Программа дополнительного образования лоскутное шитье
Образовательная программа объединения дополнительного образования «лоскутное шитьё»
Сохрани ссылку в одной из сетей:
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ №1408
«Согласовано» НМЦ ЮВОУО _____________________ «___»______________2011г | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГОУ г Москвы ЦО№ 1408 _____________________ Пашутина Татьяна Александровна «___»______________2011г |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАОБЪЕДИНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ»
Автор: В.А. Селивахина
Возраст обучающихся:11-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Преподаватель: Соловьева Светлана Васильевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тип программы: модифицированная
Вид программы: общеразвивающая
Направление программы: художественно-эстетическое
За основу взята программа В.А. Селивахиной
Источник: Образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. МГДД (Ю)Т, 2006 г.
направленность дополнительной образовательной программы
Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение учащихся к лоскутному шитью – старинному виду рукоделия, имевшему прежде широкое распространение в России.
Лоскутное шитьё давно стало самостоятельным видом декоративно-прикладного искусства. Это творческое занятие отличается, например, от шитья одежды по выкройкам, так как работа с лоскутами означает работу с цветом, фактурой ткани, с формой фрагментов орнамента. Это творческий процесс, требующий воображения, интуиции, эмоционального самовыражения. Лоскутное изделие, созданное своими руками, согревает, украшает и выражает индивидуальность. Ассортимент изделий из лоскутков разнообразен. Это подушки, коврики, прихватки, салфетки, грелки, скатерти, одеяла, куклы. Шитьё из лоскутков способствует формированию и закреплению практических трудовых навыков, развитию усидчивости, аккуратности, трудовой и творческой активности, художественного вкуса. Лоскутное шитьё помогает воспитывать экологическую сознательность у детей. Ведь для работы можно использовать отходы ткани – межлекальные выпады, остатки, старую крепкую одежду, которая вышла из моды.
Обучающиеся осваивают рациональные техники кроя и пошива лоскутных изделий, традиционные и свободные техники лоскутного шитья, изготавливают стёганое изделие из лоскутков.
новизна, актуальность, педагогическую целесообразность
Актуальность создания программы обусловлена желанием дать учащимся возможность познакомиться с лоскутным шитьём как культурной ценностью. Эта техника поможет творчески, индивидуально проявить себя.
Новизна программы заключается в том, что она нацелена не столько на обучение азам лоскутного шитья, сколько на развитие личностных качеств и психических процессов у учащихся. Лоскутная техника для учащихся является новым и неисследованным видом рукоделия, является элементом новизны в обучении рукоделию, что соответственно повышает познавательную активность учащихся. Кроме того, работы по рукоделию имеют большое значение для совершенствования общетрудовой подготовки учащихся.
Это прежде всего относится к зарисовке эскизов изделий, развитию мускулатуры и мелкой моторики рук, глазомера (необходимость выполнять стежок определенной длины, вычерчивание шаблонов, раскрой деталей).
У школьников формируется культура труда, они учатся экономно расходовать нитки, ткань, бережно относиться к инструментам, приспособлениям и материалам. Таким образом, данная программа может предлагаться как один из вариантов подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Она может рассматриваться как один из способов обучения умственно отсталых школьников видам полезного проведения досуга.
Педагогическая целесообразность: Программа развивает личностные качества и психические процессы у учащихся. Так, например, в ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Такой труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.
В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений. Изготовление изделий из лоскутов ткани большое влияние оказывает на умственное развитие детей, на развитие их творческого мышления.
цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель:
Развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
Задачи:
обучающие:
-научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники лоскутного шитья;
развивающие:
- развить образное мышление, внимание, фантазию, творческие способности, эстетический и художественный вкус,
воспитательные:
-воспитывать бережливость, экологическую сознательность;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности - настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Освоение учебной программы кружка варьируется от одного года до двух лет в зависимости от подготовленности обучающихся. Также уровень сложности программы дифференцируется по уровню обучаемости воспитанников.
По окончании основного курса обучения на занятиях кружка проводится работа по совершенствованию знаний, умений и навыков учащихся по основным направлениям кружка, указанных выше с учетом индивидуальных способностей и потребностей воспитанников.
отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Программа строится на следующих принципах обучения:
- принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучаемого («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
- принцип доступности обучения и посильности труда;
-принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
- принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
- принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
- принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
- принцип креативности: развитие творческих способностей обучаемых, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
- принцип научности;
- принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
- принцип систематичности и последовательности;
- принцип сознательности и активности обучаемых;
- принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
- принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.
Формы организации педагогической деятельности:
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- консультативная работа,
- творческая мастерская.
Воспитывающая деятельность.
Воспитательное воздействие осуществляется в форме комплексных воспитательных дел, включающих игру, элементы воспитательной (этической) беседы и индивидуальные консультации. Воспитательное воздействие усиливается эффектом «коллективного сопереживания», вызванного активным анализом результатов.
Воспитанники овладевают в системе качествами, необходимыми для жизни среди людей, учатся познавать себя, узнают о путях самосовершенствования.
На занятиях проводятся физкультминутки с целью предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника учащихся.
Методы воспитательной работы с детьми:
- методы формирования познания - убеждение, инструктаж, рассказ, лекция, этическая беседа, внушение, объяснение, разъяснение, пример, диспут;
- методы организации деятельности и формирования опыта поведения – упражнение - поручение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитательные ситуации;
- методы стимулирования – мотивация – соревнование, поощрение.
возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на учащихся среднего школьного возраста, применяемая техника шитья, доступна для детей 11-13 лет.
сроки реализации дополнительной образовательной программы
Изучение материала рассчитано на 2 гола. Задачи обучения каждого года реализуются через систему занятий на основе принципов изучения народного искусства: повтор (1 год обучения), вариация (2 год обучения).
формы и режим занятий
Программа кружка предусматривает ознакомление с историей и художественными традициями декоративно-прикладного искусства (рисунки, репродукция, изделия).
Программа обучения учитывает сложность выполнения различных видов лоскутного шитья, поэтому большое количество часов отводится тренировочным работам и проработке разных приёмов стачивания лоскутов.
При выполнении изделий используются швейная машина, иглы, булавки, ножницы, поэтому на первом же занятии руководитель сообщает учащимся необходимые правила по безопасности труда и в дальнейшем следит за их выполнением. Основной формой организации учебного процесса является учебное занятие.
Форма проведения занятий:
Инструктаж по технике безопасности.
Вводный инструктаж к началу работы.
Особенности выполнения изделия.
Беседа.
Подбор материала для выполнения работы.
Практическое выполнение изделия. Оформление.
Представление изделия.
Программа построена по принципу «спирали»: изучение новой темы начинается с повторения пройденного материала и постепенного усложнения.
В программу включены беседы и лекции по декоративно-прикладному творчеству, участие в выставках и творческих конкурсах.
Дети занимаются по 2 часа в неделю. И в первый, и во второй год обучения, дети знакомятся с историей данного вида рукоделия, изучая изделия старинных и современных мастеров по фотографиям, альбомам, книгам, посещая музеи и выставки, а также знакомясь с имеющимся методическим фондом.
ожидаемые результаты и способы их проверки
В течение учебного года учащимися разрабатывается коллекция изделий и сувениров. Дети принимают участие в отчётной выставке в секции декоративно-прикладного творчества.
1 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», свободную технику по спирали;
-способы выполнения аппликации, стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы», в свободной технике по спирали;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
2 год обучения
Учащиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и шитья ручными инструментами;
-составлять и шить узоры из треугольников и квадратов;
-техники пошива лоскутных узоров «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-способы выполнения стёжки;
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы влажно-тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Учащиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры из треугольников и квадратов, «пуфики», «витражи», «ляпачиха», «русский квадрат», «след улитки»;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-определять качество выполняемых операций, изготавливаемых изделий.
