Построение выкройки основы платья по злачевской
Выкройка платья: построение основы
В этой статье вы не найдёте готовых выкроек и схем, но обнаружите нечто более полезное: вы освоите построение выкройки основы платья. Шитьё – это один из самых приятных и лёгких видов искусства, который, ко всему прочему, приносит практическую пользу. Что? Вы мне не верите? Я готова утверждать, что единственная причина, по которой швейное мастерство показалось вам недостижимой целью – отсутствие соответствующей литературы.
В интернете можно найти массу готовых эскизов. Но такое положение вещей мешает мастерицам совершенствовать своё умение. Ведь без базовых знаний невозможно научиться виртуозно владеть нитками и швейной иглой. В шитье как в музыке – не зная нотной грамоты сложно сыграть новую композицию. Возможно, но очень сложно. Но зачем эти трудности? Построение выкройки – тот самый необходимый базис, который поможет вам продвинуться в швейном мастерстве.
Выкройка – это несложно
Многие из вас, кто пробовал самостоятельно сшить платье, останавливались в самом начале пути, испугавшись сложных схем и исчислений. И немудрено! Порой в интернете можно найти настолько сложные творения, что даже опытный мастер задумчиво почешет затылок. Что уж говорить про новичка. Но сейчас у вас есть возможность начать всё с нуля. Забудьте всё, что вы видели и читали о построении выкройки. Основа метода, который будет рассматриваться в статье, спасёт вас:
- от путанных вычислений;
- непонятных формул, больше похожих на алхимические символы;
- от страшной и непонятной буквенно-цифровой паутины, оплетающей большинство базовых выкроек платья.
Почему в последнем пункте было указанно именно на платье? Потому что ваше обучение начнётся именно с этого изящного элемента женского гардероба. А чтобы окончательно развеять все ваши сомнения и страхи – отправимся в увлекательное путешествие по выкройке.
Основы основ или что такое выкройка
Построение выкройки платья очень похоже на создание слепка. Впоследствии любое изделие, созданное по собственному чертежу, будет идеально сидеть на вашей фигуре. Такое моделирование повторяет каждый ваш изгиб и особенность тела, становясь подобием отпечатка пальца. Поэтому, если вы хотите, чтобы сшитый наряд смотрелся безукоризненно – всегда создавайте индивидуальную выкройку для каждого нового клиента. Все фигуры уникальны – это нельзя игнорировать.
Если вы планируете шить одежду для себя, то благодаря единожды правильно построенной выкройке вы сможете сшить себе абсолютно любой наряд. Какую бы модель вы ни предпочли, своеобразный слепок поможет вам в её создании. Теперь вы понимаете, как важно научиться создавать выкройки? Основа платья для начинающих – это козырь, который позволит очень быстро создавать уникальные модели.
Чудеса моделирования
Вы когда-нибудь задумывались, как законодатели мод придумывают свои модели? Неужели всё начинается с построения базовой выкройки? Именно так. Сначала создаётся базис и уже только потом творец может включить фантазию и добавить к схеме свои идеи. Как это работает? Разберём на практическом примере.
Найдите в интернете выкройку классического платья-футляр. Обратите внимание на фасон и то, как материал облегает фигуру модели, напоминая гипсовый слепок. Сшив такое платье по своей выкройке вы получите такой же вариант, только подходящий именно для вашей фигуры. Но в чём же суть моделирования? Сейчас объясню.
А теперь обратите внимание на любые другие модели платьев. Удивлены? Именно платье футляр лежит в основе создания абсолютно всех модифицированных моделей. Присмотритесь внимательнее и вы убедитесь в этом сами.
Всё ещё сомневаетесь? Попробуйте поэкспериментировать самостоятельно. Предлагаю вам немного изменить верх платья футляра и построить его новым способом. Например, пускай верх платья будет держать на плечах круглая кокетка. Лиф выполним в виде встречных треугольников, расположенных внахлёст. А теперь посмотрим что получилось. Удивлены? Платье совсем другое, но суть осталась прежней. По этому принципу строятся все дизайнерские новшества в мире моды.
Можно экспериментировать и в другом направлении, например, сделать его крой прямым или более свободным и удлинить линию плеч. Такой эксперимент поможет создать нечто кардинально новое и перестать бояться экспериментов. А теперь приступаем к самому интересному: нам необходимо понять из чего же состоит выкройка. А главное, как её построить.
В чём суть метода
Моя задача не дать вам подробное руководство по типу: проложить прямой путь из пункта А в пункт В и т. д. Нет, я хочу дать вам возможность почувствовать выкройку, выявить суть моделирования. Таким образом, вы сможете научиться видеть суть вещей, а это одно из главных умений швейного ремесла. Вы должны осознать и увидеть насколько простые модели выкроек лежат в основе сложнейших тканевых конструкций.
Сейчас вам не нужно ничего чертить, нужно только набраться терпения и проследить весь путь по выкройке. Мы разберёмся в назначении каждой из линий, выясним, почему она находится именно в этом, а не другом месте, и зачем её рисуют именно так.
Для чего это нужно? Подробная экскурсия поможет избавиться от всех ненужных страхов, вдохновит на новые свершения и эксперименты. Понимание основ даёт огромный рывок для покорения новых высот. Поэтому не стоит этим пренебрегать.
Мудрецы говорят: «Мы боимся только того, чего не можем понять и объяснить логично. Но как только пугающая нас вещь становится нам понятной – она перестаёт вызывать у нас страх». Давайте развеем все сомнения, обуздаем страхи и с новыми силами ринемся в бой. Итак, вам понадобится:
- 30 минут на разбор теории;
- 20 минут на построение выкройки.
Да, после подробного изучения базиса вам не нужно будет корпеть над выкройкой долгие часы. Это действие станет простым и понятным. Приступаем!
Выкройка основа: подробный осмотр
Откуда берётся выкройка-основа платья? Обычно это те самые непонятные половинки платьев, которые в изобилии можно найти в интернете. Мы тоже нарисуем подобное, но уже с полным пониманием дела.
Что находится на чертеже:
- половина детали спинки;
- половина детали переда.
Половинки передней и задней части, на профессиональном языке, называются «полочками».
Дополнительно на чертеже присутствуют:
- вытачка;
- пройма – линия отверстия для рук.
При построении выкройки-основы уделите пройме особое внимание. Она не должна быть слишком маленькой и прямой. Идеальный размер – это когда пройма не впивается в руку и не тянет, чтобы рукав не блокировал движения. Моделируя свою, дизайнерскую пройму, не уменьшайте размер, обозначенный на вашей выкройке-основе. Вы можете увеличивать размер, добавлять декоративные элементы, замысловатые рукава и сгибы, но ни в коем случае не уменьшайте допустимый минимум. Это главное правило, которое следует учитывать при моделировании пройм.
Вытачки бывают следующими:
- Плечевая вытачка – необходима, чтобы материал не собирался на уровне шеи в импровизированный горб. При правильном построении плечевой выточки ткань плотно прилегает к телу и повторяет изгиб позвоночника.
