Каноэ из фанеры своими руками чертежи выкройки


Каноэ чертежи

Такие гребные лодки, как каноэ, сейчас очень популярны. Они были изобретены в незапамятные времена североамериканскими индейцами, изначально выдалбливались из дерева или собирались из бересты и использовались для промысла, походов, сражений с врагами. Узкие, поворотливые, легкие и вместительные каноэ привлекли внимание европейцев и, в результате, распространились по многим странам мира.

Это беспалубные лодки, которые имеют симметричную по миделю форму, острые, немного закругленные оконечности, седловатые, заваленные внутрь борта с линией, проходящей вниз от носа и кормы. Гребцы в каноэ располагаются на сиденьях-банках или стоят на коленях на днище, управляя судном однолопастными веслами. Лодки вмещают от одного до десяти человек, обладают превосходными скоростными характеристиками, малой осадкой и высокой проходимостью. Они способны свободно миновать мелководье, заполненные топляком, заболоченные, заросшие камышом места, узкие излучины, крутые пороги и перекаты. Именно поэтому в наши дни каноэ пользуются высоким спросом и широко используются для туристических путешествий, спортивных мероприятий, для рыбалки, охоты, сплава, дальних походов и семейных прогулок.

Сегодня в продаже есть много разновидностей каноэ, изготовленных из композитных материалов, пластика, полиэтилена, стеклопластика, дюралюминия, ПХВ. Они имеют различную стоимость, которая нередко бывает вполне демократичной. Тем не менее, находится немало людей, желающих собрать каноэ своими руками. Впрочем, их можно понять. Самостоятельно выполненные каноэ можно подогнать под себя и под какие-то конкретные цели, в то время как лодки от производителей ориентированы на массового потребителя и нередко нуждаются в каких-то доработках. Если же лодка собирается своими руками, ее модификация продумывается до мелочей и основывается на желаниях владельца и выбранных материалах. Но для того чтобы она получилась максимально качественной, потребуются чертежи, которые можно разработать отдельно или найти в готовом виде в журналах или интернете. Какими же они бывают?

Стандартные чертежи каноэ

На сборку этого каноэ понадобится неструганный брус, стеклоткань, клей (эпоксидная смола), шурупы, гвозди, краска. Для того чтобы остойчивость лодки была довольно высокой, ее ширина должна быть 94 сантиметра и более, длина – от 4 метров до 6 метров.

Теоретический стандартный чертеж корпуса каноэ

Здесь ОЛ означает основную линию чертежа, которая проходит параллельно днищу лодки. ДП - это диаметральная плоскость, условно разделяющая площадь корпуса вдоль на две полностью симметричные части. ВЛ1 означает одну из линий, которая образуется гранью между мокрым и сухим бортом при установке каноэ на воду. ГВА – это главная ватерлиния, ЛБ – линия борта, Б1, Б2 - батоксы, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – шпангоуты, которые создают форму поперечных обводов. Так как корпус каноэ от 6 шпангоута полностью симметричен, на чертеже представлена только половина длины лодки.

Такую модель, обшивка которой представляет собой доски или рейки, удобнее собирать по поперечным лекалам с формой, аналогичной форме шпангоутов. Их можно единожды жестко смонтировать на стапеле и потом собирать сколько угодно корпусов каноэ одинакового типа.

Сначала с чертежа на лекала переносятся все контрольные точки. Они представляют собой отметки линии ДП,  основной линии корпуса, ватерлинии и линии борта. Затем на стапель крепятся лекала шпангоутов, сделанные в полном соответствии с чертежами. После этого в верхней кромке ДП протягивается струна из стальной проволоки, нужная для того, чтобы проложить отметки ДП на лекалах. Все лекала должны лежать параллельно друг другу.

На крайние лекала устанавливаются ахтерштевень и форштевень. Получается остов корпуса, имеющий контур, аналогичный обводам будущего каноэ. Если по лекалам вдоль этого остова проложить тонкую рейку, она соприкоснется с каждым лекалом только в одной точке. Это означает, что с их кромок нужно снять малку. После этого временно несколько реек-рыбин приклеивают от ахтерштевня до форштевня.