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.
Для контроля качества освоения бисерного рукоделия учащихся используются следующие формы педагогического контроля.
На занятиях по бисероплетению используются разные виды контроля:
- Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- Промежуточный – демонстрация творческих работ в школе, в округе (выставки);
- Итоговый - открытые и зачетные занятия, участие в выставках- конкурсах.
Для качественного усвоения программы с каждым учащимся ведется индивидуальная работа по отработке техники выполнения различных приемов плетения и закрепления концов проволоки и лески. Каждая созданная работа наглядно показывает возможности учащегося. С каждым ребенком отрабатываются наиболее сложные элементы. Выбирается дифференцированный подход к учащемуся, все удачи поощряются, все недочеты тактично и мягко исправляются. Контролируется качество выполнения образцов с учетом следующих критериев:
удовлетворительное качество работы и соответствие заданной схеме;
четкое соблюдение технологической последовательности плетения изделия;
оригинальность творческих работ.
Программа всех разделов кружка бисероплетения усложняется от занятия к занятию в течение 2 лет. Постепенно, создавая работы, выполненные за короткое или длительное время, наблюдается качественный и творческий рост от работы к работе. В связи с этим мы определили критерии, по которым оценивается работа учащихся на различных сроках обучения:
1-й год обучения — аккуратность, четкость выполнения изделия;
2-й год обучения — аккуратность, самостоятельность выполнения, наличие творческого элемента, профессионализм.
Формами оценки качества работы могут быть творческая защита, самооценка, коллективное обсуждение и др.
Итоговая оценка осуществляется в форме показа лучших работ на выставках. Лучшие работы отмечаются грамотами, дипломами, подарками.
Учебно-тематический план
дополнительной образовательной программы
(первый год обучения)
№ | Разделы и темы. | Количество учебных часов | ||
Раздел. | Тема. | |||
Теория. | Практика. | |||
1 | Вводное занятие. История лоскутного шитья. | 2 | 2 | |
2 | Инструменты и материалы. Правила безопасности. | 2 | 2 | |
3 | Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. | 2 | 1 | 1 |
4 | Цветовые сочетания. Техника «квадрат». | 2 | 1 | 1 |
5 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2 | 1 | 1 |
6 | Цветовые сочетания. Изготовление изделия в технике «квадрат» | 2 | 1 | 1 |
7 | Орнамент. Техника «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
8 | Орнамент. Техника «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
9 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
10 | Виды орнаментов. Изготовление изделия в технике «треугольник». | 2 | 1 | 1 |
11 | Техника «Полоска». | 2 | 1 | 1 |
12 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 | 2 | |
13 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 | 2 | |
14 | Изготовление изделия в технике «полоска». | 2 | 2 | |
15 | Изготовление традиционного узора «Колодец» | 2 | 1 | 1 |
16 | Изготовление изделия в технике «Колодец» | 2 | 2 | |
17 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. | 2 | 1 | 1 |
18 | Изготовление изделия со спиральным узором | 2 | 2 | |
19 | Изготовление изделия со спиральным узором | 2 | 2 | |
20 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 2 | 1 | 1 |
21 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | 2 | 2 | |
22 | Техника «ромбы» | 2 | 1 | 1 |
23 | Изготовление изделия в технике «Ромбы» | 2 | 2 | |
24 | Аппликация. Способы выполнения. | 4 | 1 | 3 |
25 | Выполнение аппликации. | 4 | 4 | |
26 | Выполнение стёжки. Ручная стёжка. | 2 | 1 | 1 |
27 | Выполнение стёжки. Машинная стёжка. | 2 | 2 | |
28 | Приёмы получения разных фактур. | 2 | 2 | |
29 | Изготовление творческого изделия. Выбор рисунка и материалов. | 6 | 6 | |
30 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 | 2 | |
31 | Изготовление творческого изделия. Изготовление блоков лоскутных узоров. | 2 | 2 | |
32 | Изготовление творческого изделия. Сборка изделия. | 2 | 2 | |
33 | Изготовление творческого изделия. Стёжка. Окончательная отделка. | 2 | 2 | |
34 | Экскурсии | 2 | 2 | |
Итого: | 76 | 21 | 55 |
gigabaza.ru
Рабочая программа кружка по лоскутному шитью «Лоскуток»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Видновская средняя общеобразовательная школа № 7
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Видновской СОШ №7
__________/ Казаковская О.И. /
Приказ № 254 от «29» августа 2016 г.
Рабочая программа кружка
по лоскутному шитью (пэчворк)
«ЛОСКУТОК»
для учащихся 5-7 классов
по курсу технологии
Учитель технологии:
Клейкина Евгения Алексеевна
г. Видное 2016 -2017 учебный год
Пояснительная записка
Очень популярным в последнее время становится такой вид рукоделия, как пэчворк (от англ. patchwork). Это вид рукоделия, при котором из разноцветных лоскутков ткани по принципу мозаики сшивается цельное изделие с определённым рисунком. В результате этого увлекательного процесса можно получить вполне узнаваемые изображения каких-то предметов, правильные орнаменты или непредсказуемые причудливые узоры. С помощью обычной иголки, нитки и ткани искусные мастерицы создают настоящие шедевры лоскутного шитья! Изначально лоскутки сшивались исключительно из-за экономии материала, и лоскутное шитьё имело совершенно конкретные задачи. Сегодня же лоскутное шитьё — это желание создавать красоту, а главное наслаждаться этим поистине волшебным действием. Декоративные панно, прихватки для кухни, стёганые покрывала, стилизованные лоскутные одеяла и подушки, а также модная одежда для детей и взрослых — радуют наш взор.
Существует множество видов и техник работы с лоскутками. Чтобы узнать и понять основы лоскутного шитья необходимо познакомиться хотя бы с некоторыми видами этого интересного занятия
Познакомимся с тремя основными этапами техники лоскутного шитья. Подбор исходного материала. Для начала необходимо собрать все имеющиеся остатки и обрезки тканей. Затем их нужно рассортировать по фактуре и цвету, а потом приступить к созданию схемы будущего изделия. Иногда делается наоборот: сначала задумывается узор, а затем из имеющихся или специально купленных тканей нарезаются заготовки. В этом случае первый и второй этапы просто меняются местами.
Создание эскиза будущего изделия – это второй этап, который для опытных мастериц не представляет большой сложности, потому как они в совершенстве владеют различными способами сшивания лоскутов. Начинающим рукодельницам даем совет: воспользуйтесь готовыми схемами из журналов, книг или Интернета. Выглядят они примерно так: Соединение лоскутов в цельное полотно.
Процесс соединения лоскутков включает в себя несколько этапов: сшивание отдельных фрагментов соединение в полотно готовых блоков пришивание к готовому полотну подкладки. Кроме сшивания лоскутков существует ещё и вязаный пэчворк, где при помощи крючка и контрастной нити лоскуты соединяются друг с другом.
Лоскутная техника, т. е. шитьё из лоскутков – это народное прикладное искусство, имеющее многовековую историю и богатые традиции. Не случайно у разных народов в разные времена мы встречаем изделия, ставшие истинными произведениями искусства. Как художественная работа шитьё из лоскутков по сути своей очень близко к древнему искусству мозаики. Но если мозаичное панно представляет собой элемент украшения и выполняет сугубо декоративную функцию, то изделия из лоскутков приносят вместе с тем и конкретную пользу, делают наш дом не только краше, но и удобнее, уютнее. Выдержанные в едином цветовом, сюжетном или орнаментальном решении изделия из лоскутков могут придать интерьеру помещения стилевую направленность, индивидуальность. Создаваемые изделия могут выполнять не только декоративную функцию, как, например, различного рода декоративные панно и свободные композиции, но и утилитарную: сумки, пледы, подушки, покрывала, настенные и напольные ковры.
