4часа

Окончательная отделка изделия.

1 час

Всего 17 часов

2 часа

15 часов

12.

Итоговое занятие.

Выставка работ.

1 час

Итого: 162 часа

13 часов

149 часов

infourok.ru

Программа внеурочной деятельности "Юная швея"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 93

Барабинского района Новосибирской области

Принята:

Педагогическим советом школы

Протокол от «29» августа 2014г. №14

Утверждаю:

Директор школы __________ Д.В. Судариков

Приказ от «29» августа 2014г. №239-од

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯна 2014-2015 учебный год

«Юная швея»

Напраление: духовно-нравственное

Вид деятельности: творческая мастерская

Количество часов: 70 часов за 2 года обучения

Возраст школьников: 6,7 классы

Разработчик: Адутова Юлия Александровна

учитель технологии

I квалификационной категории

г. Барабинск

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Юная швея» по духовно-нравственному направлению разработана в соответствии с авторской программой основного общего образования «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010), составленной на основе федерального государственного образовательного стандарта.

Шитье - занятие интересное, увлекательное, и, самое главное, необходимое. Но, чтобы это занятие приносило удовольствие и видимый результат, необходимо овладеть определенными техническими навыками в области шитья и кроя одежды. Обучающиеся становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

В современных условиях очень важно подготовить подрастающее поколение к самостоятельной жизни, связанной в дальнейшем с трудовой деятельностью. Проходят годы и люди становятся специалистами в различных областях человеческой деятельности. Но какой бы род занятий не избрали, какая бы специальность не стала любимым делом, очень важно научить учащегося быть хорошим хозяином и хозяйкой, уметь экономно использовать материалы.

Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности для творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками.

Цель программы: содействовать созданию условий для развития личности, социальной адаптации, самореализации учащихся.

Задачи программы:

1.Развивать творческие способности и технические навыки в процессе работы с тканью, швейной машиной, выкройкой. Стимулировать и поощрять творческий подход к работе.

2.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, чувство ответственности, умение доводить начатое дело до завершения.

3.Развивать эстетический вкус, умение найти свой стиль в одежде, умение сочетать цвет и фактуру тканей.

4.Формировать культуру взаимоотношений на занятиях, создавать условия для укрепления здоровья детей.

5.Создавать благоприятный психологический климат в коллективе.

Программа внеурочной деятельности «Юная швея» предназначена для учащихся 6,7 классов и рассчитана на два года обучения 70 часов. Отводится по 1 часу в 6 -7 классах

(35часов в год)

Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Юная швея»

Программа внеурочной деятельности «Юная швея» позволяет углубить знания учащихся полученные на уроках технологии.

На занятиях девочки знакомятся с историей шитья, моды, инструментами и различными приспособлениями, выполняют ручные стежки, отрабатывают упражнения в заправке нити в швейной машине, запоминают названия частей и деталей, учатся ухаживать за швейной машинкой и выполняют машинные строчки и швы. Затем добавляется крой, подборка ткани, выбор изделия для изготовления, выполнение эскиза изделия. В процессе выполнения несложных изделий отрабатываются технические навыки - работа с ниткой, иголкой, швейной машиной. Учащиеся получают знания о тканях, их свойствах, уходе за разными видами тканей, учатся измерять фигуру человека, использовать измерения для кроя, научатся работать с журналами мод. Выполнят несколько изделий простейшего кроя: юбка с накладными карманами, блузка с цельнокроеным рукавом. Далее работы усложняются, расширяется круг представлений детей о швейных технологиях, совершенствуются умения и навыки.

Овладение школьниками программой не только обогатит их духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий.

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий.

Программа включает в себя различные обучающие блоки, способствующие расширению и углублению знаний, занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого и эстетического развития личности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности «Юная швея»

Личностными результатами освоения обучающимися программы являются:

- проявление познавательных интересов и активности в данной области программы;

- выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

- овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

- самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства, проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

Метапредметными результатами освоения программы являются:

- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий;

- виртуальное и натурное моделирование объектов и технологических процессов;

- отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

- использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

- согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками;

- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются:

В познавательной сфере:

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствую-щими культуре труда.

В трудовой сфере:

- планирование технологического процесса и процесса труда;

- подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

- расчет себестоимости продукта труда;

- примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к труду;

- оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

- согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

- осознание ответственности за качество результатов труда;

- наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда.

В коммуникативной сфере:

- публичная презентация и защита изделия, продукта труда или услуги;

- разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов.

В физиолого-психологической сфере:

- развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

- сочетание образного и логического мышления в процессе изготовления изделия.