Затем готовят материал для обшивки из реек или досок, хорошо обрабатывая их кромки. Сама обшивка делается вгладь или внакрой. При обшивке внакрой на корпус накладываются отмалкованные кровки так, чтобы толщина их перекрытия была не меньше, чем толщина двух досок.

Обшивку начинают укладывать с днищевой доски. Ее кладут по ДП и соединяют со штевнями при помощи клея и шурупов. К лекалам доски крепятся гвоздями, которые прибиваются к кусочкам фанеры. По кромкам вдоль корпуса они соединяются гвоздями или небольшими шурупами. Для того чтобы соединения было герметичным, перекрой прокладывают ленту стеклоткани, пропитанную эпоксидной смолой.

После того, как обшивка будет окончена, весь временный крепеж удаляется, корпус каноэ снимается с лекал и устанавливается на кильблоки. После этого через каждый 15-30 сантиметров (зависит от размеров каноэ) вставляются рейки шпангоутов. Они изготавливаются из дуба или ясеня. Рейки плотно прижимаются к обшивке, а потом приклепываются к ней заклепками-гвоздями.

Затем по верхним кромкам бортов лодки внутри корпуса устанавливаются привальные брусья. Они придают бортам жесткость и крепятся на шурупах и эпоксидной смоле. Привальные брусья прочно скрепляют с верхними краями шпангоутов. В том случае, если планируется собирать запалубленную лодку, привальные брусья станут опорой для бимсов настила палубы. Если палубы нет, борт у каноэ накрывают планширем, края которого немного выступают наружу, а поперек корпуса устанавливают несколько распорок. Их количество зависит от длины лодки.

После такого строительства получается каноэ с легким, прочным и герметичным корпусом. Его обшивка представляет собой жесткую сплошную оболочку, элементы которой не смещаются относительно друг друга ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает полную водонепроницаемость корпуса. Главное, чтобы он состоял  из качественной древесины, не имеющей сучков и впадин.

Чертежи каноэ с усовершенствованными обводами

При желании можно построить каноэ с усовершенствованными обводами, обусловленными расположением максимальной ширины корпуса ближе к корме. Это делает более легким управление лодкой и снижает дифферент на кормовую часть, если в каноэ находится один гребец.

Чертеж каноэ

Корпус такого каноэ выклеивают на матрице, являющейся продольным набором, из полос водостойкой фанеры. Их изгибают и склеивают диагонально с помощью эпоксидной смолы в два и более слоя. Среднюю часть корпуса лодки в данном случае можно усилить слоем шпона. Каноэ строится на стапеле, который можно сделать из досок толщиной примерно 4 сантиметра. Лекала поперечных шпангоутов, сделанные точно по чертежам обводов, продольные стрингеры конструкции создаются из стандартной фанеры и реек различного сечения, выструганных из сосны.

Переносить с чертежей на фанеру форму шпангоутов и штевней нужно очень тщательно и точно обрисовывать их контуры. Штевни вырезают из водостойкой фанеры.

Чертеж деталей каркаса каноэ

А-чертеж штевней

В-чертеж сечения корпуса по шпангоутом

Киль для лодки изготавливают заранее. Его соединяют со штевнями и временно фиксируют в средних вырезах шаблонов шпангоутов с помощью шкантов. По шпангоутам раскладываются внутренние привальные брусья обоих бортов лодки. Киль и привальные брусья должны иметь плавный прогиб и быть симметричными по ДП. Они фиксируются шурупами из латуни на штевнях. Места соединений сначала промазываются эпоксидной смолой. Рейки (стрингеры каркаса) закрепляются в вырезах шпангоутов шкантами и соединяются со штевнями при помощи проволочной скрутки. После сборки всех элементов каркас лодки обрабатывают шлифовальной машинкой ленточного типа, убирая все выступающие части. Киль при этом следует скашивать. Потом выклеивают корпус.

Чертежи каноэ по технологии СиС

Самостоятельно можно построить каноэ по технологии СиС, состоящее из четырех поясов. Возьмем для примера лодку длиной 4,2 метра, шириной 97 сантиметров, высотой по борту 37 сантиметров. Ее корпус собирается из пяти листов фанеры толщиной 4 миллиметра и размерами 1,55х1,55 метра.