Курс направлен на возрождение и распространение народных промыслов, национальных традиций русского народа. Изучение курса способствует развитию основ графической грамотности, образного и пространственного воображения, формируются навыки работы с чертежными инструментами и приспособлениями. Программа разработана с целью расширения и углубления знаний в области материаловедения, совершенствования умений и навыков работы на швейной машине.
Обучение учащихся должно ориентироваться на выполнение необходимых изделий для украшения интерьера, быта, одежды. Все практические работы учащихся могут быть учебными и творческими. Трудоёмкие изделия рекомендуется выполнять коллективно.
Особое внимание в процессе изучения курса необходимо обратить на знание и точное соблюдение всеми учащимися правил безопасности труда.
Программа кружка рассчитана на учащихся 5 - 7 классов общеобразовательных учреждений с общим объёмом 68 часа (изучение в объёме 2 часа в неделю). Основное содержание программы составляют практические работы (до 80% учебного времени), остальное время отводится на изучение теоретического материала.
Тематический план
№ | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | |
1-й год | коррективы | ||
1. 2. 3. 4. 5. | Вводное занятие Основы лоскутной техники Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья Участие в выставке Итоговое занятие | 1 19 36 8 4 | |
Итого: | 68 |
Программа «Мастерская лоскутного шитья» является внеурочной дополнительной программой для углубленной деятельности по технологии.
Работа кружка строится на основе знаний и умений, приобретаемых учащимися на уроках технологии в школе. Организация этой деятельности с учащимися по лоскутной пластике осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность по технологии призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, удобство в быту и духовность настоящего искусства – такова главная, сквозная идея программы.
Вначале работы школьники знакомятся с лоскутной техникой, с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. Затем, знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.
Обязательно с учащимися проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, правильной организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы, компьютер, интернет.
Основными в работе с учащимися становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях учащиеся обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
Принципы работы программы «Лоскуток» основан на: творчестве и свободе выбора ученика, индивидуального личностного - ориентированного подхода к нему, преемственности и дифференциации.
Данная программа предназначена для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. Чтобы работа кружка протекала успешно, число занимающихся не должно превышать 10-12 человек.
Цели и задачи программы
Цели: развивать творческие способности учащегося через формирование их познавательных исследовательских интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту. Углубить и систематизировать знания учащихся по национальному декоративно-прикладному искусству, включив их в общемировой контекст развития декоративно-прикладного искусства; вывести знания с уровня практического освоения материала на уровень его исторического и теоретического обобщения.
Задачи:
ознакомление учащихся с истоками и ролью народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
освоение опыта трудовой, хозяйственно-бытовой деятельности, проектирования и создания продуктов труда;
развитие познавательных интересов, творческих и организаторских способностей, трудовых, коммуникативных умений, эстетического вкуса в процессе выполнения различных видов деятельности;
воспитание трудолюбия, уважения к мастерству, аккуратности, бережливости, творческого подхода и самостоятельности, ответственности за результаты своего труда;
Для достижения поставленных целей и задач будет способствовать следующие условия:
Максимальная связь в процессе обучения теории с практикой. Изложение материала по любой теме рекомендуется вести от конкретных примеров работ мастеров к построению теоретических обобщений и заключений. Это не только придаст конкретность и весомость излагаемым теоретическим материалам, обеспечит их лучшее понимание и усвоение, но научит школьников эмоционально и осмысленно воспринимать произведения искусства, приблизит их к профессиональной точке зрения на предмет искусства, позволит учащимся включиться в процесс научного исследования, привьет им навыки искусствоведческой работы.
Ориентировка на проблемный метод обучения; сочетание коллективных и индивидуальных форм работы учащихся. Каждый блок учебного материала имеет систему заданий, выполнение которых призвано обеспечить более глубокое, прочувствованное усвоение полученных знаний, предоставить возможность реализовать (проинтерпретировать) их в индивидуальной самостоятельной работе.
Углубление изучения учебного материала за счет включения в круг изучаемых явлений произведений искусства местного (краеведческого) характера.
Расширение полученных на уроках знаний в процессе посещения музеев и ознакомления с доступными музейными коллекциями, виртуальными экскурсиями.
Ресурсное обеспечение программы
Кадры | Учитель технологии |
Материально-технические | Ручные иглы, наперсток, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, машинка швейная. |
Наглядные средства обучения | Электронные книги, журналы с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, интернет, готовые поделки в технике аппликации, «квилта», «пэчворка», «квилтинга» |
Помещение | Кабинет технологии |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема разделов, занятий | теория | прак-тика |
1 | Вводное занятие. История развития лоскутной техники. Ассортимент изделий. Цели и задачи курса. Правила безопасности труда. Технология изготовления изделий из лоскутков. Практическая работа: определение вида ткани, определение лицевой и изнаночной стороны ткани, определение направления долевой нити на ткани. | 1 ч | 1 ч |
2 | Основы лоскутной техники Изготовление прихватки. Инструменты и материалы. Изделия декоративно-прикладного искусства в интерьере современной кухни. Составление эскиза прихватки, используя готовые варианты композиций. Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере. Смётывание деталей кроя, стачивание на швейной машине. Инструктаж по ТБ. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка. | 2 ч | 16 ч |
3 | Техника лоскутного шитья Изготовление варежки-прихватки. Порядок и варианты выполнения элементов варежки. Изготовление шаблона-выкройки. Просмотр фотографий, раскрой варежки. Смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Инструктаж по ТБ. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка варежки-прихватки. Влажно-тепловая обработка. | 30 мин | 5 ч 30 мин |
4 | Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья Изготовление панно с аппликацией. Апликация из ткани. Изготовление шаблонов. Подбор тканей по цвету. Раскрой ткани. Составление композиции из элементов. Соединение частей композиции с основой. Обрамление композиции натюрморта. Отделочные работы. | 1ч | 5 ч |
5 | Изготовление сумки с лоскутным орнаментом. Виды и назначение сумок. Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей. Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Инструктаж ТБ. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка. | 1 ч | 5 ч |
6 | Выполнение изделия на свободную тему. Проектирование, выполнение и защита изделия. | 2 ч | 24 ч |
7 | Итоговое занятие | 1 ч | 1 ч |
Итого: | 68 ч |
Содержание программы (1-й год обучения)
Урок 1-2. Вводное занятие.
Цели и задачи факультативного курса. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.
История развития лоскутной техники. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлениями современной моды. Ассортимент изделий.
Урок 3-14. Основы лоскутной техники.
Рабочее место, его организация. Инструменты, материалы, приспособления и оборудование для обучения в технике лоскутного шитья.
Гармоничное сочетание тканей по фактуре, цвету. Цветовое решение изделий. Использование прокладочных материалов.
Ручные и машинные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Правила безопасности труда.
Эскиз, его разновидности, назначение, способы и правила выполнения.
Понятие о чертеже, схеме, их различия. Размеры, правила измерения.
Шаблон. Применение шаблонов, готовых выкроек. Подготовка материалов к работе. Использование шаблонов для раскроя элементов орнамента.
Практические работы:
Подбор тканей по фактуре и цвету. Изучение свойств прокладочных материалов, применяемых в технике лоскутного шитья.
Выполнение образцов ручных, машинных швов, используемых в лоскутном шитье.
Выполнение эскиза. Выполнение чертежа.
Изготовление шаблонов из картона или плотной бумаги.