- Талиевая вытачка – помогает приталить платье. Вопреки распространённому мнению платье приталивается со всех сторон, а не только по бокам. Чтобы это получилось, лишняя ткань защипывается и прячется внутрь вытачки. После этого края зашивают.
Плечевая вытачка видна не всегда. В некоторых моделях её переносят ближе к молнии или краю проймы. А там, где необходимо сделать рукав просто срезается угол. В таком варианте пройма остаётся невидимой, так как лишняя ткань обрезается, а не прячется. Вшивается ткань возле полочки, в области вшива застёжки-молнии или в том месте, где будет пришиваться рукав.
Обратите внимание: если вы шьёте из стрейчевой ткани, то делать вытачки необязательно. Такая ткань очень пластичная и легко повторяет изгибы тела. К тому же она самостоятельно ужимается в области плеч, талии и не блокирует рукав.
Вытачки на передней полочке
Если мы шьём платье для взрослой девочки, то силуэт верхней части передней полочки должен иметь выпуклость. Вытачка на передней части плеча обеспечивает эту выпуклость в грудной зоне. Рассмотрим на практическом примере. Задача: превратить плоский кусок ткани в выпуклый.
Начинать работу необходимо с создания вытачки. Как это сделать:
- Попробуем сделать вытачку на круге из картона. Для этого рисуем на плоской геометрической фигуре вытачку.
- Защипываем лишнюю бумагу внутрь.
- Вершина выпуклости будет находиться в том месте, куда указывает остриё вытачки.
- Выпуклость готова.
Для наглядности то же самое можно повторить на картонном эскизе грудной полочки. В работе с тканью остриё грудной вытачки будет находиться там, где обычно расположен купол бюстгальтера или сосок.
Если платье было смоделировано не по вашей собственной выкройке, силуэт может «съехать» в области груди. Это происходит из-за того, что остриё вытачки направлено мимо вашей груди. Я думаю многие из вас сталкивались с такой проблемой, выбирая новый наряд в магазине. Массовая продукция изготавливается по стандартным лекалам. Поэтому силуэт платья, сшитого по вашей выкройке, всегда будет выглядеть привлекательнее покупного.
Обратите внимание, что на большинстве платьев грудную вытачку делают не на плече, а немного ниже подмышечной впадины. Этот приём позволяет спрятать вытачку и сделать платье красивее. Вытачка, расположенная в этом месте, прикрывается рукой, поэтому её невозможно заметить во время носки.
При построении нашей выкройки, мы рисовали вытачку на плече только потому, что так удобнее и нагляднее. Но для моделирования платья её необходимо перенести ниже подмышечной впадины. Для этого не нужно рисовать новую выкройку, перенос производится очень легко.
Рассмотрим процесс схематично на куске картона:
- Вырезаем картонную выкройку с плечевыми вытачками. Кладём её перед собой.
- С левой стороны, на 5-7 см ниже проймы ставим точку. От неё ведём линию к острию прежней вытачки. Повторяем то же действие зеркально с правой стороны.
- Надрезаем картон по линиям, не затрагивая примерно 2 см до острия вытачки.
- Одним движением приподнимаем надрезанную часть, закрывая прежнюю вытачку.
- Таким образом, мы открыли новую подмышечную вытачку.
Базис о линиях
Для чего нам нужны линии в выкройке? В первую очередь для ориентиров. Например, линия груди – основной ориентир при моделировании платья. На этой линии мы заканчиваем:
- вытачку спины на талии;
- вытачку переда на талии необходимо закончить не доходя четырёх см до грудной линии;
- вытачка переда заканчивается на грудной линии;
- нижние края пройм также проходят через грудную линию.
Она является основным ориентиром при построении вытачек талии на передней и задней полочке. При этом самая широкая часть вытачки также находится на талии.
Линия бёдер помогает построить расширяющийся подол. В классическом варианте подол расширяется в 1,5 см с правой и левой стороны. Такое построение предотвращает трение платья о тело при ходьбе, а также устраняет возможные перекосы.
В некоторых вариантах подол расширяется больше, чем в классической модели. Этот вариант применяется в случаях, когда обхват бёдер модели шире обхвата груди. В этом случае расширение производится исходя из величины разницы между бёдрами модели и её груди. Зная основы, построение выкройки уже не кажется такой сложной задачей. На этом этапе вы уже можете начать моделировать своё первое платье. А благодаря полученным знаниям это занятие перестанет быть таким утомительным и долгим.
Среди популярных техник построения выкройки следует выделить:
- методику Галлии Злачевской;
- методику построения по «Мюллер и сын».
Чем они знамениты? Наглядностью примеров и простотой объяснений. Самой простой и понятной считается методика Галии Злачевской. Её мы и рассмотрим в первую очередь.
В отличие от большинства методик, метод Злачевской не вынуждает начинающих рукодельниц изучать все типажи фигур, как рекомендуют другие мастера швейного дела. В методике Злачевской построение выкройки-основы делается сразу по индивидуальной фигуре обшиваемой модели.
Главное отличие метода: кроме привычных мерок, в построении появляются так называемые глубинные мерки. Это отклонение выпуклых точек лопаток, груди, бёдер. Отклонение измеряется от талии по горизонтали и вертикали. Метод имеет минимум сложностей, а ещё больше упростит работу специальная линейка Злачёвской. Она поможет точно измерить все нюансы обшиваемой фигуры.
Основная задача начинающего мастера в этом методе: научиться моделировать выкройку-основу используя мерки. Однако контроль производится на модели, плотно сидящей по фигуре. Подобная основа помогает увидеть размер растворов вытачек, количество рельефов, а также их направление. Способ подходит для создания моделей с эффектом полного облегания.
Дальнейшая работа заключается в правильном использовании прибавок на свободное облегание. Это поможет в кратчайшие сроки начать самостоятельно моделировать платье для выбранной фигуры.
Метод Мюллера более трудоёмкий и сложный для понимания. А также, следует учитывать, что это японский метод построения, который больше подходит для моделирования платьев на стройную или сухую фигуру.
В методе предложено два варианта построения:
- на типовую фигуру (массовое производство);
- индивидуальный пошив.
При моделировании выкройки для индивидуального пошива используются:
- индивидуальные мерки;
- расчётные величины.
Особенность метода: существенные отклонения от типовой фигуры выявляют контроль расчёта вспомогательных размерных признаков. В методе особое внимание уделяется графическому способу изменения основы. Это применяется только для фигур с отклонениями от типовой фигуры.
Методика преподносится плавно, от простого к сложному. Поэтому при наличии терпения и усердия, способ построения освоит даже начинающая швея. В методике предоставляется минимальное количество таблиц и максимальное количество практического материала.
Какую бы методику для построения своих выкроек вы ни выбрали – знание базиса поможет в кратчайшие сроки освоить выбранное направление. Главное: не бояться экспериментировать и как можно больше практиковаться.
1igolka.com
Портной плюс…
Построение основы юбки по методике Г.Злачевской
Мы все знаем, что при построении выкройки любой юбки, необходимо иметь, проверенную и хорошо сидящую основу. Любая из этих юбок может быть смоделирована, имея основу Г.Злачевской
.
...