Чертежи каноэ по технологии СиС

Листы фанеры распиливаются пополам, склеиваются методом «на ус» три заготовки, ширина которых составляет 0,75 миллиметров, длина около 4,5 метра. Чертежи переносятся на фанеру, выпиливаются заготовки, в них по всему контуру через одинаковые расстояния высверливаются отверстия. Заготовки сшивают при помощи пластиковых кабельных стяжек.  После чего проводят эпоксидной смолой первичную проклейку швов. Потом убираются все стяжки, на всех швах формируется галтель, швы дважды проклеиваются лентами стеклоткани и пропитываются горячей эпоксидной смолой. Затем каноэ переворачивают, швы зашпаклевывают, а поверхность корпуса зашкуривают. Корпус лодки оклеивают стеклотканью при помощи эпоксидной смолы. Потом делают привальные брусья, склеивают деку из обрезков фанеры, покрывают лодку краской и лаком.

kayak-market.ru

Как легко и правильно сделать своими руками каноэ из фанеры?

  • Дата: 15-09-2015
  • Просмотров: 607
  • Рейтинг: 39

Каноэ является одним из немногих плавательных средств, которые можно изготовить самостоятельно, при этом имея даже совсем небольшой опыт работы с древесиной. И если полноценная лодка в основных случаях делается из целых больших кусков дерева, что очень трудно и затратно, то простейшее, но при этом не менее надежное каноэ можно изготовить и из обычной фанеры.

Общий вид и продольный разрез каноэ.

Из некоторых особенностей такого каноэ можно выделить полное отсутствие специальных держателей для весел и руля, при помощи которого лодкой можно осуществлять управление. При этом сам процесс управления предполагает лишь движение веслами вдоль лодки. При остановке движения, соответственно, останавливается и каноэ. Как же быстро и правильно смастерить каноэ из фанеры самостоятельно?

Материалы и инструменты

Масштабный чертеж выкраиваемых деталей каркаса каноэ: А — штевни; Б — сечения по шпангоутам.

При изготовлении каноэ своими руками главное — приобрести качественные материалы и инструменты. В качестве основного материала здесь выступает фанера. Материал выбирается влагостойкий, а листы фанеры нужно подбирать больших размеров, чтобы легче было их соединять. Толщина материала должна составлять не менее 6 мм, причем состоять она должна из нескольких слоев.

Помимо фанеры, вам еще понадобятся хорошо пропитанные специальными антисептиками доски, а также деревянный брус с сечением примерно 1х 0,5 см. Влажность всей древесины должна составлять 12%. При этом поверхность на себе не должна иметь трещин и сильных повреждений. Помимо материалов, вам пригодятся для работы такие инструменты:

  • электролобзик (желательно с лезвиями);
  • плоские и крестовые отвертки;
  • гвозди;
  • молоток;
  • стамеска;
  • дрель;
  • эпоксидный клей самого высокого качества;
  • плотная пленка;
  • ножницы;
  • простой карандаш для разметок;
  • силикон;
  • лак по дереву и кисточка;
  • металлические пластинки и уголки;
  • саморезы.

Вернуться к оглавлению

Рисунок 1. Штапель можно изготовить из любых подручных материалов, но чаще всего используется древесина.

Итак, когда все материалы и инструменты куплены, можно приниматься и за работу. Сначала необходимо установить штапель. Это специальное сооружение из очень крепких досок, на котором каноэ будет изготовляться. Чтобы не заморачиваться с изготовлением штапеля, лучше всего взять его напрокат, так как вам это обойдется намного дешевле. Выглядит конструкция примерно так (рис. 1).

Теперь принимаемся за раскрой деталей. Начинаем с лекал, которые необходимо сначала изготовить на больших кусках картона. Сначала расчерчиваем все карандашом, а лучше всего делать такую работу при помощи компьютерной программы для чертежей. Так вы получите более совершенные линии. Потом печатаем и вырезаем шаблоны. Вид лекал примерно такой (рис. 2).

Когда вы вырежете картонный шаблон, можно переносить его на фанеру и вырезать при помощи лобзика. При этом старайтесь хорошо обработать края, чтобы потом о них не пораниться. Теперь по этим шаблонам нужно вырезать доски для изготовления силового каркаса. В идеальном варианте для небольшого каноэ должно быть по 4 каркасных планки с каждой стороны. При этом верхняя планка должна быть более толстой.