Изготовление изделия в технике лоскутного шитья (мозаика из полос).
Урок 15-20. Техника лоскутного шитья.
Лоскутная мозаика. Виды лоскутного шитья. Правила безопасности труда. Базовые формы, применяемые в технике лоскутного шитья.
Шитьё из полос. Правила сборки образца по схеме «Ёлочка», «Колодец».
Шитьё из квадратов. Правила сборки образца по схеме «Шахматка».
Шитьё из прямоугольных треугольников. Правила сборки образца по схеме «Мельница», «Звезда».
Фестоны, их виды. Правила изготовления, закрепления фестонов по краю детали. Техника укладывания прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия.
Отделочные материалы в лоскутной технике. Выстёгивание, правила выполнения.
Практические работы:
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Ёлочка», «Колодец». Выполнение элементов узора. Правила безопасности труда.
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Шахматка». Выполнение элементов узора.
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Мельница», «Звезда». Выполнение элементов узора. Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья с использованием треугольных, квадратных фестонов. Закрепление фестонов по краю детали. Укладывание прямых фестонов по ярусам к центру и от центра изделия, их закрепление. Применение выстёгивания в лоскутных изделиях. Изготовление изделий. Отделка готового изделия.
Объекты труда: мозаика из полос, квадратов, прямоугольных треугольников; салфетка.
Урок 21-32. Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья.
Аппликация из ткани. Выполнение эскиза, чертежа изделия. Изготовление шаблонов, подбор тканей по цвету и фактуре. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Требования к качеству изделия. Правила безопасности труда.
Практическая работа: Изготовление изделия.
Объекты труда: прихватка, коврик, сумка, подставка под горячее, настенное панно.
Урок 33-34. Итоговое занятие.
Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год.
Тематическое планирование (2-й год обучения)
№ п/п | Тема разделов, занятий | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Дизайн интерьера комнаты. | 1 ч | - |
2 | Техника лоскутного шитья Изготовление диванной подушки Составление эскизов Изготовление выкройки в соответствии с моделью Раскрой Смётывание деталей кроя Стачивание деталей кроя Отделочные работы Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка | 1 ч | 14 ч |
3 | Изготовление панно на подарок Беседа «Дизайн интерьера комнаты». Составление эскизов, подбор лоскутков Изготовление шаблонов Раскрой Составление композиции из деталей кроя Обработка деталей кроя швом «зигзаг» Соединение деталей с основой Отделочные работы Оформление панно | 1 ч | 15 ч |
4 | Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья Изготовление лоскутной накидки, чехла на стул. Беседа «Техника «квилт» в интерьере». Составление эскизов, поиск дизайнерских решений Последовательность и технология изготовления чехла Подбор лоскутков, изготовление шаблонов Раскрой Смётывание деталей кроя Стачивание деталей кроя Определение качества готового изделия Отделочные работы Влажно-тепловая обработка | 1 ч | 15 ч |
5 | Лоскуты и фантазия: панно, коврик, одеяло ( по выбору). Беседа «Виды декоративно-прикладного искусства» Последовательность, технология изготовления изделий Заготовка лоскутных полосок Изготовление изделий Определение качества готового изделия Окончательная отделка готового изделия | 2 ч | 14 ч |
6 | Итоговое занятие. Выставка творческих работ | 1 ч | 3 ч |
Итого: | 68 ч |
Содержание программы (2-й год обучения).
Урок 1. Вводное занятие.
Цели и задачи факультативного курса. Планирование. Санитарно-гигиенические требования. Правила безопасности труда.
Урок 2-32. Техника лоскутного шитья.
Техника «Русский квадрат». Правила составления схемы. Технология выполнения. Шитьё из равносторонних треугольников. Схемы сборки изделия из равносторонних треугольников: «Снежинка», «Паутинка», «Вертушка». Разбивка схемы из равносторонних треугольников на две части и последовательность её сборки. Шитьё из многоугольников. Техника «Соты». Правила составления схемы. Шитьё из ромбов.
Шитьё на основу. Порядок сборки образца по схеме «Роза».
Отделка готового изделия. Технология обработки края изделия косой бейкой.
Практические работы:
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Русский квадрат». Выполнение элементов узора. Правила безопасности труда.
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Снежинка», «Паутинка», «Вертушка». Выполнение элементов узора.
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Соты». Выполнение элементов узора.
Выполнение эскиза, чертежа изделия в технике лоскутного шитья по схеме «Роза». Выполнение элементов узора.
Изготовление изделия. Обработка изделия косой бейкой. Отделка готового изделия.
Объекты труда: прихватка, подставка под горячее, диванная подушка, панно, картина.
Урок 33-64. Технология изготовления изделия в технике лоскутного шитья
Выполнение эскиза, чертежа изделия. Изготовление шаблонов, подбор материалов по цвету и фактуре. Раскрой. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Окончательная отделка и оформление изделия. Требования к качеству изделия. Правила безопасности труда.
Практическая работа: Изготовление изделия.
Объекты труда: комплект для кухни, мягкая игрушка, чехол для мебели, панно, коврик, одеяло.
Урок 65-68. Итоговое занятие
Выставка работ учащихся. Подведение итогов работы за год.
Прогнозируемые результаты
овладение учащимися знаний об используемых приспособлениях и инструментах, о подборе ткани по цвету и фактуре;
овладение детьми умений и навыков правильного выполнения изделия, соблюдая алгоритм работы и технику безопасной работы;
сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному искусству, шитью;
повысить активность участия детей в творческих конкурсах, выставках, научно-практических конференциях;
рост самостоятельности учащихся в приобретении новых знаний и умений.
Литература для учителя:
Муханова И.Ю. Лоскутная живопись.- М.: Олма-Пресс образование. 2005.
Джоанна Вали Берти. Лоскутное шитье. От простого к сложному.- М.: Эксмо. 2008г.
Ксения Митителло. Чудо - аппликация. - М.: Эксмо. 2006г.
Шарлотт Герлингс. Пэчворк. Пошаговые мастер-классы для начинающих/ Шарлотт Герлингс. – М.: Эксмо, 2013. – 48 с.: ил.
Волшебные узоры из лоскутков. Стежка. Традиции и современные техники.- Burda, 2007г.
Аппликация из ткани. Золотая коллекция идей. - М.: Аст - Пресс книга. 2004г.
Лариса Денисова. Изысканный лоскут. Техника. Приемы. Изделия. Энциклопедия.- М.: Аст- пресс книга. 2001.
Рики Тимс. Дизайн из полос в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.
Дейл Флеминг. Мотивы круга в квилте. Серия «Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.
Джен Кренц. Мотивы ромбов в квилте. Серия» Секреты мастерства».- М.: Ниола- Пресс. 2007.
Литература для ученика:
1. Грин М.Э. Шитьё из лоскутков: Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1981.
2. М.В.Максимова, М.А.Кузьмина. Лоскутки.- М.:Эксмо.2003.
3. Хайни М. Как научиться шить. Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2005.
4. Журнал «Мастерская на дому» № 2, 2006 г.; № 4, 2007г.
5. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Мозаика лоскутных узоров.- М.: Эксмо, 2006.
6. Журналы «Чудные мгновения. Лоскутное шитьё», №1-2,3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11- 12, 2007г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
/_____________/ Журавлева Н.В.
_______________2016 г.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Программа кружка "Лоскутное шитьё"
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» (далее – программа) имеет художественную направленность, является модифицированной. Работа кружка «Рукодельница» рассчитана на 1 год обучения и направлена на то, чтобы показать обучающимся ценность ручного труда, как источника эмоциональной духовности и культуры народов Верхневолжья. Изучение истории жизни народов Верхневолжья позволяет познакомиться с видами прикладного творчества, которые помогали людям создавать произведения искусства.Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Поэтому в последнее время художники все чаще обращаются к истокам народного искусства, органически соединяя прошлое и настоящее в одежде и предметах быта.Необходимо в процессе работы кружка показать обучающимся, что рукоделие, развивающее художественный вкус и умение, воспитывающее терпение, приучающее к аккуратности, обогащает нашу жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы.