Идеальная юбка
Расчет основы прямой юбки с идеальной посадкой. Для этого снимем мерки, используя инструкцию .
Снятие мерок по методике Галии Злачевской
Будем в дальнейшем использовать для расчета следующие данные:
Окружность талии 76
Окружность бедер 106
Длина юбки сзади 104
Длина юбки сбоку 105
Длина юбки спереди 103
Для построения чертежа введем сокращения:
Ст – полуокружность талии 38
Сб – полуокружность бедер 53
Дюсз – Длина юбки сзади 61
Дюсб – Длина юбки сбоку 62
Дюсп – Длина юбки спереди 60
Прибавки на свободу облегания.
По талии на свободу прибавляем: Пт= 0,5 –1,0 см.
По бедрам прибавляет 1 см. Для раскроя подкладки эту прибавку давать не будем, чтобы подкладка обтягивала фигуру.
Совет из книги Г.Н. Александровой «Модели женских юбок»
Прибавка по бедрам зависит от полноты фигуры:
Об= 96см – 100см => Пб= 0,5см
104см – 108см => Пб= 1см
112см – 116см => Пб= 1,5см
Свыше 120см => Пб= 2см
Для построения чертежа используем ту же сантиметровую ленту, которой снимали мерки.
1. Строим прямой угол в левом нижнем углу с вершиной в точке Н.
2. Ширина юбки: НН1 = Сб + Пб = 53 + 1 = 54
3. Длина юбки сзади: НТ = Дюсз = 61
4. Отмечаем линию бедер. ТБ= 18-19 см проводим горизонтальную линию ББ1=Hh2.
Цифра ТБ усредненная. Если Вы считаете свои ягодицы слишком высокими (низкими), попросите измерить Ваше расстояние от линии до максимального выступа ягодиц.
При несимметричной фигуре эта мерка может отличаться для разных половинок и строят две разных половинки заднего полотнища юбки, отличающиеся положением линии бедер.
5. Ширина заднего полотнища: НН2 = НН1 : 2 — 1 = 54: 2 — 1 = 26
.
Совет из книги Г.Н. Александровой:
смещение бокового шва в сторону заднего полотнища для маленьких размеров, объем бедер (ОБ меньше или равно 104), не нужено.
Для средних размеров, до ОБ=116 – смещение на 1см (используется в пункте 5)
Для больших размеров, ОБ более 116 – смещение 2см
6. Из Н2 проводим вертикальную линию и откладываем на ней длину юбки сбоку. Н2Т2 = Дюсб = 62.
Из Н1 по вертикали откладываем длину юбки спереди: Н1Т1 = 60
7. Точки Т1, Т2 и Т соединяем прямыми линиям. Это положение линии талии. Оформить плавной линией с легким прогибом вниз.
8. Вытачки. Определяем сумму растворов передней и задней вытачек:
СУММАв = (Сб + Пб) — Ст = (53 + 1) — 38 = 16
9. Раствор боковой вытачки составляет половину этой суммы:
Т3Т4= СУММАв : 2 = 16 : 2 = 8 (от точки Т2 откладываем вправо и влево поровну)
Соединим точки Т3 и Т4 с Б2
Линию бока сделаем плавной (для пропорциональной фигуры): Т3Б2 и Т4Б2 делим пополам и восстанавливаем по маленькому перпендикуляру, откладываем на каждом 0,5 см. Проводим через эти точки плавные линии бедра.
10. Остаток СУММАв делим на три части. Одна часть идет на переднюю вытачку: 8 : 3 = 2,7 Две части — на заднюю: 2,7 х 2 = 5,4 11. Место положения вытачек на линии талии (для пропорционально сложенной фигуры): участок линии талии от середины заднего полотнища до боковой вытачки (ТТ4) делим пополам и от точки деления проводим прямую, перпендикулярную линии талии. Это середина вытачки, ее внутренний сгиб. На заднюю вытачку приходится 5,4 см, значит вправо и влево от середины вытачки откладываем по 2,7 см. Средняя длина задней вытачки — 14-16 см.
Совет из книги Г.Н. Александровой
Вытачки зрительно расширяют или сужают фигуру. При узких бедрах их лучше сместить на 1-2см в сторону боковой линии. А при полной фигуре, напротив, на 1-2см сместить к середине переда.
12. Аналогично оформляем и переднюю вытачку. Длина передней вытачки значительно меньше: 9-11 см.
Совет из книги Г.Н. Александровой
При плоском животе переднюю вытачку лучше сместить на 1-2см в сторону боковой линии. При выступающем животе, напротив, на 1-2см сместить к середине переда.
Для пропорциональной фигуры вытачки оформляются линиями с незначительным прогибом (0,1 – 0,2см) от середины внутрь вытачки.[url]http://www.season.ru/sovety/modeling/yubki/vik_jubki.html[/url]
Юбка на асимметричную фигуру
Для понимания материала необходимо обязательно прочесть статью «Изучение и описание фигуры. Юбка Злачевской».
[url]http://www.season.ru/sovety/sozd_vikr/galia/ub_zlach.html[/url]
Небольщую асимметрию левой и правой части тела могут заметить многие дамы, внимательно рассматривая себя в зеркало. Разная высота плеч, кривизна бедер и выпуклость груди – много всяких «чуть-чуть» делают нас нестандартными.
Однако, при изготовлении одежды факт асимметрии принято скрывать, и плечевые изделия выполняют по наиболее высокому плечу, скрывая различный скос плеча за счет толщины плечевых накладок.
Другое дело юбки. Область талии (пояса) является опорной, поэтому и изделия называют поясными. Юбка должна плотно облегать талию и бедра, четко «сидеть» на выпуклых точках. Тогда она не будет смещаться при движении, крутиться и задираться вверх. Особенно важна точность построения при явной асимметрии фигуры.
Снятие мерок при асимметричной фигуре.
Перед нами дама с разной крутизной бедер слева и справа и разной выпуклостью живота – Ксения. Уже на этапе снятия мерок работы у вас прибавится.
Необходимо отдельно промерить левую и правую части тела, внимательно снимая значения х-ов и у-ов. Возможно, различными окажутся измерения длин по левому и правому боку.
Все расчеты и измерения по левому боку будем сопровождать индексом Л, а по правому индексом П.
Значение поперечного диаметра бедер D снимем с учетом наибольшей выпуклости живота. Она у нас слева ПХ=5. Итак, мерки сняты:
Левая пол-на Правая пол-на ДП=102
ПХЛ=5 ПХП=4 ДБЛ=103 ДБП=104
БХЛ=4,5 БХП=б Д3=106,5
ЗХЛ=8,5 ЗХП=8,5 ОТ=107
ПYЛ=8 ПYП=6 ОБ=141
БYЛ=15 БYП=18 Д=45,5
ЗYЛ=19 ЗYП=19 d=32
Различие в измерениях ПХЛ и ПХП говорит о разной выпуклости живота.
Разница в мерках БХЛ и БХП – о различной кривизне бедер. Заметьте также и разную высоту бедер.
Выполнение расчетов.
Поскольку фигура асимметричная, расчет и построение выполняем целиком на все изделие в разворот.