Рисунок 2. Для изготовления лекал из фанеры необходимо использовать электролобзик.

Тяжелее всего сделать днище, которое плавно переходит в высоту каноэ. Выглядеть каркас будет следующим образом (рис. 3). Если основную часть не получится вырезать самостоятельно, что может оказаться очень тяжело за счет требуемой плавности линий, то лучше обратиться к специалистам. Еще одна планка нужна будет для задней части, чтобы расположить ее поперечно основанию. Скрепление всего каркаса осуществляется при помощи специальных металлических пластинок и уголков, которые посредством саморезов соединяют доски, как это показано на рис. 3.

В последнюю очередь крепятся перепонки внутри каноэ между его боковушками. Они нужны для того, чтобы со временем каркас не разваливался и не деформировался. Крепить их нужно на саморезы или все те же металлические уголки. Перепонок всего должно быть три, а расположить их необходимо друг от друга на равном расстоянии.

Вернуться к оглавлению

Рисунок 3. Каркас лодки изготавливается из сосновых реек.

Итак, каркас готов. Теперь вам необходимо убедиться в его надежности. Для этого проверьте, ничего ли не шатается, все ли расположено ровно. В случае обнаружения дефектов необходимо их сразу же исправить, подбив каркас молотком. Если все нормально, можно переходить к следующему этапу работы.

Теперь самое время перейти к обшивке вашего будущего каноэ. Но для начала необходимо каркас дополнительно защитить при помощи специальной водонепроницаемой пленки, которая должна быть закреплена при помощи мебельного степлера как на внутреннюю, так и на внешнюю сторону каркаса.

Пленку нужно хорошо натягивать, но при этом следить, чтобы она не растягивалась и не рвалась, так как тогда основа может испортиться.

Рисунок 4. Все стыки необходимо тщательно промазать герметиком, чтобы защитить фанеру от воды.

Теперь принимаемся за крепление к каноэ фанеры. Идеальный вариант — два слоя фанеры внутри лодки и два снаружи. Крепление производится при помощи эпоксидного клея. Этот процесс в итоге займет у вас времени больше всего, так как при наклеивании фанеры нужно ее крепко прижимать, пока все схватится. Листы клеятся встык, как можно плотнее друг к другу.

После окончания процесса те места, где листы фанеры стыкуются, нужно промазать силиконом, чтобы влага туда не попадала. А когда силикон полностью высохнет, покройте все каноэ лаком — так оно прослужит вам намного дольше. Когда первый слой лака высохнет, нанесите второй.

Итак, простейшее каноэ из водостойкой фанеры своими руками полностью окончено. При правильном подходе оно прослужит вам не менее двух лет.

Главное — выбрать самые качественные материалы, так как от этого зависит эксплуатация каноэ в первую очередь.

Выглядит окончательный вариант каноэ примерно так (рис. 4), что очень схоже с байдаркой.

moyafanera.ru

Строим каноэ своими руками из дерева

Я давно хотел сделать каноэ своими руками. Новое стоит 12000 рублей или больше. Так что я решил построить сам. На сайтах много инструкций, как построить каноэ, но у меня были некоторые трудности с ними, каждый раз, когда я подходил к результату, получался каяк.

Делаем каноэ своими руками

Я решил изучить все инструкции и советы и все-таки построить каноэ. Вариантов было несколько: обшивка каркаса, фанера сшивается и склеивается, обшивка планками.

Планки я сразу же отбросил. У меня не нужных навыков для этой работы и стоить это будет более 12 тыс. рублей. Фанера даст прочную лодку, но требуется эпоксидная смола и стекловолокно. И в результате выглядит ужасно. Тканевая обшивка — простой и недорогой способ сделать лодку.

Сайты с инструкциями:

http://ecketrailmates.org/event_files…s-tips.htm

http://www.dimensionsguide.com/canoe-dimensions/

http://www.rei.com/expertadvice/artic…addle.html

http://www.bushcraft.ridgeonnet.com/canoe2.htm

http://books.google.com/ebooks?id=g2UUAAAAYAAJ

Шаг 1. Фальстарт

После долгих раздумий, я решил начать строить каноэ. Прочитав информацию на сайтах, я имел представление о размере и методе построения и составил список материалов. Мы пошли с другом на склад пиломатериалов, где закупили все необходимое.