В основе данной программы лежат:
1. Примерная программа предмета «Технология»
2. Учебно- методическое пособие для учителя: Нагель О.И. «Художествнное лоскутное шитьё». Москва, Школа- Пресс,2000г.
3.М.В.Максимова, М.А.Кузьмина Лоскутики. Г. Тверь «ЭКСМО-Пресс», 1998г.
4.И.Ю.Костикова Школа лоскутной техники. Москва, Культура и традиции,1997г.
Актуальность программы: лоскутное шитьё – вид декоративно- прикладного творчества. Как народное ремесло нашей культуры, лоскутное шитьё способствует развитию творческой личности ребёнка, воспитанию патриотизма, умению ценить общественную жизнь. Программа кружка призвана сформировать у обучающихся художественно- эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности, наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Программа является здоровьесберегающей, так как во время занятий проводится пальчиковая гимнастика, а практические работы (шитьё вручную) направлены на развитие мелкой моторики рук обучающихся.
Теоретические и практические занятия кружка призваны:
1.Познакомить обучающихся с историей лоскутного шитья народов Верхневолжья.
2.Закрепить навыки работы с инструментами и принадлежностями, тканями и материалами.
3.Научить обучающихся работать с утюгом, ножницами, иглами, соблюдая правила безопасной работы.
4.В процессе работы использовать отделочные материалы.
Цель программы: комплексное развитие творческой личности, овладение практическими умениями обрабатывать текстильные материалы с целью создания лоскутных изделий.
Задачи:
- научить традиционным и свободным приёмам шитья из лоскута, используя разные техники пошива;
-развивать творческие способности обучающихся;
-формировать технологическую культуру;
-формировать качества личности–настойчивость, терпение, аккуратность в труде.
Отличительная особенность программы: взят только один блок «Лоскутная техника».
Срок реализации: 1 год.
Возраст детей: 10-11лет.
Форма и режим занятий:1 раз в неделю 2 часа.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся должны знать:
-правила безопасности труда при работе на швейной машине и ручными инструментами;
-историю лоскутного шитья;
-техники пошива лоскутных узоров «квадрат», «полоска», «треугольник», «уголки», «ромбы»;
-способы выполнения аппликации, стёжки,
-технологию выполнения ручных и машинных швов, необходимых для пошива, приёмы выполнения влажно- тепловой обработки;
-материалы, применяемые в лоскутном шитье;
-основы композиции, особенности построения узоров из текстильного лоскута, цветовую гамму;
-требования к качеству готовых изделий.
Обучающиеся должны уметь:
-правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правила безопасности труда;
-подбирать и готовить материалы для лоскутного шитья;
-составлять и шить лоскутные узоры «квадрат», «треугольник», «полоска», «уголки», «ромбы»;
-обрабатывать, оформлять лоскутное изделие;
-делать стёжку готового изделия;
-делать аппликацию;
-определять качество готового изделия.
Форма подведения итогов:
-проведение выставок работ обучающихся в кабинете школы;
-участие в школьном фестивале «Кириллица»;
-участие в выставках городского центра детского творчества.
Содержание программы кружка «Рукодельница»:
1направление:
1.Вводное занятие.
Теоретическая часть. Знакомство с кабинетом «Швейная мастерская». Правила безопасной работы в кабинете. Беседа «Лоскуты из сундука».
Практическая работа. Ткани, необходимые для работы. Отбор тканей.
2.Стирка и утюжка лоскутных изделий.
Теоретическая часть. Сортировка лоскутов перед стиркой. Подготовка моющего раствора. Сушка лоскутов. Декатировка ткани. Цветовое сочетание в лоскутном шитье. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.
Практическая работа. Создание эскиза изделия при помощи теплых и холодных цветов.
3.Что необходимо для работы?
Теоретическая часть.Инструменты для ручных работ: иглы, наперсток, ножницы, нитки, сантиметровая лента, линейка, треугольник, миллиметровая бумага, калька, булавки.
Практическая работа. Овладение безопасными приемами работы с инструментами.
4.Назначение шаблонов (трафаретов).
Теоретическая часть. Форма и размеры шаблонов, материала из которых они изготовлены. Шаблон с «окошком» и прозрачный шаблон..
Практическая работа. Изготовление шаблонов (трафаретов) из картона или плотной бумаги.
5.Характеристика и выбор ткани.
Теоретическая часть.Ткани: хлопчатобумажные и льняные, шелковые и шерстяные, синтетические. Свойства тканей. Виды тканей по отделке: гладкокрашеные, набивные, с рельефным ткацким узором, пестротканые.
Практическая работа. Отбор хлопчатобумажных тканей для работы.
6.Ручные швы.
Теоретическая часть. Виды ручных швов: сметочные (вперед иголку, назад иголку), обметочные( косой, петельный), подшивочный.
Практическая работа. Выполнение швов на образце.
7.Ручные швы: «козлик», потайной.
Теоретическая часть. Применение ручных швов, техника выполнения.
Практическая работа. Выполнение швов на образце.
8.Как обработать углы изделия.
Теоретическая часть. Приемы обработки углов изделия. Способы обработки углов: прямого угла «под рамку», подкладочной тканью изделия.
Практическая работа. Выполнение образцов.
9.Выполняем оборки.
Теоретическая часть. Что такое «оборки»?
Практическая работа.Раскрой оборок, прокладывание стежков для сборочек, присбаривание, пришив оборки по краю изделия. Выполнение образцов.
2направление:
10.Выполнение игольницы в виде сердечка.
Теоретическая часть. Назначение и виды игольниц.
Практическая работа. Подбор ткани для игольницы, раскрой изделия по шаблону, подготовка деталей кроя к работе. ПБР с ножницами.
11.Выполнение игольницы в виде сердечка.
Теоретическая часть. Способы украшения игольниц.
Практическая работа. Сборка изделия, украшение кружевом, тесьмой, бисером.
12.Выполнение игольницы в виде шляпки.
Теоретическая часть. Подбор ткани для игольницы.
Практическая работа. Раскрой изделия по шаблонам разного размера, подготовка деталей кроя к работе. ПБР с ножницами.
13.Выполнение игольницы в виде шляпки.
Теоретическая часть. Способы украшения игольницы.
Практическая работа. Обработка краев деталей косым швом, набивка деталей, сборка деталей и украшение лентой, тесьмой или кружевом.
14.Выполнение куклы– закрутки.
Теоретическая часть. Работа с использованием линейки, мелка для раскроя. ПБР с ножницами.
Практическая работа. Раскрой изделия, обработка деталей кроя.
15.Выполнение куклы – закрутки.
Теоретическая часть. Способы изготовления рубашки куклы из хлопчатобумажной ткани, рук из лент, волос из ниток.
Практическая работа. Сборка деталей куклы. ПБР с иглой.
16. Выполнение куклы – закрутки.
Теоретическая часть. Способы украшения одежды куклы кружевом, тесьмой, вышивкой, бисером, отделка головного убора. ПБР с утюгом.
Практическая работа. Украшение одежды куклы. Влажно- тепловая обработка.
17.Организация и проведение выставки работ обучающихся в кабинете школы.
Теоретическая часть. Беседа «Что такое выставки»?
Практическая работа. Подготовка стендов для оформления выставки. Расположение и укрепление работ на стендах.