Выполним расчет вытачек: S=ОБ-ОТ=141-107=34
На всем изделии их шесть: две передних, две боковых и две задних. Поскольку измерения ЗХ слева и справа одинаковы, можем предположить, что и растворы задних вытачек слева и справа также будут одинаковы.
Расчет вытачек на левую половину.
РПЛ=ПХЛ*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=4,65
РБЛ=БХЛ*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=4,5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=4,19
РЗЛ=ЗХЛ*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=8,5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=7,91
Расчет вытачек на правую половину.
РПП=ПХП*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=4*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=3,72
РБП=БХП*S: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=6*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=5,58
РЗП=ЗХП*s: (ПХЛ+БХЛ+ЗХЛ+ПХП+БХП+ЗХП)=8,5*34:(5+4,5+8,5+4+6+8,5)=7,91
Нам пригодится сумма вытачек по левой половине, подсчитаем ее: 4,65+4,19+7,91=16,75
Сумма вытачек по правой половине юбки равна: 3,72+5,58+7,91=17,21
Всего шесть вытачек. Выполним проверку:
РПЛ+РБЛ+РЗЛ+РПП+РБП+РЗП=4,65+4,19+7,91+3,72+5,58+7,91=34=S
Первый этап работы закончен, выполнен точный расчет вытачек с учетом асимметрии фигуры. Если шить юбочку с одним швом, например, сзади, приведенного выше расчета достаточно для идеальной посадки на фигуре.
Вопрос определения ширины полотнищ изделия встает, когда у модели юбки должны присутствовать боковые швы и точно определенная линия середины переда.
Выполняя построение на симметричную фигуру, мы отдельно рассчитывали ширину передних и задних полотнищ юбки, объясняя это различной выпуклостью живота и ягодиц. У нас была выведена формула для расчета участка ОО1.
ОО1=Д:2-(d:2+ПХ) или ОО1=(ЗХ-ПХ):2 На фигуре модели также значения X-ов спереди и сзади отличаются с обоих боков.
ПХЛ=5, а ЗХЛ=8,5 – с левого бока. Справа – ПХП=4, а ЗХП=8,5.
Учтем это расчетом участка ОО1 (используем бОльшее значение мерки):
ОО1=Д:2-(d:2+ПХ)=45,5:2-(32:2+5)=1,75 На нашей фигуре положение осложняется еще различной кривизной бедер. На наиболее выпуклое бедро потребуется больше ткани. В переводе на язык конструирования это означает, что ширина переднего левого полотнища будет меньше, чем ширина переднего правого полотнища юбки. В свою очередь ширина заднего левого полотнища будет меньше ширины заднего правого полотнища изделия. Таким образом, все четыре полотнища юбки будут иметь различную ширину, которую надо рассчитать. Как это выполнить?
Вы помните, как подробно мы останавливались на рачете участка ОО1 в предыдущей статье в главе «Прикладная геометрия».
В этой статье мы рассмотрели фигуру сбоку и рассчитали ОО1 от значений ПХ и ЗХ. Вам знаком рисунок
Представьте теперь, что это взгляд на фигуру спереди. И вы видите не выпуклость живота и ягодиц, а кривизну бедер. Ваша задача рассчитать ширину участка между вертикалями. Обозначим их буквами А и А1 от слова асимметрия, так как необходимость в этом расчете возникает только при асимметричной фигуре.
Формула для расчета АА1 аналогична формуле для расчета ОО1. Только вместо отклонений наиболее выпуклых точек по переду и сзади, подставим значения отклонений по левому и правому бедру или значения БХЛ и БХП.
АА1=(БХП-БХЛ):2=(6-4,5):2=0,75 Теперь можно рассчитать ширины полотнищ. Общая закономерность такова: со всех передних деталей вычитаем OО1, на все задние добавляем ОО1, со всех левых вычитаем (АА1:2), на все правые прибавляем (АА1:2). Расстояние между вертикалями А и А1 делим на два, чтобы не идти на поводу у фигуры и не подчеркивать асимметрию.
Ширина передней левой детали=ОБ:4-ОО1-АА1:2=141:4-1,75-0,375=33,125
Ширина передней правой детали=ОБ:4-ОО1+АА1:2=141:4-1,75+0,375=33,85
Ширина задней левой детали=ОБ:4+ОО1-АА1:2=141:4+1,75-0,375=36,625
Ширина задней правой детали=ОБ:4+ОО1+АА1:2=141:4+1,75+0,375=37,375
Выполним проверку. Сумма всех ширин полотнищ должна равняться обхвату бедер.
33,125+33,85+36,625+37,375=141 что и требовалось.
Для распределения боковой вытачки необходимо найти левую и правую дуги по талии. На асимметричных фигурах они разные.
Для этого из суммы ширин левых полотнищ надо вычесть сумму левых вытачек и разделить полученное значение на два: (69,75-16,75):2=26,5
Итак, левая дуга по талии на фигуре равна 26,5, тогда дуга на чертеже равна дуге на фигуре плюс раствор вытачки или: 26,5+РПЛ=26,5+4,65=31,15
Вычитая из ширины переднего левого полотнища дугу по талии на чертеже, получим часть левой боковой вытачки, которую надо убрать с переднего левого полотнища. В цифрах это выглядит так: 33,125-31,15=1,975
Следовательно распределение боковой вытачки следующее:
1,975 см убирают с переднего полотнища, а с заднего РБЛ-1,975=2,22 см.
Выполним проверку по задней детали. Ширина заднего левого полотнища минус левая дуга по талии и раствор задней левой вытачки должен равняться части боковой вытачки, которую необходимо убрать с заднего левого полотнища.
36,625-(26,5+7,91)=2,22
Распределение боковой вытачки также посчитаем и для правой части изделия.
Правая дуга по талии=(71,22-17,21):2=27 см
Дуга по чертежу: 27+РПП=27+3,72=30,72 см
Часть правой боковой вытачки, которую убираем с переднего полотнища:
33,85-30,72=3,13 см
Часть правой боковой вытачки, которую убираем с заднего полотнища:
5,58-3,13=2,45 см
Проверка по задней детали: 37,375-(27+7,91)=2,45 см.
Расчеты окончены. Теперь вы не только сможете посадить юбку на асимметричную фигуру точно определив расворы вытачек, но рассчитаете ширину каждого полотнища юбки отдельно. На практике это гарантирует четкое вертикальное расположение боковых швов, несмотря на различную кривизну бедер.
Выполняем построение.
Построение начинайте с линии низа. Затем определите середину передней детали, влево отложите ширину левого переднего полотнища, вправо ширину правого переднего полотнища. Поднимите соответствующие вертикали боковых швов. И так далее, постепенно, откладывая соответствующие ширины и вертикали, вы формируете сетку чертежа. Нанесение вытачек ничем не отличается от построения обычной юбки.
[url]http://www.season.ru/sovety/sozd_vikr/galia/asim_yubka.html[/url]
А это еще приложение от Галии Злачевской по построению юбки по индивидуальным меркам.
Здравствуйте дорогие Дамы! С Вами — как всегда — Галия Злачевская.