Я хотел каноэ 4,90 м, поэтому мне было нужно купить 490 см доски. Мы купили доски 5Х30 см.

Также нам была нужна 20 мм фанера — 120Х240 см. И в строительном магазине мы купили винты и гвозди.

Ткань, шириной 150 см — 5,5 метров мы заказали по интернету.

Во дворе мы организовали верфь, поставили козлы и начали пилить доски.

Мы все еще не имели точного представления о размерах лодки, но я обнаружил, что 490 см каноэ имело борт 30-35 см. Мне это показалось слишком мало, и я решил увеличить борт до 45 см.

Шаг 2. Переделка

В понедельник я понял, что ширины ткани 150 см недостаточно для периметра лодки – 190 см. Мне пришлось изменить размеры основы, я уменьшил киль до 2Х2 см и стрингеры на 12 мм.

Я выпилил шпангоуты из фанеры, 17 стрингеров из досок 5Х30Х490 см.

Скачать чертеж каное здесь

Шаг 3

Когда все было нарезано, пришло время сборки.

Я положил киль и шпангоуты на козлы. Сразу же стало понятно, что нужна поддержка снизу. Я использовал доску 5Х30 см.

Затем я закрепил стрингеры на шпангоутах и форма каноэ начала прорисовываться.

Когда я работал со стингерами, я столкнулся с проблемой: стрингер, выпиленный с края доски, мог иметь дефект, что ослабляло его, и при сгибании он мог сломаться. Так что я выпилил крепкие стрингеры из центра доски. Закрепление стрингеров вместе тоже было проблематичным, когда оно было близко к изгибу.

Затем я добавил скамью, привязав доску шнурами.

В итоге, я получил каркас, готовый к покрытию тканью.

Шаг 4. Покрытие

На этом шаге я удвоил стоимость работ. Я хотел защитить деревянные части от гниения и взял полиуретан для покрытия. Когда я натягивал холст, я слишком сильно потянул и порвал.

Я начал закреплять холст в центре, делая это с промежутками в несколько сантиметров, это помогает контролировать натяжение. Попробовав закреплять гвоздями, я перешел на скобы, так как гвозди ломались.

Когда я прикрепил ткань вдоль киля и бортов, я перевернул лодку и обрезал лишнюю ткань.

В этот момент мое изделие стало похоже на каноэ.

Шаг 5. Краска

Чтобы уплотнить ткань я использовал латексную фасадную краску. Рекомендую сразу купить 4 литра.

Я нанес три или четыре слоя краски.

Затем я закрепил по борту деревянные рейки, они помогут защитить ткань от трения в некоторых местах. В следующий раз я, возможно, заменю дерево на пластик или алюминий.

Шаг 6. Ланч

Для моего весла у меня были отходы 6 мм фанеры и доски 5Х10 см. Я сколотил простой и функциональный инструмент.

Ремнями я привязал каноэ на крышу моего автомобиля, предварительно защитив крышу мягким резиновым ковриком, и мы поехали на озеро. Не забывайте о боковой поддержке, при повороте лодка может соскользнуть.

После часа плаванья, обшивка пропустила все-таки немного воды. Ткань и краска не идеально защищает от воды. Все недостатки я учту и исправлю в следующей моей модели.

Шаг 7.Финал

Я горжусь моей работой, но я и много узнал, чего нельзя делать. Я слишком увлекся заострением кормы и носа, и поэтому когда я один в каноэ, половина передней части поднимается из воды.

Не пытайтесь сделать слишком узкую форму V на концах лодки.

Лучше сделать узкую среднюю часть лодки. Слишком широкая средняя часть требует более частой работы веслом.

Не используйте винты. Даже, делая пилотные отверстия, много стрингеров я расколол.

doit-yourself.ru

КАНОЭ ЗА 3 ДНЯ

Эта самоделка началась еще давно, с книги «Каноэ за 6 часов», которую я никогда не читал. Интригующе, не правда ли? Суть в том, чтобы построить лодку из простых материалов и в короткий срок, может даже в чужой стране. Проштудировав интернет на эту тему, я удивился большому количеству информации, советов, мнений и приступил к созданию этой авантюрной самоделки.