18.Экскурсия обучающихся в музей города. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения в автобусе во время движения, в залах музея во время экскурсии.
19.Экскурсия обучающихся в ГЦТТУ на выставку. Инструктаж по технике безопасности: правила поведения в автобусе во время движения, в залах центра во время экскурсии.
20.Учимся работать на швейной машине.
Теоретическая часть. Устройство швейной машины.ПБР на швейной машине.
Практическая работа. Заправка верхней и нижней нитей в машину. Намотка нитки на шпульку.
21.Машинные швы.
Теоретическая часть. Ширина шва. Обрезной край детали. Виды машинных швов: соединительные, краеобметочные. Стачной шов взаутюжку, стачной шов вразутюжку. Технология их выполнения.
Практическая работа. Выполнение образцов стачного шва.
3 направление:
22.Техника шитья из полос.
Теоретическая часть. Приемы шитья из разноцветных полос. Техника «колодец», «радужный ряд», «пашня». ПБР с портновскими булавками.
Практическая работа. Раскрой полосок по шаблонам.
23.Стачивание полосок с помощью основы.
Теоретическая часть. Основа: тонкая ткань или флизелин. Влажно- тепловая обработка ткани. ПБР с утюгом.
Практическая работа. Скрепление полосок при помощи булавок. Настрачивание полосок на основу. Утюжка швов во время работы.
24.Стачивание полосок без основы.
Теоретическая часть. Способы соединения полосок в полотно.
Практическая работа. Выкраивание деталей из полотна. Составление композиции.
25.Соединение полосок в изделие (прихватка по типу «колодец»).
Теоретическая часть. Составление схемы прихватки. Способы расположения полосок в прихватке по типу «колодец».
Практическая работа. Раскрой изделия по шаблону или при помощи линейки и мелка.
26.Соединение полосок в изделие (прихватка по типу «ЕЛОЧКА»).
Теоретическая часть. Составление схемы прихватки. Расположение полосок в прихватке «елочка».
Практическая работа. Раскрой изделия по шаблону или при помощи линейки и мелка.
27.Выполнение изделий выбранным способом.
Теоретическая часть. Сметывание и стачивание полосок в прихватку «колодец» или «елочка». ПБР на швейной машине.
Практическая работа. Раскрой обратной стороны и утеплителя прихватки. Соединение деталей прихватки. Пришив петли.
28.Техникашитьяизквадратов. Теоретическая часть. Беседа «Веселые квадратики». Использование квадратов для выполнения изделий: прихваток, салфеток, одежды для кукол, ковриков, панно. Демонстрация готовых изделий.
Практическая работа. Изготовление шаблонов из плотной бумаги или картона.
29.Соединение квадратов.
Теоретическая часть. Выбор рисунка. Составление эскиза изделия. Подбор тканей. Практическая работа. Раскрой изделия из квадратов. ПБР с ножницами.
30.Соединение квадратов в полотно.
Теоретическая часть. Способы соединения квадратов. Сметывание и стачивание деталей. Использование прокладочных материалов.
Практическая работа. Выполнение панно или коврика.
31.Двухцветная «шахматка» из квадратов.
Теоретическая часть. Ткани, контрастные по цвету. Использование гладкокрашеной и набивной тканей. Способы соединения квадратов в «шахматке»: по диагонали и в шахматном порядке.
Практическая работа.Раскрой изделия. Выполнение платья для куклы. ПБР с иглой и булавками.
32.Выполнение грелки на чайник.
Теоретическая часть. Составление эскиза грелки из квадратов или полос. Подбор ткани для работы. Утеплитель для грелки: ватин или синтепон.
Практическая работа. Раскрой изделия. ПБР с ножницами.
33.Выполнение изделия: грелка на заварочный чайник.
Теоретическая часть. Сметывание и стачивание деталей изделия: грелки, утеплителя и чехла.
Практическая работа. Соединение деталей. Выкраивание косой бейки. Окантовка нижнего среза грелки. ПБР на швейной машине.
34.Оформление и проведение выставки работ обучающихся в кабинете школы. Теоретическая часть. Подведение итогов работы за год.
Практическая работа. Подготовка стендов. Отбор работ. Укрепление работ
обучающихся на стендах.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
17ч.51ч.
Методические указания
На занятиях используются различные методы обучения – объяснительные, демонстрационные, практические.
Практические работы включают сборку образцов узоров, графические зарисовки, изготовление изделий (прихватки, подставка под горячее, грелка на чайник, панно и т.п. по выбору обучающихся).
Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, вызывает желание к последующей деятельности.
Дети учатся изготавливать изделия в лоскутной технике, при этом проявляют изобретательность, фантазию и творчество. Они знакомятся с основами композиции, видами орнаментов, цветовой гаммой и сочетаниями цветов, придумывают свои орнаменты, подбирают ткани по фактуре, волокнистому составу, цвету, учатся делать стёжку изделия, создают свои индивидуальные изделия. Работая с лоскутками, ищут более рациональные варианты их использования.
Формой активизации учебно – воспитательного процесса является посещение историко – архитектурного музея города Ярославля, музея истории города, выставок декоративно – прикладного творчества, где происходит знакомство с творчеством народных умельцев нашего края.
Лучшие работы обучающихся выставляются на выставках, ярмарках.
Итоговый контроль проводится в форме опроса, тестирования, практических занятий, самостоятельной работы и защиты проектных работ.
Направления программы.
1направление «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе обучающиеся узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Обучающиеся под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматная доска, мозаика из полос, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется знание школьной программы по технологии, дополнительное время, а главное – усидчивость. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывая практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление «Фантазии из лоскутков»
По мере усвоения обучающимися приёмов декоративно – прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у обучающихсяразвивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно – прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно- образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончании данного этапа обучающиеся должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы обучающиеся освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление «Дизайн интерьера»
На данном этапе помощь педагога становится всё более минимальной: обучающиеся осваивают составление эскизов, находят дизайнерские решения. Деятельность обучающихся приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить обучающимся себя мастерами и творцами.
Планируемые результаты освоения обучающимисяпрограммы кружка.
После изучения программы обучающиеся должны уметь:
*правильно организовывать рабочее место при выполнении работ и соблюдать правили безопасности труда;
*выполнять различные виды лоскутных сборок вручную и при помощи швейной машины;
*проводить сборку, влажно- тепловую и окончательную обработку лоскутного изделия.
Обучающиеся должны знать:
*основные этапы становления рукоделия;
*типы лоскутной техники;
*способы построения композиции лоскутного изделия;
*различные виды стежков и особенности их исполнения вручную и при помощи швейной машины;
*правила безопасности труда на швейной машине и шитья ручными инструментами.
Ресурсное обеспечение программы:
Кадры: учитель технологии Калачёва О. Н.
Материально- техническое: ткань (лоскутки), ручные иглы, швейные машины, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, линейки, утюг, гладильная доска, портновские булавки, сантиметровая лента.
Наглядные средства обучения: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике лоскутного шитья.
Помещение: кабинет швейная мастерская.