Содержание курса внеурочной деятельности «Юная швея» (70 часов)

Вводное занятие (2 часа)

Вводное занятие. История развития шитья и моды. Исторические сведения о развитии мировой и отечественной техники и технологии и их роль в современном обществе.

Швейные изделия (2 часа)

Швейные изделия – изделия, которые изготовлены ручным шитьем или с помощью швейной машины. Каждое изделие имеет свое название и назначение. Знакомство с предприятиями изготавливающими швейные изделия. Для отделки швейных изделий применяют отделочные материалы: тесьму, кружево, шитье.

Инструменты и приспособления (2 часа)

Для выполнения швейных работ нужны материалы, инструменты и приспособления.

Материалы - бумага, картон, нитки, ткань. Инструменты – ручные иглы и ножницы. Приспособления – булавки и наперсток. Правила безопасной работы иглой, ножницами.

Влажно – тепловая обработка (ВТО) (2 часа)

Качество и внешний вид швейных изделий во многом зависят от влажно-тепловой обработки, как в процессе пошива, так и при окончательной отделки изделий. Для выполнения влажно-тепловой обработки применяют утюг с терморегулятором и пароувлажнителем. Правила безопасной работы при ВТО.

Ручные работы (4 часа)

Швейные ручные работы выполняют иглой с применением ручных стежков и строчек, которые могут быть временными и постоянными. Понятие о стежке, строчке и шве. Правила выполнения ручных работ. Временное соединение деталей – сметывание; временное закрепление подогнутого края – замётывание; предохранение срезов от осыпания – обмётывание; ручная закрепка.

Практическая работа:

Изготовление образцов ручных работ

Элементы материаловедения (4 часа)

Классификация текстильных волокон. Способы получения и свойства натуральных и искусственных волокон. Изготовление нитей и тканей в условиях прядильного и ткацкого современного производства и в домашних условиях. Основная и уточная нити в ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани. Виды переплетений нитей в тканях. Сравнительные характеристики тканей из натуральных и химических волокон. Способы обнаружения химических волокон в тканях.

Практические работы:

Изучение свойств нитей основы и утка.

Определение лицевой и изнаночной сторон, направления долевой нити в ткани.

Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

Элементы машиноведения (6 часов)

Классификация машин швейного производства по назначению, степени механизации и автоматизации. Характеристики и области применения современных швейных, краеобме- точных и вышивальных машин с программным управлением.

Бытовая швейная машина, ее технические характеристики, назначение основных узлов. Виды приводов швейной машины, их устройство, преимущества и недостатки.

Организация рабочего места для выполнения машинных работ. Правила безопасной работы на универсальной бытовой швейной машине. Правила подготовки швейной машины к работе. Формирование первоначальных навыков работы на швейной машине.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов универсальной швейной машины. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Виды неполадок в работе швейной машины, причины их возникновения и способы устранения. Уход за швейной машиной.

Практические работы:

Намотка нитки на шпульку.

Заправка верхней и нижней нитей.

Выполнение машинных строчек на ткани, закрепление строчки обратным ходом машины.

Устранение неполадок в работе швейной машины.

Чистка и смазка швейной машины.

Машинные работы (12 часов)

При изготовлении швейных изделий используют различные машинные швы. По назначению их объединяют в три группы: соединительные, краевые, отделочные. Соединительные швы скрепляют детали изделия – это стачной шов вразутюжку, стачной шов взаутюжку, настрочной и расстрочной швы. Краевые швы предоханяют срез от осыпания – шов вподгибку с открытым срезом, шов вподгибку с закрытым срезом. Отделочные швы украшают швейные изделия – вытачки, складки, рельефы. Технология выполнения машинных швов, их условные графические обозначения.

Практические работы:

Изготовление образцов соединительных швов

Изготовление образцов краевых швов

Изготовление образцов вытачек, складок, рельефов.

Конструирование, моделирование швейных изделий (10 часов)

Фигура человека и ее измерение. Общие сведения о строении фигуры человека. Особенности строения женской и детской фигуры. Основные точки и линии измерения. Правила снятия мерок, необходимых для построения чертежей основы. Расчетные формулы. Построение чертежей прямой юбки и блузы с цельнокроеным рукавом в натуральную величину по своим меркам на миллиметровой бумаге.

Особенности моделирования одежды. Понятие о композиции в одежде (материал, цвет, силуэт, пропорции, ритм). Виды отделки швейных изделий (вышивка, аппликация, тесьма, сочетание тканей по цвету и др.). Выбор модели и моделирование изделия.

Практические работы:

Снятие мерок и запись результатов измерений.

Построение чертежей в натуральную величину по своим меркам.

Моделирование юбки выбранного фасона.