В прошлый раз мы завершили построение «облипочки». Чертеж выполнен на конкретную Марью Ивановну с учетом ее индивидуального телосложения. «Юбочка-облипочка» симпатично обтянула крутые бедра своей хозяйки, без перекосов и заломов расположилась на выпуклых ягодицах, и даже небольшой животик удобно занял выпуклость, которую образовала для него передняя вытачка. Строгая вертикаль бокового шва просто глаз радует! Заказчице — комфортно, закройщику — приятно, портному — удобно! Можно сразу нести вещь «под машинку», и шить.
Хороша фигура у Марьи Ивановны. Про такие женственные формы в народе говорят: «Всё на месте». А как у вас?
Из многочисленной почты я выбрала несколько поучительных примеров, которые предлагаю разобрать вместе.
Марья Ивановна была нашим первым примером, поэтому девушку Лиду будем считать примером № 2. Итак, Лида прислала нам свои мерки:
ПХ=0 ПY=0 ДП=90 ОТ=73
БХ=5 БY=11 ДБ= 92ОБ=85
ЗХ=0 ЗY=0 ДЗ=90
Кому-то такие измерения могут показаться странными или невероятными. Могут ли вообще быть такие мерки? Могут! У фигуры могут быть любые особенности! Поэтому поверим Лиде на слово, и будем работать с тем, что она нам дала.
На примере Лиды научимся делать прибавки.
В юбках делают прибавки к обхвату талии и обхвату бедер. При правильно снятых с фигуры мерках ОБ и ОТ, достаточно на свободу облегания прибавить по два см к каждому обхвату. «На свободу облегания» значит, чтобы дышалось легко, чтобы можно было выпить стаканчик чаю, и присесть, не расстёгивая пуговки. Если кто-то этого — есть, пить, сидеть и дышать — делать не собирается, можно от прибавок по талии отказаться.
Итак, добавив 2 см к талии, получаем: ОТ=73+2=75 см.
При изготовлении изделий из эластичных тканей, прибавка по бедрам может равняться нулю. Однако использование таких тканей является частным случаем.
Прибавка к бедрам может быть более 2 см в том случае, если юбку предполагается одевать поверх нескольких слоев одежды, что в нашем суровом климате — обычное дело. В учебных целях рассмотрим самый распространенный вариант, когда прибавка равна 2 см: ОБ=85+2=87 см.
Перейдем к расчетам Лиды. Так как вы внимательно изучили наши предыдущие выпуски, мои комментарии будут краткими.
Сумма передней, боковой и задней вытачек:
S=(87-75):2=6 см
Значения обхвата бедер и обхвата талии подставляются в формулу с учетом прибавок.
Теперь рассчитываем растворы вытачек:
РП=0:(0+5+0)х6=0 (в следующий раз, при отклонениях от талии, равных нулю, и считать не будем, сразу возьмем ноль)
РБ=5:(0+5+0)х6=6
РЗ=0
Несмотря на всю простоту вычислений, сделаем проверку:
РП+РБ+РЗ=0+6+0=6 см.
По нашим расчетам растворы передней и задней вытачек равны нулю, т.е. в данной конструкции они попросту отсутствуют. Подобный результат некоторых приводит в полное замешательство. Вернемся к фигуре и посмотрим на нее внимательно (ЛИДА). Выпуклостей живота и ягодиц нет. Вытачки же предусматриваются кроем для создания объемности на определенном участке. А если объема нет, то для чего делать вытачки? На это следует очень забавный ответ: «Так положено», или «Так обычно делают».
Всё, что «обычно», и применяют на обычных фигурах. А у девушки Лиды фигура очень даже необычная, прямо скажем, редкая фигура. И крой юбки для неё будет не обычный, а подходящий только к её фигуре.
Продолжим наши расчеты. В мерках, присланных Лидой, отсутствуют значения D и d. Попробуем обойтись без них. Расстояние ОО1, необходимое для расчета ширины переднего и заднего полотнищ, можно найти и по другой формуле. Она выглядит так:
ОО1=(ЗХ-ПХ):2
Пользоваться ею удобно, вы быстро привыкнете и откажетесь от мерок D и d. Но не торопитесь этого делать! Имеющиеся значения поперечных диаметров дают возможность проверить в целом правильность снятых мерок, что очень важно особенно для начинающих. Делают это по формуле:
D=d+ПХ+ЗХ.
Проверьте это самостоятельно на своих фигурах.
При ПХ и ЗХ, равных нулю, вертикали, проведенные из центров эллипсов, совпадают (то есть, ОО1=0). Ширина переднего и заднего полотнища у таких фигур одинакова.
Ширина передней детали=
= ОБ:4-0=21,75 см
Ширина задней детали= =ОБ:4+0=21,75 cм
Важное замечание: ширина переднего и заднего полотнища юбки будут равны, если выполняется условие ПХ=ЗХ.
Зная это на будущее, часть расчетов можно пропустить.
Дуга
по талии ОТ:4=75:4= =18,75 см.
Позаботимся о распределении боковой вытачки. Раствор передней вытачки равен нулю, поэтому длина дуги по талии на чертеже совпадает с длиной дуги по талии на фигуре. Тоже самое, изложенное математческим языком:
РП=0; 18,75+0=18,75 см
Для расчета части боковой вытачки, которую необходимо убрать с переднего полотнища, из ширины передней детали вычтем дугу по талии:
21,75-18,75=3 см
Это составляет половину боковой вытачки.
Тот факт, что боковая вытачка распределена на переднее и заднее полотнища юбки равномерно, является частным случаем. Это характерно только для данной фигуры! Иногда вы будете сталкиваться с таким распределением, однако не расслабляйтесь: это всего лишь исключение из правил, а не закономерность.
Расчеты выполнили, теперь к построению.
Проводим горизонтальную линию, являющуюся линией низа юбки. По центру ставим засечку и поднимаем вверх перпендикуляр, на котором откладываем длину юбки по боковому шву. К примеру, определим желаемую длину изделия как 60 см.
Влево по горизонтали откладываем ширину переднего полотнища юбки по линии бедер (по нашим расчетам это значение равно 21,8 см). Вправо — ширину заднего полотнища по линии бедер (21,8 см).
Из полученных точек строим вверх перпендикуляры к линии низа, на которых соответственно откладываем длину по переду 58 см, (по меркам ДП и ДЗ меньше ДБ на 2 см), и длину изделия сзади 58 см.
От талии по линии бокового шва опускаемся вниз на величину БY=11 см. Ставим в полученную точку ножку циркуля и радиусом, равным БY =11 см, проводим влево и вправо небольшие дуги.
На переднем полотнище по дуге откладываем величину рассчитанной боковой вытачки (3 см). Вправо, на заднем полотнище, откладываем величину боковой вытачки сзади (3 см). Соединяем полученные точки с точкой R, и боковая вытачка оформлена. Передняя и задняя вытачки отсутствуют. «Облипочка» готова!
Вспомним правило, которое мы выводили в начале наших занятий:
Одежда хорошо сидящая на фигуре — это компромисс между классическими пропорциями и индивидуальными особенностями фигуры.