Этой идеей я «заразил» своего друга, который захотел посмотреть, что из всего этого выйдет, и предложил помощь в создании чертежа.

Шаг 1: Разметка и резка

По размерам чертежа от моего друга я разметил и ручной пилой вырезал из фанеры детали каноэ. Пила ручная, так как это входит в условия создания самоделки, но работает великолепно, не шумит, не пылит, главное чтобы ее не зажимало.

Шаг 2: Стыковые соединения

На стыках я испробовал 4 марки эпоксидной смолы и 3 марки армирующей ленты вместо стеклоткани, пробовал древесную замазку и армирующую ленту вместо стыковой фурнитуры. Пищевую пленку я использовал для защиты стола и фанеры от попадания смолы.

В итоге, на стыках вместо разнообразной стыковочной фурнитуры я накладывал три слоя эпоксидной смолы  с обеих сторон и временно армировал ее лентой, соединение получалось очень крепким.

Шаг 3: Склейка

В начале, для сборки конструкции, как временный элемент, я применял липкую ленту, но от нее пришлось отказаться в пользу медных проводов. Пустоты в стыках заполнял шпатлевкой из древесной пыли и эпоксидной смолы.

Шаг 4: Обнаруженные хитрости

При сборке деталей поделки я использовал армирующую ленту не как усиливающий элемент, а для того чтобы эпоксидка не растекалась. После высыхания лента была удалена.

Шаг 5: Сиденья

На фото показано, как я сделал сиденья. Обратите внимания на поролон и болты для крепления задника сиденья.

Шаг 6: Крышка отсека

С помощью шнуров и деревянных блоков я сделал крепление для крышки кормового отсека.

Шаг 7: Тест на плавучесть

Испытание водой каноэ прошло отлично, даже наполненная водой лодка была наплаву.

Шаг 8: Каноэ 2. Чили

К строительству второго каноэ я приступил по приглашению моего второго друга, который любезно предоставил свой инструмент и сарай.

Шаг 9: Стяжка

Используя свои уже имеющиеся знания и опыт, я создавал каноэ в Чили. На этот раз для временной стяжки я использовал хомуты, их проще снимать. А липкая лента удерживала шпатлевку от вытекания.

Шаг 10: Отделка корпуса

На фото друг снимает хомуты и зачищает швы для последующего нанесения эпоксидной смолы, которую уже наношу я. Армирующая лента здесь временный элемент, для удержания смолы от растекания.

Шаг 11: Успешное плавание

В  Чили на Ларго-Гранде друг провел испытание второго каноэ, на которое мы потратили лишь 2 листа фанеры общей площадью 4.7м. Такое каноэ идеально для 2 человек и снаряжения.

Шаг 12: Посадочные места

При одиночном плавании я сажусь со стороны кормы ближе к середине на колени, так понижается центр тяжести судна. Строение судна, а именно положение переборок позволяют сделать это, а сами переборки упрощают процесс создания каноэ и придают ему еще и жесткости.

Шаг 13: Более подробно о процессе

День первый: нарезка деталей из фанеры, сращивание длинных деталей, сборка на стяжки и промазывание швов.

День второй: армирование лентой, накладывание нескольких слоев эпоксидки, смешивание шпатлевки из древесной пыли и эпоксидки, заделывание швов шпатлевкой. Приклеивание бортиков на мастику.

День третий: установка переборок и сидений на временные стяжки, промазывание их эпоксидной смолой.

День четвертый: удаление стяжек и лент, обработка швов.

День пятый: доработка корпуса, покрытие лодки еще несколькими слоями эпоксидки.

Это теоретический план, который я реализовал с некоторыми изменениями.

Шаг 14: Извлеченные уроки

Создавая эту самоделку я познакомился со многими энтузиастами, просто великолепными и отзывчивыми людьми, которые всегда помогут реализовать даже безумные идеи. Так что вперед, в творчество, не бойтесь реализовывать свои амбициозные планы!

Д. ДЖО

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

modelist-konstruktor.com


Смотрите также

Оставить комментарий