Моделирование блузы выбранного фасона.

Технология изготовления швейных изделий (24 часа)

Подготовка ткани к раскрою (декатировка, выявление дефектов, определение направления долевой нити, лицевой и изнаночной стороны). Раскладка выкройки на ткани с учетом припусков на швы. Способы раскладки выкройки в зависимости от ширины ткани.

Инструменты и приспособления для раскроя. Обмеловка. Раскрой ткани. Способы переноса контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке. Обработка деталей кроя. Правила обработки накладных карманов. Сборка изделия (скалывание, сметывание, стачивание).

Проведение примерки, выявление и исправление дефектов.

Стачивание машинными швами и окончательная отделка изделия. Приемы влажно-тепловой обработки тканей из натуральных и химических волокон. Контроль качества готового изделия.

Практические работы:

Выполнение раскладки выкроек на различных тканях.

Обработка деталей кроя.

Обработка накладных карманов.

Скалывание и сметывание деталей кроя.

Проведение примерки, исправление дефектов.

Стачивание деталей и выполнение отделочных работ.

Влажно-тепловая обработка изделия.

Определение качества готового изделия.

Выставка-ярмарка (2 часа)

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки - ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

Практическая работа:

Проведение выставки-ярмарки.

Тематический план

№ п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

класс

6

7

6

7

6

7

1

Вводное занятие

1

1

1

1

-

-

2

Швейные изделия

1

1

1

1

-

-

3

Инструменты и приспособления

1

1

-

-

1

1

4

Влажно-тепловая обработка

1

1

-

-

1

1

5

Ручные работы

2

2

-

-

2

2

6

Элементы материаловедения

2

2

1

1

1

1

7

Элементы машиноведения

3

3

1

1

2

2

8

Машинные работы

6

6

1

1

5

5

9

Конструирование и моделирование швейных изделий

5

5

1

1

4

4

10

Технология изготовления швейных изделий

12

12

-

-

12

12

Выставка-ярмарка

1

1

-

-

1

1

Итого:

35

35

6

6

29

29

Учебно - методическая, информационная, материально – техническая база

  1. Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.

  2. Бурда, - изд.Энне Бурда, журналы, 2004-2011.

  3. Волкова Н., Новоселова Т. Азбука кройки и шитья. –Феникс, 2004.

  4. «Декоративно – прикладное искусство» О.А. Кожиной, (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В. А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.] под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение 2010),Белякова О. В. Большая книга поделок / О. В. Белякова. — М., 2009.

  5. Гурбина Е. А. Занятия по прикладному искусству 5-7 классы. «Учитель», Волгоград 2010

  6. Левицкая, Л. В. Занятия по трудовому обучению / Л. В. Левицкая [и др.]. – М. : Просвещение, 2002.

  7. Маркуцкая С.Э. Тесты по технологии. «Обслуживающий труд» 5-7 классы. «Экзамен» - М.: 2009

  8. Мерсиянова, Г. Н. Швейное дело. 5–6 классы / Г. Н. Мерсиянова [и др.]. – М. : Просвещение, 2008.

  9. Межуева Ю.В. Рабочая тетрадь по технологии 6 класс / Саратов : «Лицей», 2006.

  10. Мозговая, Г. Г. Швейное дело. 7–8 классы / Г. Г. Мозговая, Г. Б. Картушина. – М. : Просвещение, 2009.

  11. Ханус, С. Как шить / С. Ханус. – М. : Легпромбытиздат, 1988.

  12. Хуравская, В. М. Десять творческих проектов для учащихся 6–9 классов / В. М. Хуравская, В. Д. Симоненко. – Брянск : НИЦ «Октид», 2000.

  13. Червякова В.Н. Технология обработки ткани. – М.: Просвещение, 1999.

  14. Энциклопедия. Шитье и рукоделие. М.:Большая Российская энциклопедия, 1998.

Оборудование и раздаточные материалы:

Швейные машины – 14 штук

Оверлог – 2 штуки

Утюг – 2 штуки

Гладильная доска – 1 штука

Ножницы – 15 штук

Набор ручных игл – 3 штуки

Наперсток – 10 штук

Сантиметровые ленты – 10 штук

Набор образцов ткани и ниток – 2 штуки

Нитки, ткань, ножницы, мелки, шаблоны, лекала, бумага – белая, цветная, миллиметровая, клей, фурнитура.