Половина работы выполнена, т.е. индивидуальные особенности фигуры учтены.
Необычность фигуры Лиды, наличие индивидуальных особенностей требует индивидуального подхода в выборе фасонов или моделей юбок. Обычная прямая юбка здесь будет неуместна.
Большая ширина боковой вытачки РБ=6 см наталкивает на мысль распределить величину этого раствора на две или три вытачки — по желанию. Я распределю в две. Сумма растворов распределенных вытачек должна равняться исходному раствору, думаю, что это понятно. Новые вытачки должны располагаться именно в области бокового шва, так как они обуславливаются выпуклостью БХ.
Расстояние между вытачками в стачанном виде должно быть 3-5 см. Длина обоих вытачек в данном случае равна БY=11 см, т.е. расстоянию наиболее выпуклой точки бедра от талии. Наличие бокового шва в данном случае не только не обязательно, но и нежелательно. Такой вид основы прямой юбки уже приемлем.
Развивая тему подбора индивидуальных модельных особенностей для конкретной фигуры, можно предложить трансформировать боковые вытачки в рельефные швы (см. рисунки справа и слева).
Этим мы решили бы сразу две задачи: во-первых, убрали излишки по талии в рельефы, и, во-вторых, разбили переднее и заднее полотнища вертикалями, зрительно сделав фигуру стройнее. Это особенно важно при отсутствии передней и задней вытачек.
Это только самые элементарные варианты, которые можно предложить при данных значениях ПХ, БХ и ЗХ. В самом же деле разнообразие возможных фасонов, расположения рельефных швов и декоративных элементов, приближающих фигуру Лиды к эталону
Взято отсюда
portnojpljus.ru
Построение выкройки основы плечевого изделия (часть 1)
≡ 20 Май 2013 · Рубрика: Платья, жакеты, блузыНа первый взгляд чертеж выкройки-основы выглядит очень сложным. Поверьте, это только на первый взгляд. Следуйте за моим описанием построения, и шаг за шагом мы его осилим!
Основной чертеж женской плечевой одежды с втачными рукавами остается постоянным для всех моделей, будем лишь менять отдельные участки чертежа и прибавки, в соответствии с изменениями фасона. По этой основе можно сделать не только выкройку платья, но и выкройку блузы, жакета и пальто.
Кроме того, на базе этого построения, вы сможете раскроить плечевое изделие на сутулую или перегибистую фигуру.
Для построения выкройки-основы необходимы мерки и прибавки. О том как правильно снять мерки для читайте в статье о снятии мерок. Таблицы прибавок находятся здесь.
Для облегчения своей задачи, вы можете воспользоваться таблицами-калькуляторами для точного подсчета конструкции или готовой параметрической выкройкой. Нажмите на плюс, чтобы открыть вкладку и узнать подробнее. ↓
Вы вводите свои мерки, а программа автоматически просчитывает все формулы. Вам не придется считать в уме или на калькуляторе и бояться сделать ошибку в подсчете.
390 руб
Построение сетки чертежа
Начнем строить чертеж, как обычно, с построения прямого угла с вершиной в точке А. Вниз проведем вертикальную линию, которая будет служить серединой спинки(задней половинки платья), вправо – горизонтальную линию, которая будет служить основанием вершины горловины спинки.
1. От точки А вправо по горизонтали откладываем отрезок Аа1, равный ширине изделия по линии груди с прибавкой. Аа1 = Сг3 + Пг. Аа1 = 44 + 3,5 = 47,5. Из точки А вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины спинки. Из точки а1 вниз проведем вертикальную линию, которая будет являться линией середины полочки(передней половинки платья).
2. От точки А вниз отметим расстояние АГ. АГ = Впрз + Пспр = 20 +1,5 = 21,5. Через точку Г проведем горизонталь вправо и на пересечении с линией середины полочки поставим точку Г1
3. От точки А вправо по линии Аа1 отложим ширину спинки Аа, равную сумме Шс + Пшс. Аа = 17 + 0,7 = 17,7.
4. Ширину полочки откладываем от точки а1 влево и поставим точку а2. а2а1 = Шг + (Сг2 – Сг1) + Пшп = 14 + (46-42) + 0,35 = 18,4. Из точек а и а2 опустим перпендикуляры на линию груди и поставим точки Г3Г4.
5. Ширина проймы аа2 (или Г3Г4) у нас получилась в результате построения. аа2 (Г3Г4) = Аа1-Аа-а2а1 , то есть от ширины изделия по линии груди нужно отнять ширину спинки и ширину полочки. Г3Г4 = 47,5 — 17,7 — 18,4 = 11,5. Существует таблица ориентировочной ширины проймы на типовые фигуры. ⇓
Платье | 11,5 | 12,1 | 12,7 | 13,3 | 13,9 | 14,2 | 14,7 |
Жакет | 12,2 | 12,8 | 13,4 | 14 | 14,6 | 14,9 | 15,4 |
Пальто демисезонное | 12,9 | 13,5 | 14,1 | 14,7 | 15,3 | 15,6 | 16,1 |
Пальто зимнее | 13,7 | 14,3 | 14,9 | 15,5 | 16,1 | 16,4 | 16,9 |
Платье | 15,2 | 15,7 | 15,9 | 16,4 | 16,9 | 17,4 |
Жакет | 15,9 | 16,4 | 16,6 | 17,1 | 17,6 | 18,1 |
Пальто демисезонное | 16,6 | 17,1 | 17,3 | 17,8 | 18,3 | 18,8 |
Пальто зимнее | 17,4 | 17,9 | 18,1 | 18,6 | 19,1 | 19,6 |
Сравните полученную вами ширину проймы с ориентировочной. Для прилегающего силуэта она не должна быть слишком маленькой, то есть не должна быть меньше ориентировочной для вашего размера. Если у вас получилась ширина проймы меньше, чем минимальная ширина проймы для вашего размера в таблице, то проверяйте мерки Шс и Шг. Возможно они преувеличены. Для контроля сравнивайте мерки с типовыми для вашего размера.
6. Далее от точки А вниз по вертикали откладываем отрезок, определяющий уровень линии талии . АТ = Дтс + Пдтс = 40 + 0,5 = 40,5. Из точки Т вправо проведем горизонталь и на пересечении с линией а1Г1 поставим точку Т1.
7. Расстояние от линии талии до линии бедер ТБ = 0,5Дтс – 2см = 0,5 × 40 – 2 = 18. Линия бедер ББ1 по горизонтали.
8. От точки А вниз откладываем длину изделия. АН = Ди = 80. Из точки Н вправо проводим горизонталь НН1. Сетка чертежа построена приступим к построению спинки.
Построение спинки
9. Вправо от точки А отложим ширину горловины спинки — АА2. АА2 = Сш/3 + Пшгор = 17,5 /3 + 0,5 = 6,3.
10. От точки А2 вниз опустим перпендикуляр, равный высоте ростка.
А2А1 = АА2/3 = 6,3/3 = 2,1. Соединим точку А1 с серединой спинки горизонтальным отрезком и поставим точку А0. Оформим линию горловины спинки, соединив точки А0А2 плавной линией.