Рейнберг В. -7Б
Рейнберг В.-7Б
КорниевскаяД.-8Б
Селезнёва Е.-8Б
Корниевская Д.-8Б
Селезнёва Е.-8Б
Лебединская А.-5А
Зубова Я.-5А
УшаковаЕ.-5А
Сухогузова С.-5В
Митина Д.-5В
Пряжина А.-8А
ПряжинаА.-8А
ПряжинаА.-8А
Гордиенко А.-8А
Гордиенко А.-8а
Корчагина В.-6А
Степанова Д.-6В
Закусилова Т.-6Г
Гусева А.-6Г
Чистякова С.-6В
Жук Н.-6Г
Рейле А.-6Г
Гордеева А.-6А
Борисова С.-6А
Филиппова Л.-6В
Пасхина А.-6В
Корнилова С.-6Г
ТарабароваА.-6Б
Ахунова М.-6В
Ивашкив А.-6а
Сапрыкина В.-6Г
АстафьеваЕ.-6Б
МокичеваА.-6А
Гутарева А.-6а
Чаукова В.-6Г
Степанова А.-6В
Кондакова А.-6Г
Гутарева А.-6А
Солнцева С.-7Б
Сергеева М.-8А
СергееваМ.-8А
Карсакова А.-6Г
НикитинаМ.-6А
Лобова А.-6Г
ЧауковаВ.-6Г
infourok.ru
Программа кружка лоскутного шитья "Мастерицы"
Рабочая программа
кружка лоскутного шитья
«МАСТЕРИЦЫ»
Пояснительная записка
Лоскутная техника – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии, местным обычаям и традициям.
На протяжении веков менялись материалы и способы изготовления лоскутных изделий, создавались новые орнаменты, композиции. Незаслуженно забытые изделия ручного труда в нашей стране вновь обретают свою ценность и превосходство над серийными промышленными образцами. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности. Среди таких известных видов рукоделия, как вышивание, вязание, плетение и др., особое место занимает шитье из лоскута, корни которого уходят в далекое прошлое. Первые упоминания об искусстве соединения различных тканей встречаются в исторических описаниях, датированных XI в. Ткань — материал недолговечный, поэтому время и место возникновения лоскутной техники весьма условны. Не исключена возможность появления лоскутного рукоделия в нескольких странах одновременно. Однако принято считать, что зародилась эта техника в Англии, а затем постепенно распространилась в других местах. Изделия из лоскута стали появляться на Руси, в Европе, Америке, Австралии. Причиной появления своеобразного лоскутного шитья явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта.
Неслучайно повышенный интерес к технике лоскутного шитья в разных странах возникал именно в периоды кризисных ситуаций. Идея же геометрического подбора различных кусочков ткани берет начало от традиционного народного ремесла. Не исключено, что толчком к появлению лоскутных орнаментов послужило древнее искусство создания мозаичных композиций, дошедшее до нас из глубины веков. Недаром шитье из лоскута называют также «лоскутная мозаика». С годами отношение к такому виду рукоделия, как к вынужденному выходу из трудных жизненных ситуаций, постепенно отошло в прошлое. В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду искусства. Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества во многих странах мира. Экспозиции музеев таких стран, как США, Германия, Швеция, Швейцария, Австралия, содержат целые коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники — Patchwork.
На Руси широкое распространение занятия лоскутной техники получило во второй половине XIX века, когда в нашей стране наладилось производство разнообразнейших тканей. Кусочки ткани оставшиеся при раскрое экономные хозяйки сохраняли, а затем пускали в дело. Так стали появляться в дизайне и оформления интерьера жилья, а так же изделия, которое широко использовались в хозяйстве – мозаичные фрески, одеяла, гобелены, наволочки, сумки, одежда, куклы. Для отделки используются так же ленты, кружева, шнуры.
Имеется такая коллекция и во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достигать неповторимых колоритов. Своим разнообразием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Они применимы и для убранства кухни, спальни (салфетки, прихватки для горячего, скатерти, наволочки, одеяла, пледы) или гостиной (декоративное панно), и в качестве аксессуаров (нарядная сумка, кошелек) либо одежды (изящный летний костюм или стеганый жилет). Лоскутная техника проста и доступна каждой женщине, так как для исполнения изделий в стиле лоскутной техники не нужны какие-то особенные инструменты, материалы, навыки и умения.
Программа кружка лоскутного шитья «Мастерица» призвана сформировать у учащихся художественно-эстетический способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной творческой деятельности. Программа кружка лоскутного шитья «Мастерицы» является программой внеурочной деятельности. Организация внеурочной деятельности с учащимися осуществляется в рамках процесса становления и развития воспитательной системы. Именно внеурочная деятельность призвана наиболее полно удовлетворить потребности ребёнка в творческом самовыражении. Польза и красота, обычное, в сущности, шитьё и истинно художественная работа, бытовое удобство и духовность настоящего искусства – такова главная идея программы кружка лоскутного шитья «Мастерицы»
Программа кружка рассчитана на учащихся среднего возраста с 8 до 14 лет. Этап занятия рассчитан на одно занятие по два часа в неделю с общим объёмом 68 часов в год. Составлена на основе программы кружка лоскутного шитья «Мастерица», разработанной учителем технологии Н.Г.Шадрухиной Подосинковской средней общеобразовательной школы.
На первом занятии школьники знакомятся с лоскутной техникой «пэчворк», с материалами и инструментами для изготовления поделок, изготавливают небольшие по объёму изделия для кухонного интерьера. На втором этапе знакомятся с технологией изготовления изделий для украшения современной квартиры, создают собственные оригинальные изделия в лоскутной технике.
С первого занятия с кружковцами проводится инструктаж по правилам техники безопасности при работе с инструментами и на швейной машине, организации рабочего места.
Для объяснения теоретического материала используют таблицы, инструкционные карты, фотографии, готовые изделия, эскизы. Основными в работе с кружковцами становятся словесные методы: беседа, описание, напоминание, направленные на обучение детей анализу, поиску, умению рассуждать, находить причины удачных и неудачных решений.
На практических занятиях кружковцы обучаются технологии обработки лоскутков ткани, подбору по цвету и составлению оригинальных композиций. При проведении практических занятий с педагогом обсуждаются различные варианты выполнения заданий по образцу и замыслу, составлению эскизов, поузловой обработке, пошиве изделия.
Цели и задачи программы
Цели: овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с тканью, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса;
развивать творческие способности школьника посредством формирования их познавательных интересов, способствовать стремлению своим трудом создавать вокруг себя красоту.
Задачи:
осуществлять эмоционально-эстетическое воспитание у детей, развивать эмоциональный отклик на красоту;
формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
формировать навыки работы с тканью;
формировать чувство самоконтроля;
развивать творческое воображение, художественный вкус;
помочь детям осознать нравственные нормы и правила, формировать готовность работать на общую пользу;
развивать активную деятельность.
Направления программы
1 направление «Лоскуток за лоскутком»
На первом этапе кружковцы узнают, где можно использовать лоскутки, учатся соединять их различными способами. Дети под руководством педагога осваивают виды орнаментов, такие как шахматка, мозаика из полос, звезда, спираль, изучают цветовую гармонию. В процессе общения выясняется, что для успешного овладения навыками требуется не только знание технологии выполнения шиться, но и усидчивость. Поэтому на самом первом этапе важно поддержать любые начинания детей, показывать практическое применение даже самого маленького изделия.
2 направление «Фантазии из лоскутков»
По мере усвоения кружковцами приёмов декоративно-прикладного творчества задания усложняются, что ещё более способствует развитию творческих способностей. Постепенно у детей развивается потребность в общении с прекрасным и в жизни и в декоративно-прикладном искусстве. Поиск оригинальных решений создаёт предпосылки для развития зрительно-образной памяти, фантазии, мышления, эстетического восприятия окружающих предметов быта. По окончанию данного этапа кружковцы должны уметь выполнять простейшие чертежи, подбирать ткани в соответствии с цветовой гармонией, выполнять отделочные работы. На данном этапе необходимо, чтобы дети освоили алгоритм работы по выполнению любого изделия.
3 направление «Дизайн интерьера»
На данном этапе кружковцы осваивают составление эскизов, обучаются находить дизайнерские решения. Деятельность детей приобретает творческий характер. Изменяется и роль руководителя кружка, он становится наставником, пробуждая фантазию, помогая ощутить детям себя мастерами и творцами.