Ресурсы интернета:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Детали_швейных_изделий

http://works.doklad.ru/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/6243

http://www.poshivchik.ru/istoriya-poyavleniya-razvitiya-odezhdy.html

http://www.erudition.ru/ref/id.26125_1.html

http://festival.1september.ru/

hhttp://trudovik.ucoz.ua/load/12-1-0-360

ttp://www.openclass.ru/lessons/48792

http://wiki.pskovedu.ru/index.php/

http://www.sdelaet.ru/?page_id=72

http://www.disint.ru/one_photo.php?p=i/photogallery/dk-008.jpg

Календарно-тематическое планирование для 6 класса

№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведе-ния

Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие

1

1

Швейные изделия (1 час)

2

Швейные плечевые изделия

1

1

Инструменты и приспособления (1 час)

3

Инструменты, приспособления

1

1

Влажно-тепловая обработка (1 час)

4

Влажно-тепловая обработка (ВТО)

1

1

Ручные работы (2 часа)

5

Ручные стежки временного назначения

1

1

6

Прямые, косые сметочные стежки

1

1

Элементы материаловедения (2 часа)

7

Прядильное и ткацкое производство

1

1

8

Натуральные волокна. Их свойства

1

1

Элементы машиноведения (3 часа)

9

Бытовая швейная машина

1

1

10

Заправка верхней и нижней нити. Приемы работы на швейной машине

1

1

11

Регулирующие механизмы.

1

1

Машинные работы (6 часов)

12

Виды машинных швов

1

1

13

Стачной шов вразутюжку, взаутюжку

1

1

14

Настрочной, расстрочной швы

1

1

15

Шов вподгибку соткрытым, закрытым срезами

1

1

16

Вытачки

1

1

17

Рельефы

1

1

Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)

18

Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

1

1

19

Построение выкройки плечевого изделия

1

1

20

Изготовление выкройки плечевого изделия

1

1

21

Моделирование швейного плечевого изделия

1

1

22

Работа с журналами мод

1

1

Технология изготовления швейного изделия (12 часов)

23

Подготовка выкройки и ткани к раскрою.

1

1

24

Раскрой плечевого изделия

1

1

25

Предохранение срезов от осыпания

1

1

26

Сметывание деталей кроя

1

1

27

Подготовка изделий к примерке

1

1

28

Проведение примерки. Устранение дефектов

1

1

29

Обработка боковых срезов в изделии

1

1

30

Обработка выреза горловины

1

1

31

Обработка рукавов

1

1

32

Обработка низа изделия

1

1

33-34

Окончательная отделка изделия

2

2

Выставка-ярмарка (1 час)

1

Выставка изделий

1

1

Итого:

35

6

29

Календарно-тематическое планирование для 7 класса

№ п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Сроки проведе-ния

Вводное занятие (1 час)

1

Вводное занятие

1

1

Швейные изделия (1 час)

2

Швейные поясные изделия

1

1

Инструменты и приспособления (1 час)

3

Инструменты, приспособления

1

1

Влажно-тепловая обработка (1 час)

4

Влажно-тепловая обработка (ВТО)

1

1

Ручные работы (2 часа)

5

Ручные стежки временного назначения

1

1

6

Заметочные, потайные подшивочные стежки

1

1

Элементы материаловедения (2 часа)

7

Искусственные волокна. Их свойства

1

1

8

Ткани для постельного белья

1

1

Элементы машиноведения (3 часа)

9

Промышленные швейные машины

1

1

10

Приспособления к швейным машинам

1

1

11

Уход за швейной машиной

1

1

Машинные работы (6 часов)

12

Виды машинных швов

1

1

13

Бельевые швы: двойной, запошивочный

1

1

14

Обтачной, окантовочный швы

1

1

15

Виды карманов. Накладной карман

1

1

16

Виды складок

1

1

17

Обработка односторонней складки

1

1

Конструирование и моделирование швейного изделия (5 часов)

18

Снятие мерок для построения чертежа выкройки.

1

1

19

Построение выкройки поясного изделия

1

1

20

Изготовление выкройки поясного изделия

1

1

21

Моделирование швейного поясного изделия

1

1

22

Работа с журналами. Бурда Моден

1

1

Технология изготовления швейного изделия (12 часов)

23

Подготовка выкройки и ткани к раскрою.

1

1

24

Раскрой поясного изделия

1

1

25

Обметывание деталей

1

1

26

Сметывание деталей кроя

1

1

27

Подготовка изделий к примерке

1

1

28

Проведение примерки. Устранение дефектов

1

1

29

Обработка боковых срезов в изделии

1

1

30

Обработка среднего шва

1

1

31

Обработка пояса

1

1

32

Обработка низа изделия

1

1

33-34

Окончательная отделка изделия

2

2

Выставка-ярмарка (1 час)

1

Выставка изделий

1

1

Итого:

35

6

29

infourok.ru


Смотрите также

Оставить комментарий