11. Положение конечной плечевой точки П1 находим с помощью пересечения двух дуг: первой дуги из точки А2 радиусом, равным ширине плеча Шп + раствор вытачки и второй дуги радиусом, равным мерке высота плеча косая Впк + прибавка Пдтс. А2П1 = Шп + раствор вытачки = 12,5 + 2 = 14,5. ТП1 = Впк + Пдтс = 43 + 0,5 = 43,5. Проводим линию плечевого шва, соединив точки А2 и П1.
12. Величина раствора вытачки ИИ1 зависит от осанки фигуры и от структуры ткани:
13. Расположение вытачки А2И на плечевом шве, также определяется в зависимости от осанки фигуры человека. Для типовых фигур расстояние от точки А2 до точки И равно 4 — 4,5 см. Если фигура сутулая, то вытачку располагают ближе к середине плечевого среза. Откладываем раствор вытачки от точки И по линии плечевого среза и получаем точку И1. А длину вытачки откладываем от точки И вниз по вертикали и ставим точку И2. Длина вытачки ИИ2 должна быть не менее 6 см и не более 9 см. Линия ИИ2 прямая, линия И1И2 плавная кривая.
14. Для оформления линии проймы спинки находим вспомогательные точки П3, в, Г2. Из точки П1 на линию аГ3 восстанавливаем перпендикуляр и получившуюся точку пересечения обозначаем точкой П2. Измеряем на чертеже отрезок Г3П2. Теперь от точки Г3 вверх откладываем величину, равную 1/3 расстояния Г3П2 плюс 2 см. Г3П3 = Г3П2 / 3 + 2 см.
15. Далее из точки Г3 проводим биссектрису, на которой откладываем отрезок Г3в. Г3в = 0,2×Г3Г4 + 0,5 см = 0,2 × 11.5 + 0,5 = 2,8.
16. Точка Г2 является серединой проймы, значит Г3Г2 = 0,5 × 11.5 = 5.7 см. Соединяем точки П1,П3,в, Г2 плавной линией – это пройма спинки.
Наша спинка построена, как вы справляетесь? Если все ОК, тогда продолжим и приступим к построению передней половинки плечевого изделия.
© Ольга Маризина
Все статьи
blogportnoy.ru
Как сделать точную выкройку-основу
Главная > Моделируем и шьем сами > Как сделать точную выкройку-основу
После того, как вы правильно измерили основные мерки, можно приступить к созданию выкройки-основы 44-58 размеров для платья, блузки или жакета. Этим методом я пользуюсь уже лет 18, его основные достоинства – выкройка строится легко, быстро, логично, очень точно. Мне достаточно 7 минут, вместе с расчетами. На примерке достаточно небольшой корректировки объема и длины.
Принцип один, различаются только припуски на свободное облегание. Для выкройки-основы платья и блузки достаточно 6 см, для жакета приталенного силуэта – 8 см, для пальто, в зависимости от фасона, 10-16.
Выкройка-основа 44-58 размеров для платья, блузки, жакета.
Так объяснять лучше на конкретном примере, то учиться строить выкройку-основу мы будем для блузки или платья 48 размера.
О том, как более точно построить выкройку для полных фигур, 52-58 размеров, в следующей статье.
Наша выкройка будет до линии бедер. Для платья прямого силуэта ее достаточно продолжить на необходимую длину.
Базовые мерки.
ОГ – 96
ОТ – 75
ОБ – 101
Мерки спины.
Дст (длина спины до талии) – 41
Шсп (ширина спины) – 35
Ш плеча – 12
Мерки переда.
Дпт (длина переда до талии)– 43,5
ВГ (высота груди) – 26,5
ЦГ (цент груди) – 18
Вгк (высота груди косая) – 24
ШГ (ширина груди) – 37
Гп (глубина проймы) – 20
Необходимые предварительные расчеты.
Особенность этого метода в том, что основная мерка при построении выкройки-основы – обхват груди. Через точку ОГ переда проводиться контрольная линия, и все остальные мерки откладываются, на основании расчетов, относительно этой линии.
Расчитаваем ОГ для выкройки-основы: к мерке ОГ прибавляем припуск на свободное облегание. В нашем примере – 6 см. Затем делим пополам.
ОГ = 96 + 6 = 102 : 2 = 51 : 2 = 25,5
По правилам построения выкройки – основы, и для того, чтобы изделие красиво смотрелось на фигуре, выкройка переда должна быть шире выкройки спинки. Поэтому к полученной мерке 25,5, для передней половины, прибавляем 0,5, а для спины – отнимаем.
Перед: 25,5 + 0,5 = 26
Спинка: 25,5 – 0,5 = 25
Расчет вытачек на линии талии.
Для того, чтобы определить размер боковых вытачек, переда и спинки, к обхвату талии прибавляем 3-4 см и делим пополам: ОТ = 75 + 3 = 78 : 2 = 39
Затем от половины величины ОГ с припуском отнимаем полученную цифру:
(96 + 6) : 2 = 51 – 39 = 12.
12 см – сумма всех вытачек. На выкройке их 4: две боковые, вытачки переда и спинки.
12 : 4 = 3 см
3 см - величина каждой вытачки и прогиба бокового шва от вспомогательной линии.
Расчет линии бедер.
К обхвату бедер прибавляется 3-4 см на свободное облегание: 101 + 3 = 104 : 2 = 52.
Разница между половиной ОБ с припусками и половиной ОГ с припусками, откладывается от контрольной линии. Если бедра узкие, то боковая линия переда будет сдвинута вправо, если широкие – влево.
В нашем примере рассчитанная половина ОГ = 51, а половина ОБ = 52. Разница всего на сантиметр. Поэтому, при построении переда, нам необходимо будет отложить 0,5 см влево от контрольной линии, а при построении спинки – вправо.
52 - 51 = 1 : 2 = 0,5
Строим сетку - основные линии выкройки-основы.
Строить выкройку удобнее на кальке. Если все мерки измерены точно, а расчеты сделаны правильно, то вы получите такую же красивую и пропорциональную выкройку, как на верхнем коллаже.
От точки 1 (правый верхний угол) проводим вертикальную и горизонтальную линии. На вертикальной линии откладываем вниз Дтп (длину переда до талии). Проводим горизонтальную линию талии.
Линия бедер расположена на 18-22 см ниже, в зависимости от роста. В среднем, я провожу линию на расстоянии 20 см, как при построении выкроек платья или жакета, так и выкройки-основы юбки.
Линия груди проводится от линии талии на расстоянии, которое рассчитывается так:
От мерки глубины проймы (Гпр) вычитается 1,5-2 см для платья или топа без рукавов, 2-2,5 см для платья с одношовным рукавом, 2,5-3 см для жакета приталенного силуэта, 3-7 см – для пальто, в зависимости от фасона рукава.
Значение этой мерки для 48 размера – 19-23 см, в нашем примере – 20 см.
Гпр = 20 – 2 = 18 см. Откладываем 18 см от линии талии вверх и проводим горизонтальную линию груди.
Построение выкройки переда.