Формы и методы работы
Учитывая возрастные и психологические особенности кружковцев, для реализации программы используют различные формы и методы обучения: это рассказ, беседа, объяснение, а также практические упражнения.
Беседа – метод обучения, при котором педагог использует имеющиеся у обучающихся знания и опыт. С помощью вопросов и полученных ответов подводит к пониманию и усвоению материала, а также осуществляет повторение и проверку пройденного.
В обучении используют разновидность рассказа-объяснения, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией.
Практические упражнения – целью этих упражнений является применение теоретических знаний обучающихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию.
Педагогические технологии
Учебное занятие – основная форма организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Предела его совершенствованию нет. Главное – не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний и их обобщение.
В целом учебное занятие можно представить как последовательность следующих этапов:
1-й этап – организационный.
Задача: подготовка детей к работе на занятии.
Организация начала занятия, постановка задач, сообщение темы и плана занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность, активизация внимания.
2-й этап – проверочный.
Задача: устранение пробелов в знаниях и их коррекция.
Проверка имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.
3-й этап – подготовительный.
Задача: обеспечение мотивации обучения и принятие цели занятия.
Сообщение темы, цели занятия, постановка познавательных задач, мотивация учебной деятельности.
4-й этап – основной.
Задача определяется в зависимости от цели занятия: усвоение новых знаний; проверка понимания; закрепление знаний и способов действий; обобщение знаний.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями, показ образца формирования навыков; установление осознанности усвоения знаний, выполнение тренировочных упражнений на освоение и закрепление знаний, умений и навыков по образцу, формирование целостного представления знаний по теме и т. д.
5-й этап – контрольный.
Задача: выявление качества и уровня полученных знаний и умений, их коррекция.
6-й этап – итоговый.
Задача: дать анализ и оценку достижения цели занятия, наметить перспективу работы.
Подведение итогов занятия, формирование выводов, поощрение обучающихся за работу на занятии, самооценка детьми своей работы на занятии, информация о домашнем задании, определение перспективы следующих занятий.
Таким образом, каждый этап занятия отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами.
Материально-техническое обеспечение
Наглядные средства обучения: фотографии с изображением изделий из лоскутков, эскизы, образцы ручных и машинных швов, таблицы, готовые поделки в технике «пэчворк».
Материалы и инструменты: ткань (лоскутки), ручные иглы, нитки, ножницы, картон для шаблонов и выкроек, фланелеграф, раскройные линейки, утюг, гладильная доска, мат (подложка), роликовый нож, английские и портновские булавки, сантиметровая лента.
Помещение: классная комната
Тематическое планирование
Летняя сумка (технология - шахматка)1
5
III
«Дизайн интерьера»
3
20
12
Диванная подушка
1
8
13
Одеяло из квадратиков
1
12
14
Выставка изделий
1
Содержание программы
Тема 1. Ведение. Инструменты, материалы, приспособления
Теоретические сведения. История лоскутной техники. Ткани, основные и отделочные материалы. Инструменты и приспособления.
Практическая работа. Изготовление шаблонов.
Тема 2. Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ
Теоретические сведения. Подготовительные работы. Принципы составления схемы. Виды сборки: шитье из полос, шитье из квадратов, шитье из прямоугольных треугольников. Техника безопасности при выполнении ручных и машинных работ.
Практическая работа. Составление схемы: а) по принципу «от большей площади»; б) посредством разбивки сюжета на отдельные фрагменты
Тема 3. Ручные и машинные швы
Теоретические сведения. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
Практическая работа. Выполнение ручного соединения лоскутов.
Тема 4. Шитье из полос
Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня». Цветовое решение композиции.
Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам «Елочка», «Колодец», «Пашня».
Тема 5. Шитье из квадратов
Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схеме «Шахматка». Цветовое решение композиции.
Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схеме «Шахматка».
Тема 6. Шитье из прямоугольных треугольников
Теоретические сведения. Технология сборки изделия по схемам «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Цветовое решение композиции.
Практическая работа. Выполнение образцов сборки по схемам «Мельница», «Звезда».
Тема 7. Стежка изделия.
Теоретические сведения. Соединение трех слоев «сэндвича». Скрепление всех слоев сметкой. Особенность выполнения килтинга (стежки). Шаблоны для стежки.
Практическая работа. Соединение деталей. Ручная стежка.
Тема 8. Окантовка изделия.
Теоретические сведения. Способы окантовки изделия. Техника выполнения
окантовки.
Практическая работа: Техника выполнения окантовки.
Тема 9. Шестиугольная экспресс-прихватка
Теоретические сведения. Составление эскиза, варианты композиций
Изготовление шаблонов, раскрой ткани по шаблонам с учётом направления долевой нити. Беседа о роли изделий декоративно-прикладного искусства в интерьере
Практическая работа: Смётывание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия. Окончание обработки изделия, влажно-тепловая обработка.
Тема 10. Грелка на чайник
Теоретические сведения: Порядок и варианты выполнения элементов грелки. Просмотр фотографий, составление эскизов, изготовление шаблонов. Беседа «Элементы цветоведения: родственные и контрастные цвета.
Практическая работа: Раскрой элементов, смётывание деталей кроя с утеплителем. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Окончательная обработка грелки, влажно-тепловая обработка
Тема 11. Летняя сумка (технология - шахматка)
Теоретические сведения: Сумка с лоскутным орнаментом. Порядок и варианты выполнения сумки. Составление эскизов. Выполнение чертежа основы. Моделирование. Подбор тканей.
Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Определение качества готового изделия. Отделочные работы. Влажно-тепловая обработка
Тема 12. Диванная подушка.
Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью
Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.
Тема 13. Одеяло из квадратиков
Теоретические сведения: Составление эскизов. Изготовление выкройки в соответствии с моделью.
Практическая работа: Раскрой. Смётывание деталей кроя. Стачивание деталей кроя. Отделочные работы. Определение качества готового изделия и влажно-тепловая обработка.
Тема 14. Выставка изделий.
Прогнозируемые результаты
После изучения программы школьники должны уметь:
выполнять различные виды лоскутных сборок вручную;
выполнять различные виды стежек вручную;
проводить сборку и окончательную обработку лоскутного изделия.
Учащиеся должны знать:
основные этапы становления рукоделия;
типы лоскутного шитья, особенности их сборки;
способы построения композиции лоскутного изделия;
различные виды стежек и особенности их исполнения вручную.
Литература
Т.А.Мазурик Лоскутное шитьё Из-во Санкт-Петербург «Паритет» 2006 – 224с.,цв.ил.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 5-6, 2008 г.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 7-8, 2008 г.
Журнал «Чудесные мгновения .Лоскутное шитьё» № 9-10, 2008 г.
http://www.dublirin.com.ua/ дублиран
http://quiltstudio.ru/ лоскутное шитьё
Календарно-тематическое планирование
2
Техника лоскутной мозаики. Техника безопасности при выполнении работ.
2
1
1
3
Ручные швы, их использование в лоскутном шитье.
5
1
4
4
Шитье из полос
4
1
3
5
Шитье из квадратов
4
1
3
6
Шитье из прямоугольных треугольников
4
1
3
7
Стежка изделия
3
1
2
8
Окантовка изделия
3
1
2
«Фантазии из лоскутков» 18 ч.
9
Шестиугольная экспресс-прихватка
6
1
5
10
Грелка на чайник
6
1
5
11
Летняя сумка (технология «шахматка»)
6
1
5
«Дизайн интерьера» 23 ч.
12
Диванная подушка
9
1
8
13
Одеяло из квадратиков
13
1
12
14
Выставка изделий
1
-
1
infourok.ru