От верхнего угла, от точки 1, откладываем влево и вниз по 7,5 см для 46-48 размеров. Для 50-56 – 8 см. Эта величина - половина ширины горловины. Углубить или расширить ее можно при моделировании. Поставьте точку 2.
От точки 2 влево отмерьте 9 см на вертикальной линии сетки выкройки, поставьте точку 3, на расстоянии 3 см от нее вниз поставьте точку 4, соедините точки 2 и 4 – это наклон линии плеча. Отложите на линии 7 -8 см и поставьте точку 5.
На линии груди отложите от центра переда влево 26 см (половину ОГ + 0,5 см) и поставьте точку 6. Проведите вертикальную линию до пересечения с линией бедер. Поставьте на линии талии точку 7, а на линии бедер – точку 8.
Строим верх переда.
От точки 5 на линии плеча откладываем расстояние, равное величине нагрудной вытачки.
Величина нагрудной вытачки для 42-60 размеров.
Первая цифра – ОГ без припусков, вторая – величина вытачки.
82 – 84 см – 6,5 см
88 – 90 см – 7,5 см
95 - 96 см – 8,5 см
100 см – 9,5 см
104 – 105 см – 11 см
110 – 112 см – 12,5 см
122 – 125 см – 15 см
Для 48 размера, от точки 5, продолжая линию плеча, отложите влево ширину нагрудной вытачки 8,5 см. Поставьте точку 9.
От точки 2 вниз отложите ВГ и поставьте точку ЦГ. Расстояние от нее до линии середины переда – это половина расстояния мерки центра груди (ЦГ) с припуском 1 - 2 см:
ЦГ = 18 см
(18 + 1) = 19 : 2 = 9,5 см
От этой точки вниз проведите вертикальную линию – центр передней вытачки. Ее ширина равна, для нашего примера, 3 см. Отложите по 1,5 см по обе стороны линии. Соедините точку ЦГ и точки вытачки.
Рисуем нагрудную вытачку.
Для этого точки 5 и 9 соединяем с точкой ЦГ.
Линии ширины груди и плеча.
Для того, чтобы их провести и отложить измеренные мерки, складываем кальку с выкройкой так, как на рисунке коллажа: обе линии нагрудной вытачки должны совпадать. Зафиксируйте вытачку булавками.
Затем продолжите линию плеча и поставьте точку, соответствующую измеренной мерке: 12 см
Проводим линию ширины груди: делим, приблизительно, расстояние высоты переда до талии (Впт) пополам, и рисуем ее на 2 см выше. Откладываем мерку, равную (ШГ+ 1) : 2 = 18. Если вы не уверены в том, что мерки ширины переда или спинки измерены правильно, прибавьте 2 см – на примерке обрежете лишний припуск.
Мерка ВГк (высота груди косая) – контрольная. Наклон плеча у всех разный. Для покатых плеч вам необходимо будет провести линию плеча ниже, чем проведенная линия, в соответствии с меркой ВГк, а для фигур спортивного типа – выше.
После того, как уточнили ширину и наклон линии плеча, ширину груди, расправьте выкройку и проведите линию проймы переда через точки плеча, ширины груди и точку 6.
Боковые вытачки.
Боковые швы выкройки переда и спинки должны полностью совпадать, как по изгибу, так и по длине. Размер боковой вытачки, по нашим расчетам – 3 см. Отложите их от контрольной линии, от точки 7 вправо.
Линия бедер.
Для нашего примера, по расчетам, необходимо отложить всего 0,5 см влево от контрольной линии.
Соедините все полученные точки: на линии груди, талии и бедер. Построение выкройки переда на этом закончено.
Выкройка спины.
Ее строить уже гораздо проще. На линии сгиба выкройки откладываем, от линии талии вверх, мерку, равную длине спины (Дст) = 41 см
Так же, как и при построении выкройки переда, откладываем ширину горловины, 7,5 см для 48 размера, только вправо – точка 10.
От полученной точки отмеряем 9 см вправо и 2,5 – вниз. Проводим линию плеча и откладываем измеренную мерку – 12 см.
Глубина выреза горловины по спинке, как правило, 2 – 2,5 см. От точки 10 влево проводим плавную линию горловины спинки.
Для построения выкройки для полных фигур, я советовала измерить дополнительную мерку – высоту спины от 7 позвонка до талии. В принципе, можно просто провести более углубленную линию горловины – 3 см.
На линии груди отложите вычисленную мерку: ОГ спинки (ОГ + 6) : 2) – 0,5 см = 25 см Проведите вниз контрольную линию. По линии талии сразу отложите размер боковой вытачки – 3 см
Линия ширины спины.
Разделите расстояние между линией плеча и линией ОГ спины пополам, и проведите на 1 см ниже, ближе к линии ОГ. В нашем примере ШСп = 35 см
(35 + 2) : 2 = 18,5 см
Вытачка спины.
Разделите рассчитанную мерку ОГ спины пополам, затем от линии сгиба отложите полученную цифру минус 0,5-1 см – так вытачка смотрится более аккуратно, а изделие: блузка, платье или жакет, мягче облегают спину. Размер вытачки – 3 см
Иногда, когда на спине очень заметный перегиб, я меняю размер передних и задних вытачек. Передние уменьшаю на 0,5-1 см, а на спине – увеличиваю.
На линии бедер вправо отложите вычисленную величину, такую же, как и при построении выкройки переда. В нашем примере – это 0,5 см. Проведите линию бокового шва, мягко закруглив ее на линии талии.
Совет:
Для того, чтобы скорректировать построенную выкройку-основу, купите метр недорогой хлопковой ткани – этого будет достаточно и для основной выкройки, и для выкройки короткого одношовного рукава.
Изделия с центральным швом на спине: платья и жакеты, легче корректировать на примерке, они более точно облегают фигуру, стройнят, так как общий объем «разбивается» на вертикальные составляющие.
Вы можете выкроить спинку с центральным швом – выкройка получится точнее. Для того, чтобы не изменился объем по линии талии, уменьшите вытачку спины на 1 см, а на линии центрального шва сделайте плавный прогиб 1 см
Выкраивая половинки переда выкройки-основы, прибавьте припуск 2,5-3 см по линии середины, для того, чтобы на примерке удобнее было зафиксировать объем булавками. На правой полочке подогните на изнаночную сторону и прометайте, а на левой – прорисуйте или прометайте линию середины.
Во время примерки закрепите полочки точно по этим линиям. Если выкроенная основа получилась широкой или узкой, корректируйте объем за счет боковых швов и вытачек.
При наметке важно точно совместить надсечки на линии талии: перед и спинка не должны быть сдвинуты относительно друг друга. Если передняя половина изделия смещена вниз, образуются косые заломы от бокового шва по направлению снизу вверх. Если смещена вверх – заломы могут быть как на спине, так и на полочке в области груди.
Если мерки измерены точно, а выкройка-основа построена правильно, то примерку вы проведете быстро, без значительных изменений. О том, как моделировать платье, жакет или жилет, используя эту выкройку – в следующих статьях.
Страницы сайта в социальных сетях - подпишитесь, чтобы узнавать о новых статьях
lana-web.ru